Диагностические методики
методическая разработка на тему

Скворцова Светлана Леонидовна

методики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie_metodiki_.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики изучения семьи учащихся.

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека. На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос находим у В.А.Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях. «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы вызвать к жизни и объединить позитивные факторы семейного школьного воспитания, взаимодополнять и обогащать друг друга.

Классный руководитель – профессионал всегда стремится установить тесный контакт с семьями учащихся, во влечь их в совместную деятельность. Классный руководитель при общении с семьями должен соблюдать определенные правила:

  • к родителям каждого ребенка проявлять уважение;
  • изучение семей учащихся должно быть тактично;
  • общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо.

Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика: общие сведения и родителях, жилищные условия семьи, её материальная обеспеченность, семейные традиции, авторитетность семьи в глазах ребенка, положение ребенка в семье.

Изучение семей учащихся позволяет учителю ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Я использую различные методы психолого-педагогической диагностики.

Диагностические методики позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Приведу несколько примеров.

Анкета №1.

Методика «Незаконченные предложения».

Эту методику использую для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся (2-4 кл.)

Учащиеся и родители дают ответна одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.

Предложения для учащихся:

۷ Я радуюсь, когда …

۷ Я огорчаюсь, когда …

۷ Я плачу, когда …

۷ Я злюсь, когда …

۷ Мне нравится, когда …

۷ Мне не нравится, когда …

۷ Я верю, когда …

۷ Если у меня хорошие новости, то я …

۷ Если у меня плохие новости, то я …

۷ Если у меня что-то не получается,
то я …

Предложения для родителей:

۷ Я радуюсь, когда мой ребенок …

۷ Я огорчаюсь, когда мой ребенок …

۷ Я плачу, когда мой ребенок …

۷ Я злюсь, когда ребенок …

۷ Мне нравится, когда мой ребенок …

۷ Мне не нравится, когда мой ребенок …

۷ Я верю, когда говорят, что мой ребенок …

۷ Я не верю, когда мой ребенок …

۷ Если у моего ребенка хорошие новости, то …

۷ Если у моего ребенка плохие новости, то …

۷ Если у моего ребенка что-то не получается,
то …

Анкета №2.

Методика «Незаконченные предложения».

Эта анкета используется для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи. (2-4 кл.)

Предложения для учащихся:

• Школа для меня – это …

• Класс, в котором я учусь, - это …

• Учителя для меня – это люди, которые …

• Мои одноклассники – это …

• Уроки для меня – это …

• Предметы, которые мне нравятся, - это …

• Предметы, которые мне не нравятся, - это …

      Предложения для родителей:

• Школа, в которой учится мой ребенок, - это …

• Класс, в котором учится мой ребенок, - это …

• Одноклассники моего ребенка – это …

• Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это …

• Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это …

• Предметы, которые не нравятся моему ребенку, - это …

Анкета №3.

      Эта анкета используется для изучения семьи учащихся, близкого знакомства с самим учеником, понятия уклада жизни семьи, ее духовных ценностей.

Вопросы для учащихся:

  1. Твое любимое занятие?
  2. Любимое занятие твоей мамы?
  3. Твои любимые цветы?
  4. Любимые цветы твоей мамы?
  5. Твоя любимая еда?
  6. Любимая еда твоей мамы?
  7. Как зовут твою подругу (друга)?
  8. Как зовут подругу (друга) твоей мамы?
  9. Твоя любимая песня?
  10. Любимая песня твоей мамы?
  11. Твое любимое время года?
  12. Любимое время года твоей мамы?
  13. Твой любимый праздник?

14.Любимый праздник твоей мамы?

Вопросы для родителей:

  1. Ваше любимое занятие?
  2. Любимое занятие Вашего ребенка?
  3. Ваши любимые цветы?
  4. Любимые цветы Вашего ребенка?
  5. Ваша любимая еда?
  6. Любимая еда Вашего ребенка?
  7. Как зовут Вашу подругу (друга)?
  8. Как зовут подругу (друга) Вашего ребенка?
  9. Ваша любимая песня?
  10. Любимая песня Вашего ребенка?
  11. Ваше любимое время года?
  12. Любимое время года Вашего ребенка?
  13. Ваш любимый праздник?

