Профилактика гипертонии у детей
классный час (5 класс) на тему

Вагнер Елена Сергеевна

полезны ли полезные привычки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_arterialnogo_davleniya_u_detey.docx133.1 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\kab12\Рабочий стол\ребёнку измеряют  артериальное  давление.jpgПолезны ли полезные привычки?

Цель: Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье, знакомство с понятием «артериальное давление», негативного отношения к вредным привычкам.

Форма: диалог с элементами игры.

Эпиграф классного часа: Посеешь привычку - пожнешь характер.(народная мудрость)

Подготовительный этап:

Для того, чтобы успешно бороться с артериальной гипертонией, необходимо изо дня в день соблюдать следующие «правила игры»:

Нельзя:

Курить.

Есть соленую, острую, жирную пищу.

Набирать лишние килограммы.

Злоупотреблять спиртным, особенно совмещать возлияния с приемом лекарств.

Работать ночами, спать менее 7 часов.

Нервничать по пустякам.

Вести малоподвижный образ жизни.

Пропускать или прекращать прием лекарств, назначенных врачом.

Нужно:

Бросить курить.

Ограничить потребление соли.

Есть больше зелени, фруктов, продуктов, богатых калием и магнием.

Постараться сбросить лишние килограммы.

Уметь переключаться, не зацикливаться на неприятностях.

Больше двигаться.

Регулярно измерять артериальное давление.

Выполнять все рекомендации врача.

Артериальное давление. Что это? Гипертония?

Диагностика

Диагноз артериальной гипертензии зачастую ставится после того, как уровень высокого АД выявляется три раза.

Врач использует рекомендации ВОЗ при постановке диагноза. Для его подтверждения используется суточный мониторинг и пробы с разными видами нагрузок.

В процессе исследования важно выявить причину повышения давления, если гипертония носит вторичный характер. Именно это помогает врачу назначить эффективное лечение. Если не устранить причину гипертонии, лечебные мероприятия не дадут желаемого эффекта, результат будет временным.

Лечение

Лечение зависит от многих факторов. Если артериальная гипертензия у детей и подростков сопровождается небольшим повышением давления, используется нелекарственная терапия. При этом должны отсутствовать поражения органов-мишеней, то есть почек, сердца, головного мозга. Это значит, что родители должны помочь ребенку наладить его образ жизни. Это может быть нелегко, но очень важно. Нужно побороть упрямство подростков и детей ради их же здорового будущего.

Обычно девочки рождаются с давлением 66/55, мальчики 71/55 мм рт.ст. Для грудного ребенка в течение первого года жизни в основном происходит повышение систолического, то есть верхнего давления, оно может достигать 90-92. Это может являться нормой.

До семи лет давление увеличивается медленно, потом начинает нарастать. К 16-18 годам показатели становятся как у взрослого человека. Такая ситуация вполне нормальная, можно не тревожиться.

Кстати, важно помнить, что и нормальное давление способно колебаться, все индивидуально. Например, в подростковом возрасте верхний уровень АД может достигать 100-140, нижний 70-90. Такое может происходить и в младшем возрасте. А вот если давление превышает эти показатели даже в подростковом возрасте, можно начать волноваться.

Причины

Давление у ребенка может повыситься по разным причинам. Это может зависеть от наследственных, внешних факторов, конкретного возраста. Если беременная женщина курит во время беременности, увеличивается риск того, что у грудного малыша будут проблемы со здоровьем.

Можно выделить два вида гипертонии, которые развиваются у детей.

  1. Первичная гипертония. Она не имеет причины, с ней можно легко справиться, но многое зависит от родителей, от того, следуют ли они методическим, врачебным рекомендациям. Многое зависит от наследственности
  2. Хронические почечные заболевания часто являются причиной вторичной гипертонии.
  3. Вторичная гипертония. Она связана с патологиями. Часто причинами являются врожденные пороки аортального развития, хронические почечные заболевания.

Заболевания эндокринной системы также вызывают гипертонию. Дети с ВСД считаются потенциальными гипертониками. Среди других причин можно выделить другие:

  1. Прием некоторых лекарственных препаратов. Зачастую родители пичкают своих детей лекарствами, которые назначают им самостоятельно, не подозревая, что они могут плохо повлиять на их здоровье. Иногда доза лекарства может быть слишком большой. К примеру, передозировка некоторых капель в нос приводит к сужению сосудов не только носа, но даже артерий. Из-за этого повышается давление. Поэтому родителям очень важно быть внимательными и не давать без разбора своим детям лекарства.
  2. Избыточный вес. Отмечено, что повышенное давление часто присуще тем детям, которые страдают ожирением или имеют лишний вес. У таких ребят практически всегда показатели АД держатся на верхней границе нормы. Когда ребенок взрослеет, он становится гипертоником.
  3. Неправильный образ жизни. Это включает в себя неправильное питание, низкая физическая активность, сидячий образ жизни, стрессы, нагрузки в школе. Все это может вызывать проблемы со здоровьем. Если родители не обращают внимание на такие отрицательные факторы в жизни своего ребенка, его здоровье будет, становится все хуже.

C:\Documents and Settings\kab12\Рабочий стол\1324441098_blood-pressure.gifИсходя их этих причин, можно с уверенностью сказать, что, когда речь идет о здоровье ребенка, многое, иногда почти все, зависит от родителей. Это касается не только причин, но и симптомов заболевания, которые нужно вовремя заметить.

