Методическая разработка открытого классного часа "Слагаемые успеха"
методическая разработка (11 класс) на тему

Кузнецова Лилия Рашидовна

Методическая разработка открытого классного часа "Слагаемые успеха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc823 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

на тему:

«Слагаемые успеха»

Разработала:  преподаватель  УКСИВТ

Курмашева  Лилия Рашидовна

2014г.


Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА        

3. ХОД КЛАССНОГО ЧАСА        

ПРИЛОЖЕНИЯ        


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка по теме «Слагаемые успеха» посвящена формированию нравственных ценностей, которые усваиваются через определение основ успешности. Тема, выбранная для беседы с подростками, стоящими на пороге взрослой жизни, актуальна. Важно помочь молодым людям определить правильные ориентиры, позволяющие человеку прожить с достоинством и получить настоящую радость.

Классный час проводится в форме игры с элементами ситуативного практикума, что позволяет активизировать студентов на занятии, превращает формальное нравоучение в нестандартной подход к решению проблем, волнующих подростков.

Методическая разработка состоит из нескольких блоков.

Первый блок формирует понимание важности образования и самообразования. Студенты учатся совместно решать ситуативные задачи.

Во втором блоке как залог успеха рассматривается здоровье, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака.

Третий блок формирует семейные ценности в семье, развивает навыки эффективного семейного взаимодействия.

Четвертый блок – обобщение и рефлексия. Студенты учатся систематизировать и обобщать материал.

Материал классного часа позволяет переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта студентов, заставляет оценивать свои поступки, формирует навыки ведения диалога.

Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы помогает активизировать работу каждого студента, сформировать навыки совместной деятельности и умения общаться.

Используется педагогика сотрудничества, когда педагог из «непререкаемого авторитета» превращается во внимательного и заинтересованного собеседника. Тема сотрудничества заявлена уже в стихотворении, с которого начато занятие.

Использование аудиозаписей, видеосюжетов, слайдов, репродукций картин способствует воздействию на эмоции студентов, формированию эстетического чувства.

В соответствии с новыми требованиями к образованию и воспитанию студенты имеют возможность познакомиться с понятием «компетенция» и продолжить размышления о слагаемых успеха самостоятельно. Для этого предлагается памятка «Девять шагов к успеху», таблица личностных компетенций молодых специалистов, которая составлена по итогам опроса руководителей предприятий.

Мы надеемся, что методическая разработка окажет помощь в организации воспитательной работы со студентами и будет способствовать формированию человека нового столетия.


2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА

Тема – Слагаемые успеха

Преподаватель – Курмашева Лилия Рашидовна

Группа    11.05                      Дата    31.03.14 

Цели занятия:

Воспитательные:

  • формирование представления об успешности, мотивации к образованию как основному инструменту достижения личного успеха, нравственных и семейных ценностей,
  • понимания важности здорового образа жизни;
  • побуждение к нравственному и физическому самосовершенствованию;
  • привитие интереса к мировой культуре и культуре родного края как источнику нравственных ценностей;
  • развитие эстетического вкуса.

Развивающие:

  • развитие умения слушать, анализировать, рассуждать, решать ситуативные задачи;
  • способствовать развитию умений работать в команде.

Форма занятия:  игра с элементами ситуативного практикума.

Технологии:   сотрудничества, информационная.

Методы:  

  • иллюстративный (демонстрация наглядности, показ фрагментов фильма);
  • кейс-метод (решение ситуативных задач);
  • диалоговый;
  • репродуктивный (обобщение материала).

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи:  история, эстетика, психология, мировая культура.

Наглядные пособия:  цитаты, пословицы, крылатые фразы,

                           репродукции картин, видеоролик, аудиозаписи,

                           презентация.

Раздаточный материал:  глоссарий, карточки с заданиями,

                                памятка «Девять шагов к успеху», таблица

                                   личностных компетенций молодых специалистов.

Технические средства обучения: мультимедийный комплекс.

Формирование компетенций:

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач (методы и способы выполнения учебных задач).
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.


3. ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Введение.

Учитель: Добрый день. 

