Волонтерское мероприятие «Все люди разные, а права и обязанности у всех одни»
план-конспект занятия по обж (5 класс) по теме

Власова Евгения Александровна

1.     Вступительное слово.

2.     Всеобщая декларация прав человека

3.     Конвенция о правах ребенка (работа в группах)

4.     Уголовный кодекс (сценки)

5.     Заключение (Игра «Разрешается – запрещается»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnyy_konkurs_razrabotok_po_teme.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

 

Волонтерское мероприятие

«Все люди разные, а права и обязанности у всех одни»

для учащихся 5 классов

Подготовила:   Власова Е.А.

Балаково

2016 год

Волонтерское мероприятие «Все люди разные, а права и обязанности у всех одни» для учащихся 5 классов

Цель : через игровые моменты сформировать представление учащихся о взаимосвязи прав и обязанностей и закреплении прав в международных документах. Определение их роли в правозащитной системе Российской Федерации, формирование правового мировоззрения у учащихся

Задачи

Образовательная: формирование представлений о документах, защищающих права ребенка, а также толерантного отношения к правам и свободам других людей

Развивающая: расширение правового кругозора учащихся, развитие творческой личности, умеющей работать в коллективе

Воспитательная: воспитание чувства ответственности при осуществлении своих прав.

Оборудование: мультимедиа, компьютер, наглядный материал.

Участники: ученики 5 класса.

Дата проведения: 25 февраля 2016 года

План мероприятия:

  1. Вступительное слово.
  2. Всеобщая декларация прав человека
  3. Конвенция о правах ребенка (работа в группах)
  4. Уголовный кодекс (сценки)
  5. Заключение (Игра «Разрешается – запрещается»)

        Ход мероприятия:

1 часть: “Вступительное слово”

Волонтер 1. Здравствуйте ребята! В настоящее время бедой нашего народа является правовая, юридическая неграмотность. Об этом мы слышим дома от родителей, говорим на  уроках обществознания, ОЗОЖ, часто читаем в СМИ. При этом сложно сказать, чем это объясняется: сложностью доступа к юридической литературе (чего, конечно, особенно при наличии Интернета и литературы в каждом книжном магазине или библиотеке), сложностью языка юристов или просто нежеланием людей ликвидировать этот пробел в своих знаниях. Но мы, молодое поколение, должно   знать, как себя защищать и не нарушать закон. Поэтому уже два года мы стараемся понемногу знакомиться с правовыми нормами и учить других,  не делать ошибок по глупости или незнанию.

Волонтер 2.  В школе уже несколько лет действует  кружок «Юные помощники полиции», мы являемся его членами второй год.  Именно здесь мы знакомимся с важными документами и законами, с уголовным кодексом, ответственностью несовершеннолетних за совершение каких-либо правонарушений и проводим различные мероприятия, такие как сегодня.  

Волонтер 1.  -  Ребята! Как вы думаете,  о чем мы сегодня будем говорить? (ответы учащихся). Правильно о правах человека. Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. 
Волонтер 2: Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.
Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

Волонтер 1.После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.(слайд)

Волонтер 2. Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства. Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. (слайд)

Волонтер 1: На доске мы видим ромашку. Каждый лепесток – это право ребенка на что-либо. Давайте познакомимся с ними. (учащиеся по желанию подходят,  срывают лепесток и зачитывают право).

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона
.

Волонтер 2:  Ребята,  но у  человека есть  не только права, но и обязанности.

Работа в группе.  Вычеркните предложения, которые не подходят для вашего дружного класса.

- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

- В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.

- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к  другу следует только по имени.

- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

- В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

- Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

-Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

- Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

- Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.

-  Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают то, что у них получилось.

Волонтер 1: Мы живем в правовом государстве, где высшей ценностью является человек с его правами и свободами.  Каждый гражданин должен знать, что его важнейшей обязанностью является соблюдение законов.

Волонтер 2: -Ребята! Члены нашего отряда приготовили для вас сценки. Вам   необходимо догадаться о каком правонарушении идет речь.

I. Вымогательство. (Ст. 163 УК РФ)

Действующие лица:  2 волонтера подходят к третьему  и начинают с ним разговор:  - У тебя есть деньги? Сколько? Отдай нам. Естественно, что волонтер  отказывается. Тон разговора начинает повышаться. Первый и второй волонтер  хватают пятого волонтера за руки, а третий волонтер вытаскивает у него из кармана деньги. Его бьют (не по-настоящему) и требуют, чтобы завтра он принес 100 руб. или получит еще.

Волонтер 2:  задает вопросы учащимся: совершенно ли преступление или эти действия не могут считаться таковым? Хорошо это или плохо? Может, оставить, чтобы так и продолжалось? В каком документе говорится о подобной ситуации? (ответы учащихся)

Волонтер  говорит, что речь идет об Уголовном кодексе, что это вымогательство и по ст. 163  УК РФ предусматривается следующее наказание: ограничение свободы на срок до четырех лет, либо принудительные работы  на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок до двух лет. Ребятам мы советуем не бояться и говорить взрослым, если старшеклассники или чужие взрослые дети их обижают.

