Интеллектуальные игры в системе воспитательной работы с лицейским классом
классный час на тему

Кузнецова Наталья Николаевна

Интеллектуальные игры -  эффективное средство развития интеллекта и мотивационной сферы детей и создания атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности. В материале представлены игры по предметам математического цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальные игры в системе воспитательной работы

с лицейским классом.

Кузнецова Н.Н.

Учитель английского языка

МОБУ «СОШ №1» пгт.Пойковский

Нефтеюганский район ХМАО – Югра

     Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”. Работая с классом лицейской направленности по программе «Путь к успеху», целью своей работы как классного руководителя я определила создание в классе социальной ситуации развития, среды общения и деятельности, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся и повышению качества образования.  Для реализации этой цели использовала многообразие форм внеклассной работы, позволяющих организовать разнообразную интеллектуально – познавательную деятельность, формировать  ответственное эмоционально – положительное отношение к учёбе,  стимулировать творческую, учебную и поисковую деятельность: интеллектуальные игры, творческие конкурсы, проекты, участие в предметных конкурсах и олимпиадах разного уровня, рейтинговое оценивание учебно-познавательной и творческой деятельности, портфолио.

      В младшем и среднем звене наиболее эффективным средством развития интеллекта и мотивационной сферы детей, на мой взгляд, являются интеллектуальные игры, в которых успех ребёнка зависит от его знаний, умений, навыков и способностей анализировать, воспроизводить, обобщать, формулировать, работать в команде, слушать других и т.п. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре и обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое. В ходе игры школьники приобретают навыки общения, навыки поведения в затруднительной ситуации, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой, повышается активность и эрудиция как игроков, так и зрителей. 

        Интеллектуальные игры стали традицией нашего класса. Постепенно сами ребята стали разрабатывать сценарии познавательных и творческих конкурсов и игр, готовить для них презентации и реквизит. Важную роль игровая деятельность сыграла в становлении классного коллектива в условиях, когда в 5 класс пришли дети из четырех разных классов начальной школы. Интеллектуально-познавательные игры способствовали созданию атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности, воспитанию чувства коллективизма.

КОНКУРС «ТРОПОЙ ЛИЦЕИСТОВ»

6 класс

Конкурс «Тропой лицеистов» проводится ежегодно как внеклассное мероприятие к Дню лицеиста (19 октября) в пролицейском классе и является одной из традиций жизнедеятельности классного коллектива.

Цели:

  • Развитие  у учащихся творческой активности и познавательного интереса;
  • Развитие коммуникативных способностей;
  • Сплочение коллектива класса.

 Задачи:

  • Создать условия для развития познавательного интереса, логического мышления, кругозора учащихся;
  • Создать условия для развития умения работать в команде, воспитания ответственности за общее дело;  
  • Познакомить с историческими событиями и лицами, которые в свое время принесли славу отечеству.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация, медали победителям, призы.

В игре участвуют 3 команды по 5 чел. Команды образуются перед началом игры по принципу выбора жетона ( «Вы – в команде 1/ 2/ 3», «Сегодня Вы – активный болельщик команды 1/ 2/ 3», « Сегодня Вы – в составе жюри»). Заранее выбираются капитаны, дается д/з: прочитать информацию на стендах школы, посвященную  Дню лицеиста, найти дополнительную информацию.

Каждая команда занимает свой стол. Устанавливается большой экран, компьютер, игра сопровождается презентацией. Для игры готовятся медали и призы для участников. Проводит игру  классный руководитель. В составе жюри – родители и дети.

Ход игры

1 ТУР. Разминка.  Задания на логику. (по очереди каждой команде, если одна команда не отвечает, ответ может дать другая команда. Проводится жеребьевка, какой команде начинать. Затем отвечают по очереди)

1) В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется? (20)

2) На столе лежат линейка, карандаш, циркуль и резинка. На листе бумаги нужно начертить окружность. С чего начать? (взять лист бумаги)

3) В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других? (1)

4) Васе дали три яблока. 2 он съел. Сколько яблок осталось у Васи? (Неизвестно! Никто же не знает, сколько у него было яблок до этого)

5) У трех операторов есть брат Тимофей. А у Тимофея братьев нет. Может ли такое быть?

