Берегите чистоту русского языка
методическая разработка (7 класс) на тему

Материал может пригодится на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях. Для выпуска газеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_chistotu_yazyka.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Русский Язык.

 Как много на нём написано.

Какие бесценные произведения написали русские писатели и поэты.

Посмотрите их мысли о  нашем Великом языке.

Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. –

 И. Тургенев

 Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И. И.Тургенев

Всякий материал — а язык особенно — требует тщательного отбора всего лучшего, что в нем есть,— ясного, точного, красочного, звучного и дальнейшего любовного развития этого лучшего.

М. Горький  

Язык есть вековой труд народа. В. Даль.

Язык растет вместе с культурой.

Толстой А. Н.

Богатство языка есть богатство мыслей.

Карамзин Н. М.

Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом языке и бедном языке.

Толстой А. Н.

Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, неопределен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка.

Гердер И.

Язык — это орудие мышления... Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Толстой А. Н.

«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Н.В. Гоголь

Слово дано людям только для того, чтобы благословлять, благодарить, объединяться в справедливости, мудрости, любви. Слово дано людям не для того, чтобы ослабить или уничтожить (унизить) других. Его роль – поддержать падающего и поднять упавшего, дать свет тому, кто бродит в темноте, указать дорогу потерявшемуся в пути».

(О.М. Айванхов. Золотые правила ежедневной жизни)

«…Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем – отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть».

А. Герцен

Василий Никитич Татищев

 «Подлинно же славяне задолго до Христа и славяно-руссы собственно до Владимира письмо имели, в чём нам многие древние писатели свидетельствуют и, во-первых, то, что вообще о всех славянах рассказывается».

«История Российская»

Михаил Васильевич Ломоносов

 «Я приметил здесь, что от господина Миллера пропущен самый лучший случай к похвале Славенского народа. Ибо как известно, что Скифы Дария Персидского царя, Филиппа и Александра царей Македонских, и самих Римлян не устрашились, но великие им отпоры чинили и победы над ними одерживали, то посему легко заключить можно, что народ Славенский был весьма храбрый, который преодолел мужественных Скифов и с пространных селений выгнал, чего ему без великих сражений и знатных побед учинить нельзя было. Правда, что господин Миллер говорит: прадеды ваши от славных дел назывались Славянами; но сему во всей своей диссертации противное показать старается, ибо на всякой почти странице Русских бьют, грабят благополучно, Скандинавы побеждают, разоряют, огнём и мечём истребляют; Гунны Кия берут с собой на войну в неволю. Сиё так чудно, что ежели бы господин Миллер умел изобразить живым штилем, то бы он Россию сделал столь бедным народом, каким ещё ни один и самый подлый народ ни от какого писателя не представлен.

 4. Вторая из главных частей сей диссертации пишет о Славенском народе, которого приход в здешние места поставляет господин Миллер весьма поздно, чему противное показывают Славенские имена старинных городов Российских, так что ежели Славяне пришли в здешние земли в 4 веке, то оные города должны были иметь Славянские имена прежде прихода Славян в оные места, что отнюдь быть не может. Что Славенский народ был в нынешних Российских пределах ещё прежде Рождества Христова, то неоспоримо доказать можно.

 5. Варягов не почитает господин Миллер за народ Славенский, однако, что они происходили от Роксолян, народа Славенского, и прошли с Готфами, Славянами ж, от Чёрного моря к берегам Балтийского; что говорили языком Славенским, несколько от соединения со старыми Геманцами испорченным, и что Рурик с братьями был сродственником князьям Славенским, и для того в Россию призван на владение, сие всё из самой сей диссертации заключить, а из других оснований весьма довольно доказать можно.

 6. … «И Российский перевод, который он по большей части по своему переправлял, исполнен несносными погрешностями, которые ясно показывают, что он не такой великий знаток Российского языка, что бы он мог поправлять за природными Россиянами, как он о себе хвастал в кичливом своём, однако опроверженном, предисловии к Сибирской Истории, которая, как я думаю, едва ли не меньше недостатков имеет, как настоящая диссертация».

 «Замечания и возражения на речи академика Миллера „Происхождение народа и имени Российского”»

***

Егор Иванович Классен

 «… Русская история начата с такого периода, когда Русь представляла огромное звено, сильный народ, заселивший собой уже несколько сот тысяч квадратных вёрст; богатый торговлей и промышленностью и разделённый на два главных государства, кроме нескольких малых ...

 Тут уже нет мифологического лица, поставленного родоначальником народа; нет сказочных исполинов с волшебным оружием; нет волчицы – воспитательницы, не поставлен в праотцы Юпитер или Плутон, или какое-либо земноводное чудовище. – Нить Русской истории начинается с того периода, когда Россия представляет собой уже огромное политическое тело, свидетельствующее своей огромностью, так и своим разладом, что оно существовало за много веков до этого периода».

 «Древнейшая история славян и славяно-руссов»

 «Действительно Славяне-руссы, как народ, ранее Римлян и Греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих об их там пребывании и о древнейшей их письменности, искусствах и просвещении. Памятники пребудут навсегда неоспоримыми доказательствами; они говорят нам о действиях наших предков на языке, нам родном, составляющем прототип всех славянских наречий, сливающихся в нем, как в общем своем источнике».

 «Новые материалы для древнейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до Рюриковского времени в особенност

О РУССКОМ ЯЗЫК

 «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

А. Куприн

**

 «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

В. Белинский

**

 «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

И. Тургенев

 «Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и - что всего обиднее - эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности».

Н. Лесков

 «Пред вами громада - русский язык!».

Н. Гоголь

 «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плёл народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь».

А. Толстой

 «Языка нашего небесна красота не будет никогда попранна от скота».

М. Ломоносов

 «Нравственность человека видна в его отношении к слову».

Л. Толстой

 «Язык есть исповедь народа, Его душа и быт родной».

П. Вяземский

 «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

М. Шолохов

**

 «Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни».

К. Ушинский

***

 «Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас»

 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

И. Тургенев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Молодежь за чистоту русского языка"

Проект информационно-просветительной кампании, целью которой является привлечение внимания общественности, особенно молодежи,  к проблеме существования в нашем языке ненормативной лексики.Проект ...

О чистоте русского языка.

Открытое занятие литературного кружка....

Урок 9 класс по теме "Берегите чистоту русского языка, как святыню!"

Урок русского языка  в 9 классеТема: «Берегите чистоту русского языка, как святыню!»Цель: формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущн...

Буклет "Береги чистоту русского языка как святыню"

Проблема сквернословия в среде подростков актуальна. Буклет содержит интересные факты о влиянии слова на жизнь человека.Ненормативная лексика наносит непоправимый вред здоровью человека—это дока...

Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»

Через выявление  особенностей языка и стиля рассказа определить авторскую позицию М.Зощенко в рассказе «Обезьяний язык» и раскрыть проблему чистоты русского языка....

Презентация к уроку "Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»".

Презентация к уроку "Проблема чистоты русского языка в рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»".  Краткая информация о биографии писателя, анализ рассказа "Обезьяний я...