II. Кража. (Ст. 158 УК РФ)

Действующие лица:

Волонтер  подходит к сумке своего одноклассника, забирает у него телефон и уходит. Подходит хозяин сумки и не может найти телефон. Начинает у всех спрашивать и говорит -  украли.

 Волонтер 1:  Спрашивает у слушателей, был ли факт преступления? Какой? А как нужно поступить? Волонтер  объясняет, что по Уголовному кодексу, кражей называется «тайное хищение чужого имущества». В конкретном случае, когда кража совершена «из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем», - может наказываться штрафом, обязательными либо исправительными работами, и даже лишением свободы на срок до пяти лет.

III. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ)   Волонтер набирает номер телефона и сообщает, что в школе заложена бомба.

Волонтер 2: Является уголовным преступлением такой звонок? (ответы учащихся). Заведомо ложное сообщение об акте терроризма является уголовным преступлением и наказывается по ст. 207 УК РФ штрафом в размере до двухсот тысяч рублей,  либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет. Терроризм – глобальная проблема, это постоянная угроза мирному населению. Поэтому баловство такого типа не может остаться не наказанным, ведь сразу задействуются все специальные службы и если обнаружится, что это шутка, то виновного обязательно найдут, и будет наказан он и его родители. Это должен знать каждый.    

Волонтер 1: Каждый должен знать, что даже вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ), в совершение антиобщественных действий типа занятие бродяжничеством или попрошайничеством (ст. 151 УК РФ),  склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230 УК РФ ), совращение малолетних – за все это тоже должны нести уголовную ответственность. нельзя молчать, необходимо сказать, если кто-то обманом пытается склонить к совершению преступления, уверяет, что те, кому нет 14 или 18 – не несут ответственности. Тогда    отвечать  поступки детей будут их родители.

Волонтер 2: Уголовный кодекс предусматривает целый ряд наказаний для несовершеннолетних. Пусть все знают, что, хотя уголовная ответственность наступает с 16 лет, по некоторым видам преступления это может быть и с 14 лет.

Заключение.

Волонтер 1: Сегодня в ходе нашего мероприятия мы узнали много полезной информации и закончить наше мероприятие хотелось бы игрой «Разрешается- запрещается» - ведущий начинает стихотворение, а дети должны его закончить нужным словом по смыслу. 

1. Посмотри на этот знак: 
человек поднял флаг. 
Слушать мнение ребёнка. 
РАЗРЕШАЕТСЯ. 
2 Вот в углу стоит мальчонка, 
плачет надрывается. 
Бить наказывать ребёнка 
строго- ЗАПРЕЩАЕТСЯ. 
3 С мамой дети должны жить, 
ей цветы всегда дарить- 
это- РАЗРЕШАЕТСЯ. 
4 Эта грань обозначает: 
мать с ребенком разлучают, 
это- ЗАПРЕЩАЕТСЯ. 
5 Рисовать и петь, учиться, 
если заболел- лечиться. 
Это- РАЗРЕШАЕТСЯ. 
6 Этот трудится ребёнок, 
мало у него силёнок, 
ноги подгибаются. 
В детстве тяжкая работа- 
ЗАПРЕЩАЕТСЯ. 
7 Вместе дружно в мире жить, 
с разными детьми дружить. 
Это- РАЗРЕШАЕТСЯ. 

Волонтер2: Ребята, мы  думаем, что права, о которых мы с вами говорили, вы будете помнить всегда и соблюдать их, не нарушая прав других людей.

Использованная литература:

  1. Шорыгина Т. А.  Беседы о правах ребёнка Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М. ТЦ Сфера, 2009.
  2. Материалы Детского правового сайта. http://mir.pravo.by/
  3. Уголовный кодекс РФ
  4. Конвенция о правах ребенка
  5. Интернет-ресурсы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мероприятие "Все люди разные, а права и обязанности у всех одни"

Основными задачами данного мероприятия являются: закрепление знаний обучающихся о правах и обязанностях подростков, регламентирующих нормативно- правовые документы; развитие умения применять правовые ...

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Диспут: «Все люди разные? Или все люди одинаковые?»

Актуализация. Современные подростки, вместо чтения книг, предпочитают играть в компьютерные игры, вместо посещения театра – смотрят бои без правил; приключенческие фильмы вытеснены боевиками; они покл...

Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"

В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...

Все люди разные, но права одинаковые

дать первоначальное представление об отличии  людей и о равенстве их прав...

Методическая разработка "Люди разные, а страна одна!"

Цель: познакомить детей с некоторым сходством фольклора русских и ненцев...

Мероприятие «Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»

Мероприятие «Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних»...