С шестилетнего возраста становится больше случаев, когда развивается истинная, первичная артериальная гипертония. Как уже упоминалось, она не является результатом иных патологий, заболеваний. Такую гипертонию называют эссенциальной. На сегодняшний день выявлено несколько генов, которые ответственны за повышение показателей давления.

Проблема артериальной гипертензии (АГ) привлекает особое внимание не только кардиологов, но и терапевтов. Дело в том, что первичная АГ очень помолодела, теперь это не редкость у детей и подростков. Гипертония у детей – проблема, которой каждый родитель должен уделять много внимания. Прежде всего, это выражается в своевременном выявлении признаков повышенного давления и соблюдении рекомендаций врача. Давление может подскочить в пять, десять и пятнадцать лет. Главное – вовремя распознать это.

Игра-упражнение «Сорняки и розы» (выполняется в микрогруппах по 4-5 человек)

Ребятам предлагается на картинках с изображением розы написать полезные привычки, на картинках с сорной травой написать вредные привычки.

После выполнения задания проводится обсуждение.

Чтение и обсуждение отрывка из сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Каждый день я узнавал что-нибудь новое о его планете, о том, как он

ее покинул и как странствовал. Он рассказывал об этом понемножку, когда

приходилось к слову. Так, на третий день я узнал о трагедии с баобабами.

 Это тоже вышло из-за барашка. Казалось, маленьким принцем вдруг

овладели тяжкие сомнения, и он спросил:

 - Скажи, ведь правда, барашки едят кусты?

 - Да, правда.

 - Вот хорошо!

 Я не понял, почему так важно, что барашки едят кусты. Но маленький

принц прибавил:

 - Значит, они и баобабы тоже едят?

 Я возразил, что баобабы - не кусты, а огромные деревья, вышиной с

колокольню, и если даже он приведет целое стадо слонов, им не съесть и

одного баобаба.

 Услыхав про слонов, маленький принц засмеялся:

 - Их пришлось бы поставить друг на друга...

 А потом сказал рассудительно:

 - Баобабы сперва, пока не вырастут, бывают совсем маленькие.

 - Это верно. Но зачем твоему барашку есть маленькие баобабы?

 - А как же! - воскликнул он, словно речь шла о самых простых,

азбучных истинах.

 И пришлось мне поломать голову, пока я додумался, в чем тут дело.

 На планете маленького принца, как на любой другой планете, растут

травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших,

полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена

невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает

проснуться. Тогда оно пускает росток он расправляется и тянется к солнцу,

сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст,

пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо

вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете маленького

принца есть ужасные, зловредные семена... Это семена баобабов. Почва

планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от

него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее

насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много,

они разорвут ее на клочки.

 - Есть такое твердое правило, - сказал мне позднее маленький принц. -

Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок

свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только

их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти

одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.

 Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку,

чтобы и у нас дети это хорошо поняли.

 - Если им когда-нибудь придется путешествовать, - сказал он, - это им

пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если

дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил

лентяй. Он не выполол вовремя три кустика...

 Маленький принц подробно мне все описал, и я нарисовал эту планету.

Терпеть не могу читать людям нравоучения. Но мало кто знает, чем грозят

баобабы, а опасность, которой подвергается всякий, кто попадет на

астероид, очень велика - вот почему на сей раз я решаюсь изменить своей

обычной сдержанности. Дети! - говорю я. - Берегитесь  баобабов! Я хочу

предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегает,

а они даже не подозревают о ней, как не подозревал прежде и я. Вот почему

я так трудился над этим рисунком, и мне не жаль потраченного труда. Быть

может, вы спросите: отчего в моей книжке нет больше таких внушительных

рисунков, как этот, с баобабами? Ответ очень прост: я старался, но у меня

ничего не вышло. А когда я рисовал баобабы, меня вдохновляло сознание, что

это страшно важно и неотложно.

Какую замечательную привычку  вырастил  в себе маленький принц? Можно ли баобабы сравнивать с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в себе?

Возможные выводы обучающихся:

С детства необходимо работать над собой, вырабатывать в себе полезные привычки, которые помогут добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливым.

Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитает с детства уважения к самому себе.

Итогом классного часа может быть составление памятки «Как «вырастить»  хорошую привычку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по профилактике дисграфии у детей подготовительной группы с ОНР «ПОЛЕТ В КОСМОС»

Конспект итогового занятия по профилактике дисграфии у детей подготовительной группы с ОНР «ПОЛЕТ  В КОСМОС»...

Профилактика самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Доклад представляет собой опыт работы образовательного учреждения в направлении профилактики самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В докладе обозначены аспекты дея...

Создание ситуации успеха как фактор повышения личностного роста через призму развития системы профилактики асоциальных девиации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Созданию ситуации успеха всегда уделялось много внимания в разные времена. Отношение к обучению изменилось. Сейчас, часто можно услышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание...

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида).

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида)....

Правовая грамотность как один из методов по профилактике девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Развитие правовой грамотности и правосознания воспитанников детского дома является одним из важных условий формирования правовой грамотности и законопослушных человека в обществе....