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я верю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

Приглашаю вас к сотрудничеству, к совместным раздумьям по теме «Слагаемые успеха».

2 Постановка проблемы

Учитель: Тех, кто хочет быть успешным, прошу поднять звёздочки, лежащие перед вами?

Многие (все) хотят. Сколько звёзд! Наша аудитория осветилась их сиянием. Хотелось бы, чтобы это сияние, ваши желания быть успешными не погасли!

Предлагаю для обсуждения два главных вопроса.

Можно ли стать успешным?

Три кита успеха.

Прочитаем в глоссарии значение фразеологизма «три кита».

Что же является основой успеха? Окончательные выводы сделаем в конце занятия

II Организационная часть.

Чтобы наша встреча интересной, мы проведем ее в игровой форме. 3 команды будут бороться за звание «Человек слова».

В конце занятия члены жюри вынесут своё решение. Критерии оценки таковы:

  1. Активность команды.
  2. Находчивость.
  3. Правильность ответов.
  4. Оригинальность ответов.

III Основная часть.

Мы начинаем размышлять…

1. Обсуждение притчи. (Видеоролик)

Учитель: Послушайте притчу, подумайте, о чём она?

Бог создал человека из глины, и остался у него кусок.

 – Что ещё слепить тебе? – спросил Бог.

– Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины.

Учитель: Как вы поняли смысл притчи?

Ответы студентов: каждый сам творец своего счастья

Учитель: Труден и долог путь возникновения человека. Также нелёгок и путь к успеху. Мир вокруг нас огромен и часто грозен. Мы как маленькие звёздочки во Вселенной. И только кажется, что от нас совсем ничего не зависит.

2. Игра

Определим «три кита» успешности.

Задания группам

Каждой группе я сейчас раздам карточки, на которых напечатаны слагаемые успеха. Вы должны выбрать одно главное (обобщающее слово), которое включает в себя все другие.

Карточки для первой группы

Умение ставить цели, ответственность, хорошее образование, умение общаться, развитие мышления, развитие речи.

Карточки для второй группы

Хорошая физическая форма, здоровье, умение сказать «Нет!» вредным привычкам, рациональное питание, хороший сон.

Карточки для третьей группы

Ответственность, любовь, уважение, хорошая семья, взаимопонимание.

На слайде: «Три кита успеха» После ответов на экране появляются слова: образование, здоровье, семья.

ОБРАЗОВАНИЕ

3. Решение ситуативных задач.

Учитель: каждой группе предлагается по одной ситуативной задаче. После обсуждения представители групп предлагают варианты ответов.

Задача первой группе.

На какие курсы вы потратили бы деньги, время и усилия:

  1. курсы, которые помогли бы сдать текущую сессию на «отлично»
  2. курсы, которые не подготовят к будущим экзаменам, но дадут универсальные приёмы, как сдавать экзамен любой сложности из любой области.

По возможности поясните свой ответ.

Учитель: На вторых курсах учат приёмам самообразования. То, что выучил лишь для сдачи экзаменов, скоро забудешь, а способности, которые развил у себя, останутся на всю жизнь и помогут в различных ситуациях.

Предлагаю вам девиз: «Образование приносит доход, самообразование – состояние».

Задача второй группе.

К учёбе относятся по-разному. Познакомьтесь с двумя моделями получения образования. Найдите, какими словами отличаются выделенные фразы. Дайте характеристику человеку, который придерживается первой и второй модели.

Два способа поведения при получении образования

  1.  «Я буду учиться!»

 «Чтобы мне добиться успеха, я должен стать более…»

  1. «Мне повезёт!»

«Чтобы добиться успеха, я должен иметь…»

Предполагаемые ответы студентов:

Человек, придерживающийся первой модели, независимый, активный, уверенный в себе.

Человек, придерживающийся второй модели, зависит от обстоятельств, пассивный, неуверенный в себе, надеется на везение.

Учитель: Никто не может заставить студента учиться лучше или развивать свои способности. Это – решение самого человека.

Попробуем разобраться

Задача третьей группе.

Прочитайте о внутренней природе двоечника.