(Да, если операторы – женщины, или речь идет о разных Тимофеях)

6) Как известно, все исконно русские женские имена оканчиваются либо на «а», либо на «я»: Анна, Мария, Ольга и т.д. Однако есть женское имя, которое не оканчивается ни на «а». ни на «я». Назовите его. (Любовь)  

2 ТУР. Исторический. Вопросы по истории лицея. (Вопросы на карточках, каждая команда выбирает свою карточку с вопросом.)

1) Назовите год основания первого лицея России, выпускником которого был А.С.Пушкин. В этом году царь Александр  1 подписал указ о создании особого закрытого учебного заведения. (1810, 12 августа)

2) В каком году открылся первый лицей? (1811, 19 октября)

3) Как назывался данный лицей и почему? (Царскосельский – по названию места Царское Село, в котором находилась летняя резиденция царя)

4) Как сейчас называется этот населенный пункт и где он расположен? (г. Пушкин Ленинградской обл., к югу от С.-Петербурга верст 20)

5) Сколько лет длилось обучение в лицее? (6)

6) Дети какого возраста принимались в лицей? (10-12 лет)

Конкурс капитанов. Назовите 5 известных лицеистов 1-го выпуска и кем они стали. (д/з)

3 ТУР. Информационный. Слайдовая презентация. Уч-ся – соведущие рассказывают :

                              * чему и как обучали в лицее;

                              * о распорядке дня в лицее.

4 ТУР. Творческий.

              1) Объясните слово «лицеист», подобрав определение на каждую букву этого слова. (существительные, словосочетания, предложения)

              *Во время подготовки – конкурс кричалок для болельщиков (баллы добавляются командам).    

              2) «Пойми меня» - изобразите пантомимой предмет (выбирают карточку с названием предмета): математику, физику или информатику.  (Предмет вслух не называется, отгадывают зрители.)

**Во время подготовки – конкурсы для болельщиков:

1. Аукцион пословиц и поговорок о знаниях, учении.

2. Игра «Продолжи мысль»

Мысли великих людей оборваны на самом интересном месте. Ваша задача - реконструировать эти известные фразы.

К. Гольдони: «Кто умеет довольствоваться малым, тот ...» (богат)

М. Монтень: «Упрямство и чрезмерный пыл в споре - вернейший признак...» (глупости).

Сенека: «Дружба кончается там, где начинается...» (недоверие).

Томас Мор: «Говорите лучше обдуманно, чем...» (быстро).

К. Веерштрас: «Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного ...» (поэтом)

Эдиссон: «Успех - это 100% везения и 90% ...» (потения)

Д. Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают...» (читать)

К. Мелихан: «Сатирик должен иметь зоркий глаз, острый язык и ...» (быстрые ноги)

5 ТУР. Школа – наш дом.

            1) Веселые блиц-вопросы о нашей школе.

                 Ребята, вы уже 6-ой год учитесь в нашей школе. А хорошо ли вы ее знаете?

                  Скажите,

              - Сколько кабинетов на 3 этаже?

              - Что находится в углу коридора напротив кабинета директора?

              - Номер кабинета, в котором расположена библиотека?

              - Как зовут библиотекарей?

              - Сколько секретарей в приемной директора?

              - Какую информацию можно узнать на стенде, расположенном слева от расписания?

              - Какой предмет преподает завуч 2 смены?

              - Сколько ступенек на крыльце школы?

              - Сколько первых классов открыто в этом учебном году?

              - Сколько 11-х классов готовится к выпуску?

              - Самый большой класс по количеству учеников?

              - Сколько педагогов работает в школе?

              - Сколько учеников учится в нашей школе?

