Внеурочная деятельность в 5 классе
материал (5 класс) на тему

Из опыта работы воспитателя и классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя и классного руководителя

по реализации программы внеурочной деятельности

по ФГОС в 5 классе (25взводе) ГБОУ «Татарстанский кадетский корпус ПФО имени Героя Советского Союза  Гани  Сафиуллина» ( слайд1)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Архипов Анатолий Анатольевич, я хочу поделиться опытом работы по организации и реализации программы внеурочной деятельности по ФГОС в 5 классе.

 ( слайд2)

25 взвод  был сформирован  в августе 2015 года на базе Татарстанского кадетского корпуса. На начало первого полугодие 2015 - 2016 учебного года во взводе насчитывалось 23 кадета. В первые недели пребывания  проходило изучение особенностей адаптации пятиклассников к обучению в кадетском корпусе.
По результатам исследования 93% детей от общего числа, легко включаются в школьную жизнь. Во вторую группу со средней степенью адаптации входят 7% учащихся. 

Параллельно проведен сбор информации для составления социального паспорта взвода, составлена географическая карта проживания абитуриентов.

5 класс анализ по проживанию

Нижнекамск – 7; Нижнекамский район – 1;   РТ- 9;  Башкирия -3;    Удмуртия -1;     РФ -2.

Адаптационная неделя

(слайд3),  которая была организована с 24.08 по 31.08 2015

Цель адаптационной недели: Оказание психолого-педагогической поддержки абитуриентам 5-го класса в период их адаптации к условиям обучения и проживания  в кадетском корпусе.

Задачи:

помочь адаптироваться к новым условиям проживания и обучения;

помочь в самоорганизации, самоконтроле;

помочь принять новую позицию – кадета Татарстанского кадетского корпуса;

помочь детям принять новые требования и правила;

Параллельно велась работа с родителями:

снять напряжение родителей, вызванное новыми условиями проживания и обучения детей в кадетском корпусе;

создать атмосферу сотрудничества;

договориться о способах взаимодействия воспитателя и классного руководителя с родителями в течение года;

выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в корпусе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

Для этого кроме традиционных средств общения (собрание, телефонные звонки, встречи) была создана группа в Контакте, где ежедневно родители могли отслеживать по фотографиям адаптацию детей.  Созданная группа в  WhatsApp  позволяет  своевременно решать возникающие вопросы.

Адаптационная неделя  пятиклассников была посвящена знакомству учеников друг с другом.   На этом этапе ребята искали нечто общее между собой и уникальное, непохожее  - в каждом.

С первых минут пребывания в корпусе  мы создавали доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого, так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении.  На вечере знакомств воспитатель,  классный  руководитель  и ребята рассказывали о себе, своей жизни, своих увлечениях.

Мы предоставили ребятам возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава. Ознакомили с Правилами внутреннего распорядка корпуса, обязательными для выполнения всеми учащимися.  В результате  обсуждения   появились правила взвода: "Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии", "Быть благодарным" (т.е. дарить благо другим, если возникла такая потребность, не забывая о вкладе каждого в общее дело). Все правила конструировались в позитивной форме (что делать) без "не", (например, "не драться", следовательно, нерадивый школьник может и подраться).

( слайд 4)

 Еще одной значимой содержательной частью  было создание портрета настоящего кадета. Ребята определяли качества и свойства личности настоящего кадета.

Заключение адаптационной недели абитуриентов  было связано с утверждением и осознанием появления нового сообщества -  25 взвода.  Мальчишки  создали автопортрет своего класса. Это был коллективный рисунок: "живые картинки", устная презентация своего коллектива. Работа была организована таким образом, что каждый ученик внес в общее представление свое индивидуальное видение, участвовал в нем.

 ( слайд 5)

Воспитателем и классным руководителем была разработана  Программа по внеурочной деятельности  25 взвода в соответствии с требованиями ФГОС.