Каковы последствия такого поведения студента?

Внутренняя природа двоечника

  • нежелание быть учеником
  • завышенное самомнение
  • списывание и вовлечение в это других

Он твёрдо решил: «Учить не буду!»

Учитель: Спасибо за ответы. Сравните ваши ответы с тем, что представлено на слайде.

Последствия такого поведения студента

незнание учебного материала;

завышенное самомнение

бессмысленная трата времени и сил

конфликты с родителями

неуверенность в себе

Учитель: Фундамент успешного обучения – это видеть во всём смысл.

Чтобы в чём-то разобраться, задавайте себе вопросы.

  • Что полезного моё обучение в колледже принесёт в будущем?
  • Что полезного моё обучение в колледже приносит в настоящем?

Эти вопросы можно конкретизировать.

  • Что полезного моё обучение в колледже принесёт в будущем?

- как это связано с моими целями в жизни?

- как это связано с моей профессией?

  • Что полезного моё обучение в колледже приносит в настоящем?

- как это влияет на моих родных и близких?

- как я выгляжу в глазах успешных людей?


ЗДОРОВЬЕ

Девиз «Здоровье – путь к успеху»

4. Блиц-опрос

Обратите внимание предлагаемую формулу здоровья и ответьте на вопрос «Как оставаться здоровым?»: 3 «нет» и 3 «да». Студенты разных команд предлагают свои ответы.

Формула здоровья

(100%) = (10%) медицина + (20%) наследственность +(20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.

Как оставаться здоровым?

Три «нет»

Не пить

Не курить

Не употреблять наркотики

Три «да»

Рационально питаться

Достаточно спать

Заниматься спортом

5. Игра “Собери пословицу”.

Учитель: Каждой команде нужно собрать по 3 пословицы и поднять руку по завершении работы. Зачитывает пословицы представитель победившей команды.

Было бы здоровье, (а счастье найдется).

Не рад больной и (золотой кровати).

Здоров будешь – (все добудешь).

Пословицы – мудрость народа: вдумывайтесь в их смысл.

Учитель: Крепкое здоровье является важным спутником успеха в любых делах.


СЕМЬЯ

Девиз: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л.Толстой)

Учитель: Многие серьёзные учёные утверждают, что успешность, карьерный рост связаны с семейными отношениями.

Какая семья может стать опорой для человека?

Ученики: счастливая.

Поразмышляем о семейном счастье. В этом нам помогут произведения художников.

Учитель раздаёт индивидуальные задания.

А всем предлагаю послушать…(аудиозапись)

Звучат голоса детей:

Родители не хотят слышать меня…

Отец меня не понимает…

Они совсем забыли, что тоже были молодыми…

У меня с ними постоянные конфликты…

Мы живем в разных мирах…

Они ругают моих друзей…

Я чувствую себя одиноким в своей семье…

Учитель: Знакомые слова? Наверное, и вы иногда произносите нечто подобное. О чём свидетельствуют эти слова?

Ученики: О непонимании. О конфликте поколений.

Учитель: Непонимание разъединяет близких. А что же объединяет? Что является основой семейного счастья? Ответим на эти вопросы после выступлений студентов, выполнявших индивидуальные задания.

6. Ответы студентов микрогрупп.

Учитель: Первой паре нужно было ответить на вопросы по картине голландского художника Рембранта «Блудный сын».

Индивидуальные задания

Задание первой микрогруппе

Рассмотрите картину Рембрандта «Блудный сын» и ответьте на вопросы:

Что легло в основу сюжета картины?

Как отец отнёсся к блудному сыну?

Справка.

Голландский художник Рембрандт создал картину «Возвращение блудного сына». В её основе – притча Иисуса Христа о блудном сыне. Она звучит примерно так: «У отца было два сына. Младший попросил отца отдать ему надлежащую ему часть имения, и отец разделил своё имение между сыновьями. Младший отправился в дальнюю сторону, растратил всё имущество и вернулся домой».

Задание всей группе после выступления студентов: Продолжите фразу: счастливая семья…(семья, где умеют прощать, любить)

Фраза проецируется на экран частями.