            2) «Ожерелье для друга». Из определенного количества скрепок сделать ожерелье за 2 минуты. У кого длиннее – 3 балла, далее – 2 и 1 балл.

             

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. В это время на экране – фотоколлаж о жизни класса с музыкальным сопровождением.

НАГРАЖДЕНИЕ КОНКУРСАНТОВ медалями и призами, призы вручаются также активным болельщикам.

РЕФЛЕКСИЯ: «Комплимент» ( Комплимент классу, кому-то лично, конкурсу)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС «ТРОПОЙ ЛИЦЕИСТОВ»

7 класс  

Цели:

  • Развитие  творческой активности, стимулирование интереса .к точным наукам;
  • Развитие коммуникативных способностей;
  • Сплочение коллектива класса.

 Задачи:

  • Способствовать творческому и интеллектуальному самовыражению учащихся;
  • Продолжить работу по созданию в классе атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности, воспитанию чувства коллективизма.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация, карточки с заданиями, жетоны, медали победителям, призы.

Ход игры.

Ведущий (Классный руководитель):  

    Сегодня мы в очередной раз встречаемся на интеллектуальном конкурсе  в честь Дня лицеистов. Начать нашу игру мне хотелось бы следующими словами Виктора Гюго: «Ум человека имеет три ключа, все открывающих, - знание, мысль, воображение: все в этом». И я думаю, именно эти слова и должны стать девизом нашего конкурса.

Сегодня покажут свою волю, мастерство и смекалку  лицеисты 7а класса. Наша игра посвящается профильным предметам лицейского класса.

Как и в прошлом году, сегодня соревнуются 3 команды, но отбор участников будет проходить иначе. В состав команд войдут 9человек, правильно ответивших на вопросы отборочного тура. Для болельщиков у нас также готовы задания, и  самые активные болельщики также будут награждены призами.

   

   Отборочный тур. Посвящается математике.

Есть в математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Поэтому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Нам математика дает
Для победы трудностей закалку.
И шагаем с нею мы вперед
Развивая волю и смекалку.

Вопросы для отборочного тура:

  1. Два товарища поделили между собой 11 яблок, причем один взял на 5 яблок больше другого. Сколько яблок взял каждый из них? (Ответ: один взял 3 яблока, другой – 8 яблок.)
  2. Блокнот с обложкой стоят 11 рублей. Сколько стоят блокнот и обложка отдельно, если блокнот дороже обложки на 10 рублей? ( Ответ:  Блокнот стоит 10,5 рублей,  обложка – 0,5 рублей).
  3. Половина от половины числа равна половине. Какое это число? (Ответ: это число – 2)
  4. Величайший ученый древности. Он открыл ряд важнейших законов природы, которые изучает физика. Его важнейшими вкладами в математику являются открытие числа П, формул для вычисления площадей и периметра важнейших геометрических тел и фигур. (Архимед) 
  5. Знаменитый ученый, который свел воедино все открытия греческих математиков в 15 книгах под общим названием “Начала”, которые служили учебниками на протяжении двух тысячелетий. (Евклид) 
  6. В школьном курсе геометрии изучается ряд теорем открытые именно этим известным математиком. Такие как: теорема о сумме углов треугольника, теорема названная в его честь. (Пифагор) 
  7. Первый крупный российский ученый, основоположник русской науки, один из первых русских академиков. Обучался в славяно-греко-латинской академии. 13-летней программой овладел за 5 лет. (Ломоносов) 
  8. Один из величайших ученых средневековья. Философ и медик, математик и поэт. Он написал боле 450 трудов: книги по логике, физике, математики, философии, медицине. (Ибн Сина – Авиценна)
  9. Греческий ученый родом из Стагира, ученик Платона. (Аристотель) 
  10. В 12 часов ночи шел дождь, была гроза. Будет ли солнце через 72 часа? (Ответ: будет ночь, поэтому солнца не будет.)
  11. Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 мешка, которые столь же велики как и тот, в котором находится пшеница? (Ответ: Один мешок поставить в другой)
  12. Высота столба 20 метров. Муравей ползет по нему и поднимается на 5 метров вверх за день, а за ночь опускается на 4 метра вниз. За сколько дней муравей достигнет вершины столба? (Ответ: 16 дней.)
  13. На книжной полке стояли 2 тома. В 1 томе 350 страниц, во втором 410 страниц. Червь съел от первой страницы 2 тома до последней страницы 1 тома. Сколько страниц съел червь? (Ответ: Нисколько или только обложку, т.к. на книжной полке книги стоят по порядку, т.е. первая страница 1 тома соприкасается с последней страницей 2 тома).

