Методическая разработка "Люди разные, а страна одна!"
методическая разработка (5 класс) на тему

Цель: познакомить детей с некоторым сходством фольклора русских и ненцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyudi_raznye_a_strana_odna.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Панаевская школа-интернат»

Автор-составитель: Г.Б. Лаптева

воспитатель школы-интерната

с. Панаевск

2015

«Люди разные, а страна одна»

Час общения

Цель: Познакомить детей с некоторым сходством фольклора русских и ненцев.

Задачи:

1. Формирование познавательной активности воспитанников;

2. Развитие  у детей самостоятельности мышления;

3. Воспитание толерантности по отношению к культуре другого народа.

Целевая аудитория: начальное звено

Планируемые результаты. Воспитанники получат возможность научиться сравнивать фольклор русских и ненцев.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Звучит музыка «Дорогою добра» (М.Минков – Ю.Энтин).

Представьте себе, что у вас в руках находится волшебный цветок добра. Протяните две руки вперед так, как будто бы вы держите его в руках. Почувствуйте, как добро входит в вас как оно согревает вам душу, доставляет радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости… Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра.

II. Сообщение темы и цели.

Тема нашего занятия: “ Люди разные, а страна одна”.

-Как, вы, думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Ответы детей.

-Как называется наша страна? Как вы думаете, от какого слова пошло название «Россия»?

Рассказ воспитателя:

Когда то в древние времена, жили племена – россы, и по названию этих племен стали называть и территорию, на  которой они ж или.

-Какие народы проживают у нас в ЯНАО?

-А как название нашего региона связано с проживающим в нем народом?  

Ответы детей.

Рассказ воспитателя:

Неизвестным и загадочным был Крайний Север  в давние времена: дикая, студеная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей – ханты, манси, ненцы и другие – кочевали по необъятным просторам.

Русские появились здесь более четырехсот лет назад. Они принесли с собой житейский опыт, свою культуру, подружились с местными народами.

Русские и ненцы жили дружно и знакомили друг друга со своими обычаями и традициями, народным фольклором.

-Что относится к фольклору?

Ответы детей.

III. Основная часть занятия.

-Мы сегодня поговорим о фольклоре русских и ненцев. Обратимся к  сказкам, пословицам, играм.

- Давайте составим план работы.

План:

  1. Сравнение сказок.
  2. Сравнение игр.
  3. Сравнение пословиц.

1. Сравнение сказок.

- Сказки есть у каждого народа. Послушайте ненецкую легенду «Почему у глухаря брови красные» (Пересказывает подготовленный воспитанник).

Когда-то жили все птицы вместе и не улетали в теплые края. Стало холодно, собрались они все вместе и решили завтра лететь.

 Глухарь ночевал отдельно. Утром прилетел он туда, где должны быть птицы, но место было пустое, птицы все уже улетели. Глухарь так плакал, что глаза и брови  у него покраснели.

 Весной птицы прилетели. Глухарь рассказал им, как провел зиму.

 Боровая птица решила больше не улетать на юг. Водоплавающая птица не поняла глухаря и стала на зиму улетать в теплые края.         

«Сказка о том, как северные олени рогатыми стали»  (Пересказывает подготовленный ученик)

В давние времена олени у ненцев были безрогие. Жил в тундре веселый и добрый ненец по имени Хаер – Ю – что значило солнечный узел. И довелось ему как то спасти человека, найденного в снегу. Отогрел его Хаер – Ю, стрелу из тела вынул. А оказался то не человек, а добрый дуй, Владыки Неба племянник.

 И спросил добрый дух: Что хочешь Хаер – Ю, за спасение мое?

Ничего не просил Хаер – Ю.

И увидел добрый дух, что Хаер – Ю не жаден одарил оленей ненца рогами. С тех пор рога эти во всем ненцу и оленю помогают.

-О ком эти ненецкие сказки?

-А есть ли сказки о животных у русских людей? Назовите их.

-Почему ненцы и русские сочиняли сказки о животных? (Жили на одной земле)

-Чему учат сказки и ненцев и русских?

2. Сравнение игр.

- Давайте поиграем в ненецкую народную игру  “Волк и олени”.

 В игре участвуют мальчики и, девочки.  

