«В коллективе, через коллектив и для коллектива»
классный час (9 класс) на тему

Францева Татьяна Владимировна

Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой.

Коллектив – небольшая группа людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно-полезной целью и деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_kollektive_cherez_kollektiv.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «В коллективе, через коллектив и для коллектива»

Если я не за себя, то кто за меня?

Но если я только за себя, то зачем я?

Гораций

Человек – существо общественное. Без других людей, без окружения себе подобными он не может жить, не может развиваться. Более того, развитие человека связано с расширением круга (группы) людей, с которыми он находится во взаимодействии:

  • До 1 года – его круг общения составляют «мама-папа»;
  • В 1- 3 года – семейное сообщество расширяется другими родственниками;
  • 3 - 7 лет – детсадовский возраст – ребенок развивается в группе однолеток;
  • 7-11 лет – учебная группа – класс начальной школы;
  • 11-17 лет – участие в нескольких различных группах (класс, кружок, друзья, взрослые);

Общение с другими людьми создает предпосылки для проявления различных форм активности и для самостоятельной работы человека над собой.

Коллектив – небольшая группа людей, находящихся в личностном контакте и связанных единой общественно-полезной целью и деятельностью.

Ваши коллективы:

  • Семья. Те, кто живет под одной крышей, связанные кровным родством: родители, бабушки-дедушки, другие родные. В семье есть множество традиций, особенностей, составляющих образ жизни.
  • Школьный класс. Группа ровесников, связанных общим порядком деятельности учения и частично досуга.
  • Коллективы клубного типа (кружки, студии, секции). Объединения ребят по интересам.
  • Неофициальные молодежные собрания, уличные, дворовые группы, группировки, «тусовки».
  • Дружеские компании.

В коллективах идут процессы самоутверждения личности, которая, реализуя свои способности, получает от коллектива оценки.

Личность в коллективе бывает:

- самостоятельная

- гибкая

- конформистная.

Оцените себя:

  • Если вы имеете в коллективе самостоятельное мнение, позицию – вы самостоятельный, независимый человек.
  • Если коллектив формирует вашу самооценку и уровень притязаний, заставляя вас подбирать наиболее удобный стиль поведения, общения, способ адаптации к окружению – это характеризует гибкого, контактного человека.
  • Если вы склонны слепо подчиняться воздействию группы, вы становитесь конформистом – согласным, пассивным, не имеющим своего мнения. Это не позволяет проявляться вашим способностям.

 

Памятка «Как не стать конформистом»

  1. Наблюдайте – поведение каждого члена группы и сообщества в целом.
  2. Думайте – к чему стремитесь в группе лично вы, как это соотносится со стремлениями группы.
  3. Планируйте – свои личные и групповые цели, как использовать окружающую обстановку для реализации своих возможностей.
  4. Действуйте – соответственно своему плану, открыто высказывая свои позиции.
  5. Оценивайте – эффективность ваших действий.
  6. Корректируйте свои действия, если получается не то, на что рассчитываете, и предпринимайте новые попытки утвердить свое право на самостоятельность.

Упражнение «Я – в коллективе»

Я-концепция личности в коллективе получает «подпитку» ощущениями, которые вам предлагается оценить (в пятибалльной системе):

  1. меня удовлетворяет мое положение в коллективе
  2. чувствую себя членом команды
  3. у меня много друзей
  4. меня ценят в коллективе
  5. у меня есть чувство «мы»
  6. чувствую за собой защиту коллектива

Если ответы не удовлетворяют, вернитесь к памятке «Как не стать конформистом».

Школьный коллектив – это мини-модель мира:       в нем есть хорошие и плохие люди, начальники и подчиненные, неординарные и обыватели, кумиры и отверженные.

В классном коллективе в результате общения устанавливаются определенные отношения между его членами, каждый индивид получает свою роль, статус. Исполнение этой роли заставляет каждого быть таким-то, оказывает групповое давление. С другой стороны, потребность в определенном социальном статусе личность может удовлетворить только через группу, через коллектив, утверждая себя в определенных ролях.

Упражнение-игра «Социометрический опрос»

Позволяет выявить и оценить картину личностных отношений и распределения ролей в группе.

Задание. Представьте себе воображаемую ситуацию: весь существующий класс распускается и формируется новый – на основе желаний. Каждый должен предложить одноклассников (не более трех), которых вы хотели видеть в составе новой группы. Ответ на этот вопрос все учащиеся дают в письменном виде, перечисляя в порядке предпочтения тех, кого они выбирают.

Обработка результатов состоит в определении числа выборов, которые получит каждый из участников. Результаты надо сделать анонимными и каждый узнает только то, как к нему относится группа и что представляет вся группа как коллектив.

Мысли мудрых

  • Вся наша жизнь – это хождение по коллективам.                                                                                                            А. Петровский, доктор психологических наук.
  • Обособленный от других человек никогда не достигнет цели.                                               И. Гете.
  • Тот, кто думает, что можно обойтись без других, заблуждается;            но еще сильнее заблуждается тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него.                                  Ф. Ларошфуко.
  • В жизни есть только одно несомненное счастье –      жить для другого.                          Л.Н. Толстой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.

Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе через совместное участие в социально-значимых проектах и природоохранных акциях.

В статье представлен опыт работы классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в классном коллективе....

Из опыта работы Формирование классного коллектива через проектную деятельность

Коллективная деятельность, общее интересное дело, имеющее конечный результат, способствуют объединению и сплочению любого коллектива, особенного детского. Одним из интенсивных методов включения подрос...

Формирование сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения

Статья из опыта работы классного руководителя МОУ Сергеихинская СОШ  Секушенко Аллы Евгеньевны...

Проект сплочения коллектива через выход в социальную среду

Коллективная работа педагогов и воспитанников Синарского детского дома...

В коллективе, через коллектив и для коллектива

Классный час "В коллективе, через коллектив и для коллектива"....