Формируются 3 команды. Команды занимают свои места за отдельными столами и готовят приветствие.

Приветствие команд: название команды (связанное с профильными предметами), девиз, приветствие соперникам.

1 ТУР.  ИНФОРМАТИКА

  1. Конкурс «Закончи стихотворение». Командам по очереди читаются стихотворения, которые они должны закончить.

Вправо, влево, вверх и вниз
Выполняет без каприз.
Так и скачет как зайчишка
По экрану ловко ...МЫШКА
Не оставит без ответов,
Телевизор умный этот,
Задавай вопрос быстрей
И смотри-ка на …ДИСПЛЕЙ
Как заправский эрудит
Он легко руководит
Вычислительным процессом
Ум компьютера – ...ПРОЦЕССОР
Чтобы мысль не потерять,
Нужно в файл всё записать,
А потом без всякой спешки
В папке сохранить на ...ФЛЕШКЕ

На вопросы даст ответ
Наш помощник –ИНТЕРНЕТ.

Письма быстро получаем,
К телефону подключаем
Вещь, известную не всем!
Называется ...МОДЕМ
Он решает все проблемы
И содержит микросхемы.
Для компьютера – как бог,
Лучший друг – ...СИСТЕМНЫЙ БЛОК
Вдруг на беленьком листочке
Появляться стали точки,
Строки выросли из слов.
Вот и текст уже готов.
Очень быстро, словно спринтер
На печать выводит …ПРИНТЕР
Кнопочки на ней всегда
Нажимаем без труда.
Да и пальцам физкультура
Это вот – ...КЛАВИАТУРА

  1. Конкурс «Компьютерное зазеркалье»

В словосочетаниях, связанных с компьютерами и информатикой, слова заменены на противоположные по смыслу, назначению, размерам и т.п. Определите исходные словосочетания.

  1. Беззвучный микрофон. (Звуковая колонка).
  2. Гибкая плата. (Жесткий диск).
  3. Видимая папка. (Скрытый файл).
  4. Глобальный одиночный компьютер. (Локальная сеть).
  5. Долговременный склероз. (Оперативная память).
  6. Бесполезный рычаг. (Функциональная клавиша).
  7. Дробночисленное умножение. (Целочисленное деление).
  8. Разгрузочный винчестер. (Загрузочная дискета)
  9. Лиственный файл. (Корневой каталог).
  10. Локальный компьютер. (Глобальная сеть).
  11. Ручная вакцина. (Компьютерный вирус).
  12. Аналоговый художник. (Цифровой фотоаппарат).

2 ТУР. ФИЗИКА.

  1. «Научная лаборатория»

Участники вытягивают карточки с заданиями:

1 карточка: Измерить массу одного зерна риса.

Оборудование: весы, набор разновесов, стакан с рисом, калькулятор. 

2 карточка: Рассчитать объем одной скрепки.

Оборудование: мензурка, стакан с водой, коробок скрепок, калькулятор.

3 карточка: Рассчитать толщину книжного листа.

