Обобщение опыта классного руководителя.
учебно-методический материал по теме

Айзятуллова Зульфия Мягзумовна

Обобщение педагогического опыта в роли классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Татарско-Тавлинская ООШ»

Айзятулловой Зульфии Мягзумовны

        

2012

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но неизменной остается роль учителя. Классный руководитель, по-прежнему, самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение – создать условия для всестороннего развития личности, для побуждения её  к самореализации,  самоанализу, самооценке, саморазвитию и самовоспитанию.  

Классным руководителем  я работаю уже больше 16 лет. В 2000-2001 учебном году выпустила свой первый выпуск 11 класс, 2006-2007 второй выпуск 9 класс. В настоящее время  работаю в 7 классе. За это время на собственном опыте убедилась в том, что все дети разные: кто-то тихий, робкий, спокойный, готовый  выполнить любую твою просьбу, а кто-то вспыльчивый, порой неадекватно воспринимающий замечания и критику в свой адрес. Это означает, что к  каждому из ребят  следует найти свой подход.  Особую трудность вызывала работа с так называемыми «трудными» детьми, в категорию которых входили  не только педагогически запущенные ученики из неблагополучных семей, но и избалованные  дети  из семей с попустительским стилем воспитания (особенно это касается моего второго выпуска). Работа с такими детьми требует особой заботы и внимания. Приходилось сразу же вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с поведением ребенка,  не оставлять её на «потом»; обсуждать произошедшее с ребенком наедине, а главное давать ребенку возможность проявить себя, показать свои способности в коллективе. Это вовсе не означает, что Вася или Петя должен под напором учителя выступить на классном часе или сыграть роль в школьном театре.

В своей педагогической деятельности я стараюсь придерживаться правила «Недостаток ребенка – это такое его достоинство, которому мы не нашли применение». А значит, нет у детей таких недостатков, с которыми мне надо «героически бороться», тратя свои и ребячьи нервы.  Большую роль в общении с детьми я отвожу психологической поддержке ученика.  Для ребенка важно услышать от педагога высказывания типа «Я горжусь тобой», «Мне нравится,  как ты работаешь», «Я рад, что ты попробовал это сделать» и т.д.

Поэтому сегодня для меня как учителя и классного руководителя одним из приоритетных направлением в работе является реализации личностно ориентированного подхода, индивидуальной работы с учащимися и не менее важной здоровьесберегающей технологии.

Основной формой индивидуальной работы с учащимися  является  психолого-педагогическая диагностика, с которой я  начинаю работу в новом коллективе и пользуюсь её результатами в дальнейшем.

Для этого  изучаю уровни проявления формирующегося характера подростка (любовь к Родине, бережливость, аккуратность, настойчивость в достижении цели и т.д.);

-  создаю социальный паспорт класса;

- исследую микроклимат класса, мотивацию достижений и самооценку учащихся;

- провожу анкеты  с учащимися и родителями.

В дальнейших планах вести  осуществление диагностики успешности воспитательной работы в классе.

Данная работа помогает мне как классному руководителю  правильно строить свое общение с детьми, поближе узнавать их, а значить вырабатывать такую систему воспитательной работы, которая бы способствовала реализации поставленной мною цели, а именно: воспитание гармонично развитой личности.

В результате  названных исследований мною разработана и успешно реализуется программа воспитательной работы с коллективом учащихся 7 класса, включающая в себя подпрограммы: «Я-гражданин России», «Я и мой край», «Мы за здоровый образ жизни», «Досуг», индивидуальную работу с учащимися   и программу «Семья».

Следует сказать, что мой нынешний класс не обладает высоким творческим, интеллектуальным потенциалом, хотя большая половина класса и активные, творческие дети, желающие как можно больше узнавать и поделиться своим пусть и небольшим жизненным опытом. Кроме того, в классе не так успешно. как хотелось бы, развивается детское самоуправление, почему то мне трудновато разбудить интерес им самим научить  организовывать свою жизнь в классе и вне его, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным и инициативным, развивать умения управлять собой в разных жизненных ситуациях.

  В классе нет признанных лидеров все одноклассники стараются не отставать друг от друга и проявляют себя в соответствии со своими способностями.

Воспитательная работа класс - это наше коллективное дело и  состоит из подпрограмм, каждая из которых, имеет свои  цели, содержание и формы реализации.

  1. «Я-гражданин России». Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию призвана воспитывать чувство патриотизма и активной гражданской позиции, развивать общественное самосознание.

В классе был проведен  единый тематический классный час-викторина, посвященный 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина; классные часы на  гражданско-патриотическую тему: «Народный подвиг Минина и Пожарского», «Государственные символы России», «Путешествие в страну Законию», «Все - разные! Все - равные!», мероприятие к 1000-летию объединения народов мордвы с Россией «Мы и Россия- неразделимы», мероприятия, посвященные празднованию годовщины победы в ВОВ, ежегодно проводятся в классе.

