Обобщение опыта классного руководителя
материал на тему

Обобщение опыта классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_klassnogo_rukovoditelya.docx51.43 КБ

Предварительный просмотр:

Ваш класс – ваш собственный мир. Это ваш роман,

ваша поэма, ваш научный труд. Работайте над ним,

пусть он будет вашим шедевром.

Симон Соловейчик

 Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое, как никогда, проявляет активную заинтересованность в будущем российского образования.

Ещё А.С. Пушкин 200 лет назад замечал, что все беды России происходят по одной причине – по причине отсутствия воспитания. Воспитание всегда отставало от обучения, рассматривалось как сопутствующая деятельность.

Несколько улучшилось положение с введением в школу детских организаций. Пионерская и комсомольская организации, несмотря на очевидные недостатки, значительно обогатили жизнь детей. Но вот наступило новое время, и прежние организации были ликвидированы. Это не могло не сказаться на общем отношении к воспитанию. Возникло даже выражение, ставшее крылатым: «Чем советское воспитание, лучше никакого». Так и пошло. Но жизнь не обманешь. Развивать интерес к учению без воспитательной поддержки оказалось невозможным. И мы с вами знаем, что у воспитания долгое и богатое будущее, и верим в это.

Воспитывающая деятельность  объединяет всех работников школы, ставит их если не в равные условия, то в сходные. Вот почему воспитание становится главным интегратором, и главным регулятором человеческих отношений.

Но воспитание не может осуществлять стихийно, беспорядочно. Нужна чёткая и ясная воспитательная  программа. Раньше она была единой для всей страны и всех школ.

Теперь положение принципиально изменилось: сегодня каждая школа имеет право на свой путь развития и выбор типа учебного заведения. А их, этих типов, - великое множество: государственные и частные школы, гимназии и лицеи, гуманитарные и математические, экологические и художественные, военные и спортивные, языковые и специализированные. В этих условиях напрасно рассчитывать на универсальную программу воспитания. Каждая современная школа и школа ближайшего будущего должна разрабатывать и внедрять свою авторскую воспитательную программу.

Учитывая, что будущее есть продолжение прошлого, важнейшей проблемой становится проблема исторической памяти. Она должна быть справедливой и чёткой. Образцом такого отношения к прошлому является А.С. Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

А ведь жизнь в России пушкинской поры была сложной и противоречивой, великому гению жилось несладко. Тем не менее, он добавлял: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Наши дети растут в зоне социального риска. На их глазах уничтожалась и переделывалась история России.

Знание  и уважение истории – это культура. Без культуры не духовности. Без духовности нет полноценного воспитания. Сегодня делаются попытки заменить духовность религиозностью. Это не верно, ибо и сегодня довольно большое количество людей исповедуют атеизм: ведь у нас свобода вероисповедания.

Духовность в воспитании – это ориентация на высокие нравственные ценности. «Есть ценности, которым нет цены». Это особенно важно в наше время.Существует  много толкований термина «воспитание». От того, какое из них выберет педагог, зависит и программа воспитания.

Мне представляется наиболее простым и понятным высказывание СелистенаФрене: «Воспитание – это максимальное развитие личности в разумно организованном обществе». В этом случае целью воспитания является  личность, а главным средством воспитания является «разумно организованное общество». Под ним понимается не только и не столько общество в глобальном пониманиислова (это от нас не зависит), сколько образ жизни населения конкретной школы или класса, живущих по правилам и законам порядочных людей.

Главной и основной ценностью любой воспитательной системы является Человек. Умный, образованный человек это, безусловно, хорошо, но важнее истинный гуманист, относящийся к человеку как к высшей ценности на земле. И это надо внушать с первого класса школы, заниматься такого рода воспитанием неусыпно, ежедневно. Вот почему современная школа должна быть школой глубочайшего воспитания. Мало того, она должна постепенно превращаться в школу практического гуманизма.