Оборудование: книга, линейка, калькулятор

  1. «Колесо истории»

Командам предлагаются факты из биографии некоторых знаменитых ученых:

1. С детства стремился к знаниям. Учился в первых русских высших учебных заведениях. Он основал первый университет в Москве. Родился он в деревушке недалеко от Архангельска, в семье крестьянина-помора. (Михаил Васильевич Ломоносов)

2. Именно этот английский ученый, получил за свою научную деятельность рыцарский титул. Им открыты основные законы движения тел и закон тяготения. Философ Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса, и его яблоко. (Исаак Ньютон.)

3. Древнегреческий учёный. Родился в Сиракузах (Сицилия). Научные труды относятся к математике, механике, физике и астрономии. Автор многих изобретений и открытий, в частности машины для орошения полей, винта, рычагов, блоков и винтов для подъёма больших грузов, военных метательных машин и т.п. Выталкивающая сила воды тоже названа его именем. (Архимед)

    КОНКУРС КАПИТАНОВ.

    «Гимнастика ума»

Из слова «Арифметика» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. буквы «а» и «и» – два раза, а остальные – по одному. На выполнение задания отводится 2 минуты.

             Возможные варианты ответов:

Акр
Ар
Арка
Арфа
Икра
Камера
Кара
Карат
Карта
Катер
Кит
Кифара
Крем
Мак

Марка
Мера
Мерка
Метка
Метр
Метрика
Мир
Миф
Мрак
Рак
Ракета
Рама
Река
Ритм

Ритмика
Риф
Рифма
Тара
Тариф
Тема
Тик
Тир
Тиф
Фа
Фара
Ферма
Фирма
Фрак

3 ТУР.  МАТЕМАТИКА.

     1) Кроссворд

Ведущий:  А теперь посмотрим, как участники знают математические понятия. Для них мы предлагаем кроссворд. Каждой команде будет выдан кроссворд, и как только первая команда разгадает его, все остальные прекращают работу. Все вместе проверяем правильность заполнения.

Вопросы: 

  1. Вторая степень числа.
  2. Запись, содержащая числа и буквы.
  3. Арифметическое действие.
  4. Чертежный инструмент.
  5. Величина, характеризующая быстроту движения.
  6. Геометрическая фигура.
  7. Современная шпаргалка.
  8. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с противоположной стороной, проведенный под прямым углом.

2) Творческое задание:

Придумать и рассказать сказку, используя слова:
-  Математика, круг, считать
-  Незнайка, огромная фигура, цифры, самое большое число,
-  Компьютер, клавиатура, принтер

ЗАДАНИЯ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ (проводятся в процессе игры на этапах, требующих времени на выполнение заданий в командах участников, и во время подведения итогов; за правильные ответы болельщики получают жетоны, по количеству которых в конце игры будут выявлены самые активные болельщики)

1) «Эрудит"

 1. Найдите 1% рубля (1коп)
2. Какой буквой записывается число 50 в Древнем Риме? (L)
3. Чему равен 1 пуд? (16кг)
4. Найдите 2% метра (2см)
5. Какой число записывалось в Древнем Риме буквой D? (500)
6. Единица измерения скорости на море (узел)

2) «Устами младенца»
(если слово угаданно с первого определения – 15 баллов, со втрого – 10 баллов, с третьего –  5  баллов)

1. Процессор –  1. Часть компьютера
                        2. Находится в системном блоке
                        3. Он производит все расчеты

2. Мышь –      1. Манипулятор
                        2. Для ввода информации
                        3. у нее есть коврик

3. Четырехугольник -   1. Это фигура
                                   2. у нее 4угла
                           3. углы и стороны могут быть одинаковые, а могут быть различны

4. Диаметр – 1. Отрезок
                       2. соединяет две точки окружности
      3. одна из этих точек центр окружности, другая – любая  точка на окружности.

