материал для классного часа "О чистоте русского языка"
классный час (8 класс) по теме

Материалы для классного часа " О вреде сквернословия" для учеников 8-9 классов с анкетой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezultaty_anketirovaniya.doc20.5 КБ
Microsoft Office document icon ot_ekologii_dushi_k_ekologii_slova_kl_chas.doc36 КБ
Microsoft Office document icon anketa.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

На первый вопрос анкеты все респонденты ответили, что они считают, что проблема культуры речи остро стоит в нашем обществе. Отношение опрошенных к сквернословию от негативного и отрицательного (90 пр) до нейтрального (10 пр). Никто из опрошенных не относится к сквернословию положительно. Среди причин, побуждающих человека сквернословить, были названы: проблемы в семье, плохое окружение, воспитание, злость и гнев, унижение, страх, ненависть, агрессия, недовольство, ярость, огорчение, разочарование, глупость, вспыльчивость, непонимание окружающих. 100 процентов опрошенных признали,  что сквернословие является опасным для общества и  с ним нужно бороться, т. к. это одна из основных проблем современного человека.



Предварительный просмотр:

Классный час «От экологии слова к экологии души»

 

Эпиграф: Ржавеет золото и истлевает сталь,

                Крошится мрамор. К смерти все готово.

                Всего прочнее на земле - печаль

                И долговечней – Царственное Слово.

                                                     А. Ахматова

Приветствие. Показывается прибор для релаксации. Учащимся  предлагаются вопросы для обсуждения:

Что это?

Почему человеку необходимо иногда изолироваться от внешнего мира?

Какие раздражители негативно влияют на психическое состояние человека?

Почему в последнее время раздражающим фактором стала человеческая речь?

Каково ее негативное воздействие на психоэмоциональное состояние человека?

    Напряженная работа, эмоциональные перегрузки, бешеный ритм жизни - вот далеко не полный перечень причин, по которым человеку необходимо уединение от внешнего мира.

Люди просто вынуждены периодически отгораживаться от назойливой суеты, окружающей их, чтобы сохранить свое психическое здоровье и душевную гармонию.

Звуки, порожденные человеком, заставляют нас все чаще обращаться к звукам природы, в которых мы находим спокойствие, умиротворение и внутренний покой    

(слайды с картинами природы)

Одним из главных раздражающих факторов, нарушающих наше внутреннее равновесие, в последнее время становится человеческая речь, наша с вами речь…

    А ведь «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна, глава 1). Слово было и остается загадкой. Это набор букв и звуков или образ, связанный с самим объектом. Речь человека отражает его сущность, его уровень развития, характер. Наше первое впечатление о человеке зависит в первую очередь от того, как и что он  говорит. Более того, язык хранит и передает черты его носителей. Мировоззрение отражается в языке, а язык формирует мировоззрение. Младенец, обучаясь речи, воспринимает это отношение к миру, усваивает его.

    У всех народов есть слова вежливости, которыми выражают приветствие, благодарность, просьбу. Оказывается, в этих словах отражено мироощущение народа. Во всех языках мира есть приветствия-пожелания: здравствуйте (будьте здоровы), спокойной ночи и т.д. Сравните: англ Good morning! Good afternoon! Good Evening! Нем Guten Tag! Guten Morgen!, что дословно означает пожелание доброго, хорошего дня , утра и т.д. В русском языке есть еще и приветствия-поздравления. Например, с добрым утром! По форме это поздравление. Оно им и являлось. Так радостно, с благодарностью. как дар Божий, принимали каждый новый день наши предки. И от этого жизнь их делалась светлее. Мы не просто теряем чистоту языка, вместе с тем мы меняем отношение к жизни, сталкиваемся с унынием в себе и окружающих.

  Слово «спасибо» значит «Спаси, Бог». Это, фактически, молитва. Мы молимся за человека, оказавшего нам какую-либо услугу, прося Бога спасти его в вечности. Православные христиане говорят без сокращений «Спаси, Господи» и отвечают на это « Во славу Божью», то есть не за то, что мы сделали, а только милосердием Божьим.