Многие думают, что воспитательная система  школы создаётся для воспитания детей. Не только. Потому – то она и система, что включает в себя и взрослых, которые живут и работают под её влияние и по её закону.

 Педагогам  современной школы приходится сеять «разумное, доброе, вечное» в обстановке нарастающего скепсиса и прагматизма. Противоречие,между реальным и идеальным, будет только обостряться.

Школа и дети – это разновозрастная общность людей, которые могут жить по другим правилам, нежели существуют в повседневной жизни.  Нужно только твёрдо договориться: «Какой бы не была жизнь вокруг, давайте в нашем общем доме (школе), нашем коллективе (классе) жить по законам порядочных людей. Давайте жить так, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо».

   И становиться понятно, что деятельность классного руководителя, наставника в этом направлении трудно переоценить.

Подводя итог вышесказанному, я определила для себя формулу успеха.

Без памяти – нет истории.

Без истории – нет культуры.

Без культуры – нет духовности.

Без духовности – нет воспитания.

Без воспитания – нет Человека.

Без Человека – нет Народа!

Василий Александрович Сухомлинский видел великую силу воспитания в этическом поучении, «когда воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет опору или путеводный огонёк». Для этого воспитателю самому «нужно быть истинным Человеком – жить правильно, любить людей, высоко хранить своё достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца».  Сухомлинский сформулировал четыре правила, соблюдение которых делает человека воспитуемым:

  • первое правило – радость, счастье, жизнерадостное мировосприятие;
  • второе правило – окружающая воспитывающая среда (природа, люди);
  • третье правило – глубокая вера в другого человека;
  • четвёртое правило– здоровье, красота, духовная жизнь в мире прекрасного, красота человеческого духа.

На этих правилах и построена моя работа с классом.

              Программа воспитания школьников «Здорово живём»

10 – 11 классы

Будущее ближе к нам, чем принято думать. Оно рядом – плачет, смеётся, задаёт вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – наши дети. Сегодня всё в их судьбе,  как будто зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети покинут стены школы. Они взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем им стать здоровыми. Здоровые люди – главное богатство страны.

Основная цель работы (макроцель): воспитание интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.

Задачи:

  • формирование стремления к здоровому образу жизни
  • способствовать развитию познавательных процессов и интересов учащихся;
  • поддерживать творческие устремления детей, создавать условия для самовыражения и самореализации учащихся;
  • создавать нравственно и эмоциональную благоприятную  среду для формирования классного коллектива и развития личности ребёнка в нём;
  • использовать широкий выбор направлений, форм и видов деятельности;
  • развитие духовно – нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении старшеклассников;
  • формирование гражданского самосознания, становление активной жизненной позиции.

Основная перспектива развития классного сообщества: достойный человек, здоровый  и сплочённый коллектив.

I  направление.

Здоровые отношения.

Воспитать человека интеллектуально,

не воспитав его нравственно,-

значит, вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт

 Цель: формирование у учащихся нравственных норм и правил.

Задачи:

  • формирование нравственного отношения к окружающим людям;
  • формирование нравственной системы ценностей;
  • формирование уважительных отношений к одноклассникам;
  • формирование мотивации к учёбе.

II направление.

Здоровая семья.

Семья – один из шедевров природы.

Д. Сантаяна

Цель: показать значимость семейного воспитания для формирования личности школьника.

Задачи:

  • воспитание культуры  семейных отношений;
  • ответственности за благополучие, безопасность и радость жить в семье;
  • возрождение нравственно – этических норм и традиций семейного уклада;
  • воспитание ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи.

  1. направление.  Здоровое тело.

Здоровье до того перевешивает все блага жизни,

что поистине, здоровый нищий

 счастливее больного короля.

Шопенгауэр.

Цель: формирование у учащихся потребности к ведению здорового образа жизни.