5. Монитор –  1. Часть компьютера
                        2. На корпусе есть кнопки
                        3. Имеется экран

6. Колонки -   1. Нужны, но не обязательны
                        2. На них горит маленькая лампочка
                        3. Они подсоединяются к звуковой карте

7. Дискета -   1. Небольшая штучка
                        2. Нужна для каждого пользователя
                        3. Служит для хранения и переноса информации

8. Принтер - 1. Дополнительное устройство для компьютера
                        2. Есть у нас в классе
                        3. Выводит информацию на бумагу

9. Маркер -    1. Есть почти в каждом классе
                        2. Применяют при решении задач и составления алгоритмов
                        3. Им пишут на доске

10. Прямая -   1. Она длинная
                        2. Она ровная
                        3. у нее нет ни начала ни конца

11. Дробь –    1. Это число, но не совсем обычное
                        2. оно состоит из цифр и черточки
                        3. А еще у него есть числитель и знаметатель

12. Куб -         1. Это фигура
                        2. у нее 8 вершит и 12 ребер
                        3. все грани равны

13. Компьютер – 1. Это машина
                        2. на ней можно считать и хранить информацию
                        3. на ней можно играть

14. Линейка - 1. Это инструмент
                        2. С помощью него чертят
                        3. И измеряют длину отрезка

15. Отрезок - 1. Прямая
                        2. Есть начало
                        3. Есть конец

16. Циркуль - 1. Инструмент
                        2. с помощью него чертят
                        3. Чертят, например, окружность

17. Транспортир – 1. Инструмент
                        2. C помощью него чертят
                        3. И измеряют углы

18. Круг -       1. Это фигура
                        2. У нее нет вершин и сторон
                        3. У нее есть центр

19. Карандаш – 1. Пользуетесь каждый день
                        2. Это инструмент, которым чертят
                        3. А еще он деревянный

20. Ручка – 1. пользуетесь каждый день
                        2. Инструмент, В нем есть шарик
                        3. Им вы пишите

21. Сканер -   1. Дополнительное устройство для компьютера
                        2. Служит для ввода изображений
                        3. Позволяет ввести текст или рисунок в компьютер

22. Дисковод – 1. Находится в системном блоке
                        2. Есть у каждого компьютера в нашем классе
                        3. Туда можно вставить дискету

3) Конкурс художников.

Нарисовать двумя руками одновременно треугольник, квадрат и окружность с закрытыми глазами. Главное сделать это быстро и качественно.

4) «Слова с компьютерной начинкой»

Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова, а также компьютерные термины, которыми они «начинены».

Проиграла та команда, которая не смогла в течении 10 секунд дать верный ответ.

РАС __ __ __ __ __ (кара, возмездие)                                        (плата)

__ __ __ ОЛЛИНО (герой сказки Дж. Родари)                                (чип)

__ __ __ ЕР (стеклянные цветные бусинки)                                 (БИС – 

большая интегральная схема)

__ __ __ __ ОНТ (учетный банковский процент)                         (диск)

В __ __ __ Н (большой округлый камень)                                (АЛУ)

Л __ __ __ НГ (плакат с обращением)                                        (ОЗУ)

ВЕР __ __ __ __ (точка пересечения двух лучей, образующих угол)(шина)

С __ __ __ __ (очень полезное для здоровья занятие)                        (порт)

__ __ __ __ АДА (изоляция города противника)                        (блок)

__ __ __ А (предмет для удара в спортивной игре)                        (бит)

__ __ __ __ ОН (область пониженного давления в атмосфере)        (цикл)

__ __ __ __ ДОГ (порода собак)        (Буль, имеется в виду Джордж Буль)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

НАГРАЖДЕНИЕ. (Вручаются медали и призы.)

ФОТОГРАФИЯ НА ПАМЯТЬ.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС «МЫ – КОМАНДА!»

8 класс

Цели:

  • Развитие  творческой активности, стимулирование интереса .к точным наукам;
  • Развитие коммуникативных способностей;
  • Сплочение коллектива класса.

 Задачи:

  • Способствовать творческому и интеллектуальному самовыражению учащихся; 
  • Способствовать формированию умений и навыков, носящих общеинтеллектуальный характер;
  • Продолжить работу по созданию в классе атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности, воспитанию чувства коллективизма, ответственности за общее дело.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, медали победителям, призы, листы для рефлексии с изображением мобильного телефона.

