Из опыта сотрудничества классного руководителя с родителями учеников
статья на тему

Гущина Марина Владимировна

Данная статья рассказывает о вожможных вариантах сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта сотрудничества классного

руководителя с родителями учеников

(для выступления на заседании ШМО классных руководителей «Классное руководство – не работа, а искусство»)

Народная мудрость гласит: «Самое лучшее наследство – воспитанность».

Что же такое воспитание? 

Д.И. Менделеев сказал: «Образование без воспитания — меч в руках сумасшедшего».

 Воспитание—это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с  предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями

В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока. А что же осталось? Остались родители и дети—с их радостями, горестями, разрешимыми, а порой неразрешимыми проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями, с его проблемой пересмотра логики и содержания этого сотрудничества. Воспитание реализуется полностью только в коллективе.

                 В работе с  родителями ставлю цель: включение  родителей в воспитательно – образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров.

Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник, главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!  

И.А.Крылов в басне Лебедь, Щука и Рак:

       Когда в товарищах согласья нет,

       На лад их дело не пойдёт,

       И выйдет из него не дело, только мука…

Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе. Задача классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. 

Принимая класс классный руководитель начинает изучать семью (это  составление анкет, посещение род. собраний, беседы, консультации по вопросам учебы), составляет социальный паспорт класса, план воспитательной работы.

Проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса (таких семей в моем классе 12).  

С 2011 года в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» начался переход школы на  стандарты второго поколения.  

         Одной из отличительных черт проекта является расширение

         общественного участия родителей в жизни школы. 

Родители стали активными непосредственными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Меняется форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов. С их участием более интересной становится жизнь в классе, значительно быстрее решаются учебно-воспитательные, досуговые, социально-бытовые проблемы, заметно повышается результативность процесса воспитания детей.

В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями. 

1.Родительские собрания. Заранее обдумываю тему собрания, план предстоящей беседы. Обязательным атрибутом каждого собрания является оформление выставки детских работ, фотомонтаж прошедших мероприятий.

    На первом родительском собрании в начале учебного года знакомлю родителей с основными учебно-воспитательными задачами на этот год. Здесь же предлагает родителям решить, кто из них и как будет участвовать в работе класса.

2. Работа родительского комитета – это наиболее активные родители. На первом заседании родительского комитета составляется план работы на год.

Члены родительского комитета принимают активное участие в привлечении всех родителей к участию в жизни класса и школы.

3. Индивидуальные беседы и консультации.  Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания конкретных учащихся. Из опыта работы заметила, что к такой форме работы мамы и папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты

4. Родительский классный час.  На собрании  сразу выбираем родителей для подготовки и проведения классных часов. Такие классные часы проходят интересно и оживлённо.

5. День открытых дверей. Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Однако, есть родители, которые высказывают свое желание увидеть, как ребенок работает на уроке. «День открытых дверей» дает возможность родителям посетить любой урок в течение дня. Из практики могу сказать, что далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто-то занят на работе, кто-то не испытывает в этом необходимости.

6. Праздники. Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании школьников являются праздники. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу.         

Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.)

Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сатья "Сотрудничество классного руководителя и родителей"

Выступление в районной педагогической конференции  «Учитель, семья, общество – инновационная модель взаимодействия»...

"49 Евсевьевские чтения" выступление "Сотрудничество классного руководителя с родителями"

Мое выступление на Международной научно-практической конференции "49 Евсевьевские чтения"Кино, сопровождающее доклад можно посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/client/disk%7Cslider/disk/Со...

Программа сотрудничества классного руководителя с родителями

Современный мир интенсивно меняется. Новый день несёт нам новые взгляды, позиции, новое отношение к проблемам воспитания. Время идёт, а детство человека обладает всё той же неизменной особенностью: он...

Сотрудничество классного руководителя с родителями.

Статья посвящена родительскому собранию, как одной йз форм взаимодействия классного руководителя и родителей....

«Из опыта сотрудничества классного руководителя с родителями учеников»

Тематическое анкетирование к родительскому собранию«Стили и методы воспитания ребенка в семье»...

Обобщение опыта по теме: Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования нравственности, культуры и личности и культуры здорового образа жизни"

Опыт направлен на одной из проблем современого образования и образования-проблемы личностного роста, становление его личности в школьные года....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН сотрудничества классного руководителя с родителями с родителями

ДатаТемаФорма работыОтветственныйСентябрьБеседа о правах и обязанностях школьниковБеседаклассный руководитель«Будем знакомы»- обновление данных о родителях классаанкетированиеклассный руко...