Слово «Благодарю» значит дарю благо, желаю добра. Ведь от благодарности светлее на душе, ибо не следует считать, что все, что для нас делают окружающие, является само собой разумеющимся.

«Прощай»- это просьба простить все обиды, быть прощенным Богом, а для этого нужно самому  простить всех людей.

    Трудно представить себе, как сильно действует слово. «Будь искусным в речах -слово сильнее, чем оружие»-это изречение египетского фараона. Наши предки, славяне, были уверены, что хорошие и добрые слова могут излечить, помочь, спасти, а злые - причинить вред и вызвать болезнь.

   Современная наука доказала, что слово-это не только колебание воздуха, а мысль материальна. В словах отражается мышление человека. Значит, каждое слово несет в себе заряд определенного качества. Грязные мысли и чувства ведут за собой грязные дела и поступки, а чистые слова сопровождают добрые поступки. Даже своими мыслями, а тем более словами, мы формируем атмосферу вокруг себя. Евангелие предупреждает, что за каждое праздное (пустое) слово люди дадут ответ в день суда. Если даже пустые слова - мусор, что говорить о ругательствах!

  Ученые доказали, что хромосомы человека, хранящие всю генетическую информацию о нем и передающие ее от родителей ребенку, имеют волновую часть, где записывается информационное воздействие, окружающее нас. Матерные слова вызывают мутации, которые приводят к уродствам. Информационное загрязнение вокруг нас слишком сильно, ведь человек, речь которого «загрязнена» разного рода выражениями наносит непоправимый вред слышащим его людям. Сквернословие- это болезнь, от которой тяжело излечиться. Мат не может быть нормой. Макаренко писал,  « мат - неприкрашенная, мелкая и дешевая гадость». Любое бранное слово-это негативное пожелание, а зложелательство является грехом в православии. Оно приносит вред и тому, кто проклинает, и тому, на кого оно напрвлено

     8 А класс провел исследование, которое мы назвали « Один языковой день из жизни восьмиклассника», чтобы выяснить, какие же слова мы сегодня слышим чаще других, насколько чиста наша речь, не наносим ли мы вред своему биоэнергетическому полю словами, которые произносим, насколько мы деликатны и взаимовежливы. Далее следуют подготовленные сообщения восьмиклассников на следующие темы:

-сквернословие

-терминология

-молодежный сленг

-англицизмы

Результаты анкетирования  (см. отдельный файл для анкеты и результатов)

Заключение. Выводы



Предварительный просмотр:

Анкета

  1. Считаете ли вы, что в нашем обществе остро стоит проблема культуры речи?

  1.  Ваше отношение к сквернословию.

  1. Каковы причины, побуждающие человека сквернословить?

  1. Опасно ли сквернословие? Если да, то чем?

  1. Нужно ли бороться со сквернословием?

Анкета

        Считаете ли вы, что в нашем обществе остро стоит      

        проблема культуры речи?

    Ваше отношение к сквернословию.

     Каковы причины, побуждающие человека  

     сквернословить?

         Опасно ли сквернословие? Если да, то чем?

     Нужно ли бороться со сквернословием?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Молодежь за чистоту русского языка"

Проект информационно-просветительной кампании, целью которой является привлечение внимания общественности, особенно молодежи,  к проблеме существования в нашем языке ненормативной лексики.Проект ...

Берегите чистоту русского языка

Материал может пригодится на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях. Для выпуска газеты....

О чистоте русского языка.

Открытое занятие литературного кружка....

Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)

Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем...

Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»

Через выявление  особенностей языка и стиля рассказа определить авторскую позицию М.Зощенко в рассказе «Обезьяний язык» и раскрыть проблему чистоты русского языка....

Презентация к уроку "Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»".

Презентация к уроку "Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»".  Краткая информация о биографии писателя, анализ рассказа "Обезьяний я...