Деление на команды. 1) класс делится на 2 части по фамилиям: 1 -на звонкую согласную или гласную букву; 2- на глухую согласную. 2) Из той и другой части выходят ребята с именами на букву А. Их – 8 человек, это - первая команда.  С фамилиями на звонкую согласную остается 7 чел. С фамилиями на глухую – 8 чел.  В итоге формируются 3 команды.(Условие деления на команды подходит для конкретного класса, можно придумать самые разные интересные способы)

Команды придумывают названия, выбирают капитанов.

Ход игры

Приветствие команд.

Жеребьевка последовательности ответов (по скорости реакции)

  1. Кто абсолютно безразличен к роботам? (Людоеды) – ответившая команда получает порядковый номер 1.
  2. Какое слово пропущено в следующей фразе: «Кто владеет …. (информацией), тот владеет миром»? - ответившая команда получает порядковый номер 2. Оставшаяся команда – номер 3.

Тем, кто любит математику, тем, кто знает информатику, тем, кто учит физику, а также тем, кто еще не знает, что он любит математику, физику и информатику, посвящается этот конкурс!

Конкурс 1.  «Атомы – молекулы» (2 балла). Участники команд расходятся по классу, беспорядочно перемещаются под музыку (это- «атомы»). По команде «Молекулы!»   «атомы»  объединяются в «молекулы»(составами конкурсных команд). Оценивается скорость образования «молекулы».

Конкурс 2.  Блиц-турнир. Сейчас мы будем задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать "дальше". (1 балл за правильный ответ)

Вопросы для команды 1. 

  1. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации.                                                                /информатика/
  2. Последовательность действий.                                         /алгоритм/
  3. Устройство ввода информации                                        /клавиатура/
  4. Набор символов алфавита русского языка.                        /кириллица/
  5. Сколько байт в одном килобайте.                                 /1024/
  6. Устройство ввода в ЭВМ информации непосредственно с листа.        /сканер/

Вопросы для команды 2. 

  1. Минимальная единица измерения кол-ва информации.                /бит/
  2. Перечень файлов                                                                 /каталог/
  3. Пересылка данных с носителя данных в основную память         /загрузка/
  4. Универсальное электронное устройство обработки информации         /ЭВМ/
  5. Специальный индикатор, указывающий позицию на экране         /курсор/
  6. Алгоритм, записанный на языке программирования                 /программа/

Вопросы для команды 3. 

  1. Центральное устройство компьютера                /процессор, системный блок/
  2. Сколько бит в одном байте                                         /8/
  3. Поименованная область внешней памяти                         /файл/
  4. Программы для подключения внешней памяти                 /драйверы/
  5. Небольшая программа ,которая может приписывать себя к другим программам                                                                                     /вирус/
  6. Что является носителем информации: клавиатура; мышь; магнитный диск; принтер.                                                                 /магнитный диск/

Конкурс 3. «Заморочки» (Решение логических задач -3 балла). Выдаются карточки с задачками:

1) «Переливашка»

Имеются 2 кувшина ёмкостью 3 л и 8 л. Составьте алгоритм, выполняя который, можно набрать из речки 7 л. воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами )

Ответ: наполнить 8-литровый кувшин водой из реки

наполнить 3-литровый кувшин из 8-литрового

вылить воду из 3-литров. Кувшина

наполнить 3-литровый кувшин из 8-литрового

вылить воду из 3-литров. Кувшина

оставшиеся в 8-литров.кувшине 2 литра перелить в 3-литров.кувшин(теперь в него можно долить только 1 литр)

наполнить 8-литровый кувшин водой из реки

долить 3-литров.кувшин из 8-литров.(теперь в 8 литов.=7 литров воды)

2) «Золотой ключик»