Свою  Программу мы назвали « Пять шагов в будущее» т.к. планируем придерживаться единой выбранной линии в воспитательной работе в течение 5 лет.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

I год  мы назвали «Окно в будущее». Это   создание условий для адаптации учащихся 5-го класса, формирование классного коллектива,  ранняя  профессиональная ориентация, воспитание морально-нравственных качеств на примере офицеров-запаса (встречи с интересными людьми), формирование ЗОЖ,  мотивация интеллектуального развития  через участие в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

В соответствии с программой  внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям:

  • спортивно-оздоровительное;
  • духовно-нравственное и военно - патриотическое;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное;

Основные принципы программы

  1. Включение учащихся в активную деятельность.
  2. Доступность и наглядность.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Учёт возрастных особенностей.
  5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

( слайд 6)

Cпортивно-оздоровительное направление включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.  Направление формирует культуру здоровья кадет, способствует познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

( слайд 7)

Кроме обязательных спортивных секций (плавание и АРБ) кадеты посещают спортивные секции в соответствии с их личными интересами. Для выявления личных интересов в начале учебного года было проведено анкетирование, по результатам которого кадеты были записаны в секции. Плаванием дополнительно занимаются 7 человек, АРБ – 6; боксом- 3; волейбол -10, шахматы – 5.   Многие из них входят в сборные корпуса по соответствующим видам спорта и показывают достойные результаты на соревнованиях.

( слайд 8)

Прогулки на свежем воздухе, посещение спортивных площадок, катка,

( слайд 9)

ледяных городков сократили до минимума пропуски занятий по болезни.

( слайд 10)

Духовно-нравственное и военно – патриотическое

Основная цель духовно-нравственного  и военно-патриотического воспитательного процесса в корпусе- это создание эффективных условий  для формирования духовности, нравственности. Формирование у кадет представлений о многообразии  военных профессий, военных специализаций, осознание причастности к делу защиты Родины, служению Отечеству,  воспитание  уважения к ношению  погонов, гордости за российских офицеров.

( слайд 11)

«Не сумма знаний, а «правильный образ мышления» и нравственное воспитание - вот цель обучения»,  М.В. Ломоносов. Начиная с адаптационной недели мы знакомили кадет с Уставом ВС, традициями корпуса, объясняли их значимость в жизни кадета,  учили Клятву Кадета. Торжественное принятие Клятвы кадета стало значимым событием в жизни каждого воспитанника. Присутствие родителей, первых лиц города, ветеранов ВОВ и труда, выпускников придали торжественность и важность моменту.

( слайд 12)

В соответствие с программой в течение всего учебного года проходят мероприятия, направленные на воспитание нравственных и патриотических качеств личности. Это и Декада изучения жизни и творчества татарского поэта и Героя Советского Союза М. Джалиля,  

( слайд 13)

 встречи с ветеранами ВС, офицерами разных видов ВС, классные и воспитательные часы,

( слайд 14)

Дни весенней  доброты и т.д.  Большую помощь в нравственном воспитании  оказывают сотрудники Центральной Библиотеки  имени  Г.Тукая, для которых мы являемся постоянными посетителями.

( слайд 15)

Много положительных эмоций возникло при посещении воинской части в городе Мулино Нижегородской области, где кадеты смогли пообщаться с военнослужащими,  увидеть и прикоснуться к военной технике и оружию ВС России.

( слайд 16)

Кадетам надолго запомнится участие в акции «Георгиевская лента»

( слайд 17)

Участие в Параде Победы.  Шествие «Бессмертный полк» совместно с родителями сплотило семьи, дети почувствовали причастность к истории России, заинтересовались жизнью своих прадедов.  

Формы работы  по направлениям- разные от просмотра и обсуждения фильма, спектакля до встречи с реальным Героем.  

( слайд 18)

Социальное воспитание является востребованным на всех уровнях социальной и общественной жизни. Именно социальное воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на саморазвитие, самосовершенствование, самозащиту личности, на подготовку младшего подростка к жизненному самоопределению.

 Анкетирование в начале года позволило определить круг интересов кадет, ожиданий от обучения в кадетском корпусе. Итогом стала разработка дорожной карты (плана саморазвития) каждого кадета. Внеурочная деятельность по данному направлению сочетает как коллективные, так индивидуальные формы работы, проводимые совместно с социально-психологической службой корпуса. В нашем учебном заведении созданы условия для решения одной из главных педагогических задач- воспитание социально-адаптированной личности, действующей в интересах общества, создана среда для реализации интересов и потребностей каждого кадета.