Из числа играющих выбирается «волк». Он находится в начерченном кругу на одной стороне площадки. Все остальные дети – «олени», они «пасутся» на другой стороне площадки. По сигналу «волк» выходит из своего «логова» и пытается поймать «оленей». Пойманного «оленя» уводит в свое «логово»

-На какую  русскую народную игру похожа  эта ненецкая игра? («Волк и зайцы»)

-Отличаются ли правила?

-Давайте сравним ещё одну игру.

Ненецкая игра “Парнэко' не” (Ведьма).

Все дети держатся друг за друга. Впереди стоит «Я' небя» - Мать тундра, которую они выбрали в начале игры. Все они прячутся за «матерью» и друг за друга.

Приходит «ведьма» и говорит «матери»: Где твои дети?» - «Гуляют», - отвечает мать. «А где?» - «В лесу». «Ведьма» уходит в лес искать «детей», но никого не находит, возвращается и говорит, что никого не нашла. Тогда «мать» повторяет, что не знает, где «дети». «Ведьма» спрашивает, что у нее за спиной. Увидев опасность, «дети» убегают. «Мать тундра» пытается их защитить. «Ведьма», поймав «детей» уносит их в тундру.

-Какая русская игра похожа на эту ненецкую игру? («Волк и семеро козлят»)

-Давайте поиграем в эту игру.

– Что у нас по плану следующее?

3. Сравнение пословиц.

-О чем мы еще не поговорили? (О пословицах)

-Прочитайте пословицы про себя. (Работа в группах)

-Прочитайте вслух ненецкие пословицы.

Не оставляй на завтра сегодняшнее дело
Песец сам в мешок не полезет

Со злым поведешься – добра не наберешься

-Прочитайте вслух русские пословицы.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

С кем поведешься, от того и наберешься

-Найдите к русской пословице ненецкую, близкую по смыслу. Докажите.

-Чему учат нас эти пословицы?

Не оставляй на завтра сегодняшнее дело

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

Песец сам в мешок не полезет

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Со злым поведешься – добра не наберешься

С кем поведешься, от того и наберешься

Ответы детей.

IV. Рефлексия.

- Мы сегодня поговорили о сходстве двух народов. Что у  них общего?

Ответы детей.

 Поиграем в одну игру.  

«Друзья, не похожие на меня»

       Мне хочется, чтобы каждый из вас описал сейчас своего друга (подругу), который не похож на него самого. Возможно, у него другая национальность или религия, возможно, он старше или моложе тебя. Быть может, твой друг любит читать книги, а ты предпочитаешь смотреть телевизор. Может он собирает марки, а ты значки. Может у твоего друга есть какая-то иная особенность. Пожалуйста, не называй нам его имени, а расскажи, чем он от тебя отличается, и почему он тебе дорог.

-Есть ли что-нибудь хорошее в том, что твой друг или подруга от тебя отличается? Почему?

Ответы детей.

И хотелось бы закончить наше с вами мероприятие фразой оного известного мультипликационного героя.

«Люди разные, а страна одна».

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Народов много – страна одна»

1.     Полное название проектаНародов много – страна одна2.     Автор проектаавторский коллектив:Шаталова Татьяна ВладимировнаСеменова Светлана ВладимировнаЯлин...

Сценарий музейного урока по проекту «Эпохи разные, а Родина одна» "Российская Жанна д`Арк" (для учащихся 3-4 классов).

О чем думают люди, говоря «Родина»? Родина – это необъятные просторы нашей страны: леса, поля, реки, моря, полезные ископаемые. Это и люди, которые живут в нашей стране, и язык, который с детств...

Четыре страны – одно королевство

Конспект урока – защиты проектов в 10 классе...

Час общения «Мы такие разные, но мы одна семья»

Час общения«Мы такие разные, но мы одна семья»...

Внеклассные мероприятия для проведения Дня Здоровья в рамках "Фестиваль ГТО «Одна страна - одна команда»".

В октябре - декабре 2017 года в школе проводились спортивно-массовые мероприятия в рамках фестиваля ГТО....

Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps

Методическая разработка "Праздники родной страны и страны/стран изучаемого языка." с интерактивными играми на сервере LearningApps ЯКласс https://www.yaklass.ru/p/angliyskiy-yazyk/4-kla...