Рассказывают, что черепаха Тортилла отдала золотой ключик Буратино не так просто, а вынесла 3 коробочки: красную, жёлтую и зелёную. На красной коробочке было написано : " Здесь золотой ключик "; на жёлтой - "Зелёная коробочка пуста"; а на зелёной - "Здесь сидит змея ".  Все надписи неверны. Где золотой ключик ?                                                ( ответ - в зелёной ) 

3) «Встреча подруг»

     Встретились 3 подруги: Белова, Краснова, Чернова. Девочка в белом платье говорит Черновой: «Нам надо всем поменяться, а то цвет наших платьев не соответствует фамилиям». Кто в какое платье одет?

(ответ Чернова – в красном, Краснова – в белом, Белова – в черном) 

Конкурс 4. Конкурс капитанов. «Расшифровка» (1 балл). На экране демонстрируются закодированные фразы, которые нужно расшифровать. В каждой фразе – свой способ кодирования.

  1. Поса шила ф фасе.
  2. Коляманлядаля.
  3. Акитамрофни.

Ответы:

  1. Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие)
  2. Команда.  (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
  3. Информатика. (способ кодирования: слово пишется наоборот)

Конкурс 5. «Я, ты, он, она» (Оценивается быстрота реакции, ориентация, сплоченность – 2 балла,)

Команда  перестраивается по хлопку ведущего (засекается время):

  1. - по цвету волос (от светлого к темному)

– по № дома ( от меньшего к большему)

  1. – по размеру обуви

- по алфавиту имен

  1. – по длине волос (от длинных к коротким)

- по алфавиту фамилий

Конкурс 6. «Словосложение»

Отгадайте слова – слагаемые и получите слово – сумму из области информатики.

Пример: Воронье восклицание + Цифра + Обозначение единицы энергии и работы = Сменный элемент принтера (Кар + Три + ДЖ = Картридж)

  1. Партия в игре + Пищевая приправа = Устройство взаимодействия оператора и вычислительной системы (Кон + Соль = Консоль)
  2. Носитель + Насекомое = Накопитель (Диск + Овод = Дисковод)
  3. Два предмета + Единица длины = Аргумент или результат процедуры (Пара + Метр = Параметр)
  1. Танцевальное движение + Текст актера = Объект взлома (Па + Роль = Пароль)
  2. Вершина горы + Грязекаменный поток в горах = Минимальный элемент изображения (Пик + Сель = Пиксель)
  3. Крутой берег или обрыв + Собачье лакомство = Регулируемый параметр монитора (Яр + Кость = Яркость)

Подведение итогов. Награждение.

Рефлексия.  СМС-сообщение классу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы классного руководителя в кадетских классах

Основной целью моей воспитательной работы как классного руководителя является формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное врем...

Интеллектуальная игра "Избирательная система"

Материал можно использовать на внеклассных мероприятиях и обобщающих уроках по избирательному праву для воспитпния будущих избирателей и повышения уровня политической культуры учащихся....

Межкультурные познавательно- интеллектуальные игры в системе дополнительного образования.

Интеллектуально-познавательные игры межкультурной направленности в системе дополнительного образования в МБОУ «Гимназия №33» Авиастроительного района г.Казани...

Статья Система воспитательной работы ОУ в формировании социально-значимых качеств личности через активизацию учебно-воспитательного процесса.Опыт реализации дополнительной образовательной программы "Дороги которы мы выбираем"

Материал раскрывает структуру системы воспитательной работы в ОУ. Описывается опыт реализации дополнительной образовательной программы курса внеурочной деятельности ",Дороги которые мы выбираем&q...

Статья: "Интеллектуальные игры в системе дополнительного образования детей"

Игра рассматривается как основная форма единого процесса обучения и воспитания, взаимодействия педагога с ребенком, детским коллективом, в результате которого происходит не только получение детьми нов...

Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной работы школы

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы потеме "Реализация воспитательных возможностей уроков русского языка и литературы в системе воспитательной ра...