Учитель: А теперь обратимся к картине башкирского художника Ахмата Лутфуллина.

Задание второй микрогруппе (во время ответа тихо звучит башкирская мелодия)

Рассмотрите картину Ахмата Лутфуллина и ответьте на вопрос:

Что олицетворяют три женщины?

Что является основой хорошей семьи ?

Справка.

Перед вами – картина знаменитого башкирского художника Ахмата Лутфуллина «Три женщины».

Сюжет картины прост. В доме башкирских крестьян сидят три женщины: в центре – самая старшая из женщин, по правую руку от нее – зрелая женщина, по левую руку – совсем юная женщина.

Члены жюри подсчитывают баллы

Обобщения учителя: Три женщины олицетворяют собой постоянную смену поколений. Эта картина является, на мой взгляд, своеобразным символом связи поколений.

Задание всей группе после выступления студентов: Продолжите фразу: счастливая семья…(семья, в которой есть уважение, связь между поколениями)  

Фраза проецируется на экран частями.

.

IV Обобщение. Рефлексия

Учитель: Подведём итог нашим раздумьям

1. Продолжите любое предложение

Я понял, что…

Я научился…

Мне захотелось…

Я попробую…

2. Ответим на вопросы, заданные в начале нашей встречи. 

(На экране)

Можно ли стать успешным?

Три кита успеха.

образование           здоровье           семья

3. Предоставим слово жюри.

Учитель: Мы «скрестили шпаги наших мнений», размышляли, и потому вы сегодня достойны звания «Человек слова».

Наша встреча подошла к концу!

Разговор о слагаемых успеха только начат. Вы, конечно же, ещё не раз задумаетесь над этим. И я хочу вам немножечко помочь. Я подготовила для вас памятку «Девять шагов к успеху» и таблицу личностных компетенций молодых специалистов. Она составлена руководителями предприятий.

(На экране):

Два мира есть у человека.

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Всем спасибо! Урок окончен!

Желаю успеха!

.


ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Борохов, Э.И. Россыпи мыслей [текст]/Э.И.Борохов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006 – 128 с.
  2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст]./ С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., А ТЕМП, 2007
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. [текст] Психология человека. М.: Просвещение. – 200. – 365с.
  4. Чернышев, Я.А. Феномен карьерной деструктивности семейных отношений руководителя / Я.А.Чернышев // Мир психологии.-2006.-№4. С.201-205.
  5. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Селевко Г.К.Селевко Социально-воспитательные технологии 22 янв. 2014 г. - Издательство: Народное образование

ПРИЛОЖЕНИЯ

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К КЛАССНОМУ ЧАСУ ПО ТЕМЕ «СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА»

ГЛОССАРИЙ

Три кита - В древности некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане. Следовательно, эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира

Выражение «три кита» можно понимать как основа, опора чего-либо.

Притча  - Иносказательное повествование с нравоучительным выводом.

Семья - это группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми)

Компетенция - (лат. соmpeto - добиваюсь, соответствую) – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают описанные требования к личностным, профессиональным и т.п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала.

Вы поняли, что является ОСНОВОЙ успешности.  Продолжить работу над собой вам поможет предлагаемый материал.

ПАМЯТКА «ДЕВЯТЬ ШАГОВ К УСПЕХУ»:

  • Скажите себе, что вы не хотите быть неудачником.
  • Поставьте перед собой реальные цели, выработайте план действий и начинайте двигаться вперед.
  • Не жалуйтесь на нехватку времени.
  • Настраивайте себя на то, что у вас все получится.
  • Анализируйте свои ошибки и извлекайте из них уроки.
  • Учитесь получать удовлетворение не только в моменты достижения результатов, но и в процессе работы, преодолевая трудности.
  • Верьте в себя.
  • Вдохновляйте себя.
  • Искренне радуйтесь своим успехам и удачам своих друзей.


УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ СФОРМИРОВАННОСТЬЮ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Таблица составлена по итогам опроса руководителей предприятий.

Ответьте на вопрос «Сформированы ли в Вас указанные компетенции?»