Задачи:

  • создание необходимых условий для полноценного физического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
  • демонстрация здорового образа жизни семей учащихся, популяризация занятий спортом в семьях учащихся;
  • воспитание уважения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни;
  • воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом.

IVнаправление.

Здоровый патриотизм.

Патриот – это человек,

служащий своей Родине.

Н.Г. Чернышевский

Цель:формирование личности, ответственной за свою судьбу и судьбу своей страны, гражданина и патриота.

Задачи:

  • воспитание патриотизма и интернационализма, терпимости и уважительного отношения к людям, проживающим на территории Родины;
  • воспитание уважительно отношения к российской армии, её лучшим представителям;
  • трудовые десанты, субботники, трудовые акции и проекты;
  • знакомство с миром профессий, экскурсии и посещение предприятий;
  • привлечение родителей  учащихся к активной работе по данному направлению.

Vнаправление.

Здоровый досуг.

Один из самых обычных и ведущих к самым

большим бедствиям соблазнов

есть соблазн словами: «Все так делают».

Л. Толстой

Цель: формирование творческой личности, ориентированной на региональные культурные ценности.

Задачи:

  • воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни;
  • формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе;
  • воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности;
  • способность к художественно – творческому выражению;
  • формирование потребности участвовать в коллективных творческих делах класса.

Реализация обозначенных направлений позволит получить

НАДЕЖДУ

воспитать в моих учениках лучшие качества

Н – НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственная деятельность человека проявляется в одном – в поступках человека, а поступки приходят из характера, помыслов.

А – АКТИВНОСТЬ

Активно принимать участие во всех классных и школьных мероприятиях, расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Д – ДУХОВНОСТЬ

Духовность должна проявляться в любви к прекрасному, в потребности общаться друг с другом, в художественной деятельности, развивающей способность к художественному мышлению.

Е – ЕДИНСТВО

Единство товарищеских чувств, взаимопомощи в учебной и трудовой деятельности.

Ж – ЖЕЛАНИЕ

Желание творить – всегда залог успеха, развитие творческих способностей, участие в выставках и конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях.

Д – ДОБРОТА

Доброта воспитывается на любви к ближнему, природе, культуре, своему народу, своему Отечеству, своему посёлку.

А – АДАПТИВНОСТЬ

Адаптивность – приспособление к тем реальным событиям, где идёт воспитание ребёнка.

Направления

Здоровые отношения

Здоровая семья

Здоровое тело

Здоровый патриотизм

Здоровый досуг

Торжественная линейка

«День Знаний»

Родительское собрание

«И снова здравствуйте»

День здоровья

Встреча с ветераном

 В.О. войны посвящённая

70 – летию Сталинградской битвы

Посещение КДЦ

Классный час «Толерантность»

Участие родителей в проведении

Дня именинника

Спортивные соревнования памяти Пьера де Кубертена

Участие в конкурсе военно – патриотической песни «К подвигу героев сердцем прикоснись»

День именинника

Проведение теста

« Каким ты кажешься окружающим?»

Участие в спартакиаде «Спортивные надежды Кубани»

Просмотр фильма «Сталинград»

Поездка в г. Сочи

Классный  час «Добро и зло»

Проведение родительского анкетирования

Регулярное посещение уроков физической культуры

Экскурсия по местам боевой славы

Участие во Всероссийском конкурсе рисунков «Маленький принц и мы»

Праздник поздравления

с 23 февраля и

8 Марта

Совместное родительское собрание «Решу ЕГЭ» с привлечение педагога - психолога

Классный час « Нет – вредным привычкам».