( слайд 19)

По требованиям ФГОС главной целью обучения должно быть общеинтеллектуальное развитие, что бы дети не лишились радости открытия нового и постепенно не потеряли способность к творчеству. Вся работа в данном направлении ведется на раскрытие и преумножение способностей кадет. 5 кадет занимаются в математическом кружке, посещают математические викторины «Абака», 6 – дополнительные образовательные занятия по русскому языку, 2-по английскому языку, 6- в кружке робототехники. Кадеты 25 взвода в течение года участвовали в предметных олимпиадах, в Республиканском интеллектуальном конкурсе «Звезда», организованном Республиканским олимпиадным центром, где стали призерами. 2 кадета участвовали в научно-исследовательской конференции им. В.В. Молодцова, команда кадет удачно выступила  в интеллектуально-развлекательной игре «English quest».

( слайд 20)

Посещение «физической лаборатории» в городе Ижевске  перевернуло взгляд  у кадет на физические и природные явления.  Мальчишки имели уникальную возможность участвовать и проводить опыты на представленных экспонатах.

( слайд 21)

 Продолжением знакомства с физическими и природными явлениями стала декада космонавтики во взводе. Она включала в себя встречи с майором запаса РВСН, Чемпионом мира по ракетомодельному спорту, запуск моделей ракет, изготовление простейших бумажных  моделей самолетов и ряд других мероприятий.

 ( слайд 22)

«Основы светской этики» учебный предмет стал основой общекультурного направления внеурочной деятельности. Напомню вам цель данного направления – формирование ценностных ориентаций, развитие общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

( слайд 23)

( слайд 24)

 Посещение спектаклей, кинотеатров, экскурсии по городам дополняют занятия хоровым пением, хореографией, барабанами.

( слайд 25)

 Участие во Всероссийской акции «Библионочь» в центральной библиотеке имени Г. Тукая послужило мотивацией для дальнейшего интеллектуального развития.

 Наша программа внеурочной деятельности предусматривает презентацию творческих работ кадет в формате «Фестиваль талантов».

Все направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой, они пересекаются  при проведении мероприятий,  иногда трудно выделить основное направление меропрриятия.

( слайд 26)

Нам удалось наладить тесное сотрудничество со всеми родителями. Благодаря у нас нет задолженности за обучение и проживание, родители откликаются на просьбы в организации мероприятий, субботников и т.д.  Родители оказывают помощь в ремонте школьного инвентаря, выступили спонсорами в приобретении 12 электровыжигателей по дереву.

Здесь вы видите на слайде коллаж, посвященный 23 февраля с фотографиями пап и дедушек.

На 8 марта мы подготовили видеоролик с музыкальным поздравлением мамам и бабушкам.

В течение всего учебного года мы сотрудничаем в вопросах успеваемости, поведения, организации школьных и классных мероприятий. Родительские собрания сопровождаются фото и видеоматериалами, а не являются сухим отчетом по успеваемости или наставлениями по воспитанию. Такой формат является привлекательным для родителей, и явка составляет 100%.

(Последний слайд)

При реализации  программы  мы планируем добиться

 личностных результатов;

предметных результатов;

метапредметных результатов.

На слайде вы увидели планируемые результаты, которых мы предполагали добиваться в течение 2015-2016 учебного года.  На сегодняшний день мы можем констатировать,  мы сохранили контингент, создали коллектив. Никто из воспитанников на сегодняшний день не планирует поменять образовательное учреждение. Успеваемость составляет – 100%, качество знаний -82%.  Вся работа велась при поддержке  социально-психологической службы, содействии педагогов и администрации корпуса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

внеурочная деятельность 2 класс шахматы

внеурочная деятельность. шахматы. курс 2 класса является продолжением курса 1 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

занятие по внеурочной деятельности 1 класс

Тема занятия: Решение задач на развитие внимания, памяти, мышления....