2. «Я и мой край»

 Цель: воспитание чувство патриотизма, гордости за родной край, город.

  • По страницам истории мордовского края.
  • Знаменитые люди Мордовии.
  • Мероприятие к 1000-летию объединения народов мордвы с Россией «Мы и Россия- неразделимы».
  • Экскурсии в краеведческий музей.

3.        Подпрограмма «Здоровье»

Цель: создание условий для сохранения физического, психического и нравственного  здоровья учащихся.

Основное содержание работы:

  • Организация соревнований, эстафет.
  • Профилактические беседы,  «Предупреждение травматизма на уроках и переменах», «Здоровое питание  - залог долголетия», «Осторожно: грипп».  «Положительные эмоции и их значение в жизни детей», «Как сохранить здоровье ребенка?».

В последнее время особую актуальность приобретает реализация здоровьесберагающих технологий. Вот и я в работе с классом поставила как одну из главных задач сохранение здоровья воспитанников. На часах общения мы говорим о то как сберечь здоровье с детства , беседуем о питании и режиме. В связи с этим на классных часах и родительским собраниях я веду пропаганду здорового горячего питания во время пребывания детей в школе.  Проводим беседы – диспуты  «Курение. «За» и «против»,  ролевые игры «Суд над наркоманией», ежегодно ездим на каток. В целях сохранения и укрепления здоровья  в классе организован самими учащимися контроль за сменной обувью.

4 «Профилактика дорожно-транспортного травматизма»  и «Пожароопасные ситуации»

Цель: формирование  культуры поведения на дорогах,  воспитание грамотного пешехода, способного сохранить свое физическое и психическое здоровье, формирование умения не растеряться в экстренной ситуации.

  • Профилактические беседы, классные часы .

5. «Досуг» В классе проводится работа, направленная на художественно-эстетическое воспитание, формирование эстетического восприятия и художественного вкуса учащихся.

 Школьники принимают участие в традиционных общешкольных и внеклассных мероприятиях. Ежегодно проводим праздники  «День учителя», «Осенний бал», «Новогодний бал-маскарад» и другие.

Традиционным стало проведение  тематических классных часов «В чем красота человека?», «О красоте, моде и хорошем вкусе». Планируем в  сети интернет совершить виртуальные экскурсии в Московский Кремль http://tours.kremlin.ru/#/ru&1_1, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Эрмитаж.

http://musei-online.blogspot.com/2010/01/state-tretyakov-gallery.html

Кроме виртуальных экскурсий мы ездили в Болдино, Ульяновск

Ребята принимают активное участие во всех тематических конкурсах, викторинах, предметных неделях, проводимых в школе, участвуют во внеклассных мероприятиях по предметам. Участвуют в школьных и муниципальных олимпиадах по предметам.

Ежегодно дети принимают активное участие  в Международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Бульдог».

Программа «Семья»  осуществляется по следующим направлениям:

  • Родительские собрания.
  • Работа родительского комитета.

Школа и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить  усилия – значит, во многом решить проблему воспитания школьников. Для меня как классного руководителя  важно  единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование, ведь и классный руководитель, и родители заинтересованы в том, чтобы дети хорошо учились, были здоровы, жизнедеятельны и всесторонне развиты. Поэтому очень важно активное вовлечение родителей в воспитательный процесс.

Один раз в четверть  проводятся тематические собрания, на которых кроме методических и педагогических консультаций проводятся беседы по интересующим родителей вопросам. Ведется дневник работы с родителями, посещаю родителей на дому.

Таким образом, воспитательная программа  класса дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений и неуспевающих,  участие в различных мероприятиях и т.д.

Для меня  цель всей работы в школе – дать возможность каждому почувствовать себя частью большого, умного, доброго, сильного, целого классного  коллектива, чтобы каждый знал – я здесь нужен, без меня этот коллектив не состоится.

Мне же, как классному руководителю,  очень хочется видеть моих детей самостоятельными, разносторонне развитыми гражданами правового демократического государства,  патриотами России. Это и есть, на мой взгляд,  главная цель воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые проблемы методики организации внеклассных мероприятий (из опыта классного руководителя)

В этой небольшой статье я попытался обобщить свой 23-х летний опыт классного руководства. Для анализа взята только одна проблема - спортивные состязания внутри класса. Чтобы Вы могли убедится в...

Обобщение опыта класного руководителя

В презентации показаны цели и задачи воспитательной работы с учащимися и их родителями, предоставлены материалы и фотографии с проведенных мероприятий, схемы воспитательной деятельности и  работы...

описание личного опыта классного руководителя

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА - ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В НАЧАЛЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ЖИЗНИ ПЯТИКЛАССНИКА....

Обобщение опыта классного руководителя

Обобщение опыта классного руководителя...

«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...

Обобщения опыта классного руководителя

Обобщение опыта классного руководителя...

Обобщение опыта классного руководителя

Обобщение опыта работыклассного руководителя 7 «в» классаШойдоковой Долгор Юндуновны Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жи...