Участие в ежегодном параде юнармейцев, посвященном Дню Победы

Участие в общепоселковых мероприятиях:

концертах к 1 Мая, Дню народного единства, празднику 9 Мая

Участие в предметных олимпиадах

Участие в спартакиаде по общей военной подготовке юношей

9-11 классов

Урок мужества, посвящённый 100 – летию со Дня рождения А. И. Покрышкина

Новогодний праздник

Анкетирование

«Сформированность у учащихся готовности к профессиональному

самоопределению»

Классный час ко Дню Матери

Участие в районных соревнованиях допризывной молодёжи

«Будущий воин» по пулевой стрельбе

Урок мужества, посвящённый 100 – летию со Дня рождения

Е.Д. Бершанской

Участие в новогоднем представлении КДЦ

Тест « Иерархия жизненных ценностей»

Г.В.Резапкиной

педагог - психолог

Проведение анкетирования «Советы родителям по воспитанию детей» (формирование

представлений о себе в роли родителя, воспитывающего детей)

Участие в  военно – патриотической акции»

За свободу Кубани, во имя Родины», посвящённой 70- летию освобождения Кубани и посёлка Ахтырского

Участие во  Всероссийском  конкурсе детского рисунка «Маленький принц и Мы»,

в конкурсе народного декоративно-прикладного искусства «Народный умелец».

Исследование уровня мышления с помощью матрицы Равена

(тест возрастающей трудности)

педагог - психолог

Участие в районном конкурсе « А ну-ка, парни!» посвящённом 70 – летию освобождения Кубани

Учащиеся являются активными  участниками Открытой Всероссийской олимпиады «Наше наследие» «Отечественная война 1812 года», имеют Дипломы III степени;  участниками конкурса презентаций «Великие битвы истории», посвящённого «Дню защитника Отечества;победителями конкурса патриотической песни « К подвигу героев сердцем прикоснись» в рамках месяца оборонно – массовой работы и военно – патриотического воспитания учащихся под девизом «Славе Кубани не меркнуть – традициям жить!»; призёрами спортивного праздника «Нам покоряться все рекорды», среди учащихся 8 – 11 классов. Трунина Арина является участницей Всероссийского конкурса детского рисунка «Маленький принц и Мы», участницей конкурса народного декоративно-прикладного искусства «Народный умелец». Хитрунов Андрей является призёром в беге на 100 метров в районных соревнованиях «Защитники Отечества», обладателем грамоты за III место в виде «Гиря» спартакиады по общей воинской подготовке, награждён грамотой за III место в разборке и сборке автомата Калашникова, грамотой за I место по пулевой стрельбе из пневматической винтовки. Учащиеся входили в состав команды, занявшей Iместо в виде «Казачья народная игра. Городок»;  призёры спартакиады по общей военной подготовке, участники  команды, ставшей победителем в стрельбе из пневматической винтовки. Юноши и девушки класса  ежегодно принимают участие в параде юнармейцев посвященном Дню Победы. Трое ребят являются победителями и призёрами районной олимпиады  по французскому языку.

Учащиеся класса  - участники танцевального коллектива «Отражение», пройдя кастинг, будут принимать участиев церемонии открытия зимней Олимпиады 2014 в г. Сочи.

Девушки и юноши класса выступают в командах 9-11 классов по футболу, гандболу и баскетболу в рамках проведения спартакиады «Спортивные надежды Кубани», занимая призовые места.

          На основе проведенных тестов, анкетировании, опросов и психологических диагностик, а также мониторинга участия каждого ученика в общественной жизни класса и школы можно проследить динамику повышения уровня духовно-нравственного развития учащихся.

Высокий уровень духовно-нравственного развития учащихся

Здоровый психологический климат между учащимися класса, учащимися других параллелей, педагогическим коллективом, родителями, воспитание  ценности качественного образования, формирование установок на успешность, формирование таких качеств как целеустремлённость, толерантность, ответственность, участие в классных,  общешкольных, поселковых мероприятиях  - всё это неизменно приводит к результату деятельности классного руководителя – воспитанию   интеллектуальной, духовно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем, к сплочённому коллективу детей.Мои дети активны, результативны и по – настоящему конкурентоспособны. Я счастлива, работать с такими детьми.