Личностные компетенции

баллы

Исполнительная дисциплина

4,2

Самостоятельность в принятии решений

3,1

Проявление инициативы

2,8

Способность выбирать целевые установки

3,5

Уверенность в себе

2,9

Ответственность за порученное дело

3,9

Культура поведения

4,3

Трудолюбие

4,2

Самосовершенствование

3,7

Чувство долга перед коллегами

3,6

Надёжность

2,8

Гуманность

2,6

Физическая подготовка

4

Культура речи

3

Ведение здорового образа жизни

3,2


ЗАДАНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЕ

Решение ситуативной задачи

Обсудите и предложите свой вариант ответа. Своё мнение обоснуйте.

На какие курсы вы потратили бы деньги, время и усилия:

  • курсы, которые помогли бы сдать текущую сессию на «отлично»
  • курсы, которые не подготовят к будущим экзаменам, но дадут универсальные приёмы, как сдавать экзамен любой сложности из любой области.

ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ ГРУППЕ

Решение ситуативной задачи

К учёбе относятся по-разному. Познакомьтесь с двумя моделями получения образования. Найдите, какими словами отличаются выделенные фразы. Дайте характеристику человеку, который придерживается первой и второй модели.

Два способа поведения при получении образования

  1.  «Я буду учиться!»

 «Чтобы мне добиться успеха, я должен стать более…»

  1. «Мне повезёт!»

«Чтобы добиться успеха, я должен иметь…»

ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЕ

Решение ситуативной задачи

Прочитайте о внутренней природе двоечника.

Каковы последствия такого поведения студента?

Внутренняя природа двоечника

  • нежелание быть учеником
  • завышенное самомнение
  • списывание и вовлечение в это других

Он твёрдо решил: «Учить не буду!»


ЗАДАНИЕ ВСЕМ ГРУППАМ

Рассмотрите картину Рембрандта «Блудный сын» и ответьте на вопросы:

Что легло в основу сюжета картины?

Как отец отнёсся к блудному сыну?

Справка.

Голландский художник Рембрандт создал картину «Возвращение блудного сына». В её основе – притча Иисуса Христа о блудном сыне. Она звучит примерно так: «У отца было два сына. Младший попросил отца отдать ему надлежащую ему часть имения, и отец разделил своё имение между сыновьями. Младший отправился в дальнюю сторону, растратил всё имущество и вернулся домой».


ЗАДАНИЕ ВСЕМ ГРУППАМ

Рассмотрите картину Ахмата Лутфуллина и ответьте на вопрос:

Что олицетворяют три женщины?

Что является основой хорошей семьи?

Справка.

Перед вами – картина знаменитого башкирского художника Ахмата Лутфуллина «Три женщины».

Сюжет картины прост. В доме башкирских крестьян сидят три женщины: в центре – самая старшая из женщин, по правую руку от нее – зрелая женщина, по левую руку – совсем юная женщина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых и вторых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – формирование позиции противостояния опасным дл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Блокада Ленинграда. Как это было…»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей  средних специальных учебных заведений. Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство па...

Методическая разработка открытого классного часа "День победы"

Во все времена русский народ защищал свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Наша Родина, Россия, - страна героическая....

Методическая разработка открытого классного часа "Вся правда о наркотиках"

Открытый классный час предназначен для студентов 1 курса. Цель мероприятия: улучшение информированности подростков о факторах риска, создаваемых наркоманией для здоровья и личности в целом, содействие...

Методическая разработка ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА В 6"Б"КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ДРУГОМ?»

Методическая разработка классного часа "Что значит быть настоящим другом"....

Методическая разработка открытого классного часа по теме: "Кубань - многонациональный край!"

Цель классного часа -  помочь осознать студентам ценности этнокультуры народов Кубани,  воспитывать чувства терпимости и толерантности...

Методическая разработка открытого классного часа "Я познаю мир"

3 июня в рамках месячника «Духовно-нравственного воспитания личности» Наталья Александровна Губанова, классный руководитель 1 эл. «А» провела открытый классный час «Я познаю мир».  В качест...