14.Любимый праздник Вашего ребенка

Анкета №4.

      Эта анкета для родителей. Использую для определения самостоятельности ребенка.

Родителям предлагается перечень действий ребенка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.

Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребенок, которому не дают возможности быть самостоятельным.

Ваш ребенок делает самостоятельно

Только по Вашему требованию, с Вашей помощью и с Вашего разрешения

Перечень действий:

- собирается в школу;

- выбирает себе одежду для школы и для праздника;

- делает уроки;

- определяет, с кем ему дружить;

- готовит еду, если это необходимо;

- помогает по дому и на даче.

Анкета №5.

      Эта анкета используется для изучения сформированности у детей мотивации на ЗОЖ.

Вопросы для учащихся - «Почему ты делаешь так?»

1. Почему ты моешь руки:

а) заставляют взрослые - 20 очков;

б) так положено - 5 очков;

в) мне неприятно, когда грязные руки, много микробов, - 0 очков.

2. Почему ты чистишь зубы:

а) заставляют взрослые - 15 очков; |  

 6) так положено - 5 очков;    

 в) нечищеные зубы - источник болезни - 0 очков.

3. Почему ты моешь ноги:    

а) заставляют взрослые - 20 очков; I  

б) так нужно - 10 очков; I

в) потому что мне неприятны грязные ноги - 0 очков.

4. Почему ты делаешь зарядку:

а) заставляют взрослые - 15 очков;

б) так нужно - 5 очков;

в) нужна для моего здоровья - 0 очков.

5. Как ты считаешь, когда нужно гулять:

а) ежедневно около 1,5-2 часов - 0 очков;

б) ежедневно, но меньше часа -10 очков;

в) иногда по выходным - 20 очков.

6. Когда нужно ложиться спать:

а) в 21.00-21.30 - 0 очков;

б) после 22 часов - 10 очков;

в) после 24 часов-35 очков.

7. Как ты считаешь, сколько нужно смотреть телевизор:

а) не больше 1,5 часов, с перерывом — 0 очков;

б) более 3 часов - 10 очков;

в) сколько тебе хочется - 30 очков.

8. Как ты считаешь, нужно ли ходить в спортивную секцию или танцевальный кружок:

а) да - 0 очков;

б) нет-5 очков.

Подсчет.

Если набралось от 0 до 40 очков - ты твердо знаешь, что твое здоровье бесценно.

От 40 до 60 очков - у тебя уже есть вредные для здоровья привычки, но их можно еще устранить.

От 60 и более - ты твердо стоишь на пути разрушения своего здоровья.

Вопросы для родителей - «Почему так поступает ваш ребенок?»

1. Почему ваш ребенок моет руки:

а) заставляем мы - 20 очков;

б) моет, не осознавая - 5 очков;

в) моет, так как знает, зачем это нужно-0 очков.

2. Почему ваш ребенок чистит зубы:

а) заставляем мы - 15 очков;

б) чистит, не осознавая - 5 очков;

в) чистит, зная зачем - 0 очков. -

3. Почему ваш ребенок моет ноги:

а) заставляем мы - 20 очков;

б) моет, не осознавая —10 очков;

в) моет, зная зачем - 0 очков;

4. Почему ваш ребенок делает зарядку:

а) заставляем мы - 15 очков;

б) так положено - 5 очков;

в) знает, что для здоровья - 0 очков.

5. Знает ли ваш ребенок, что дает ему свежий воздух?

а)да-5очков;

б) нет-10 очков.

6. Знает ли ваш ребенок, сколько нужно спать и зачем нужен сон?:

а) да-0 очков;

б) не уверен - 5 очков; г

в) нет-10 очков.

7. Знает ли ваш ребенок, сколько времени нужно проводить у телевизора?

а) да-0 очков;

б) не уверен - 5 очков;

в) нет-10 очков.

8. Знает ли ваш ребенок, зачем нужно ходить в спортивную секцию или танцевальный кружок?

а) да-0 очков;

б) нет - 10 очков.

Подсчет.

Если вы набрали от 0 до 5 очков - ваш ребенок в полном порядке. От 25 до 40 очков - у него уже есть привычки, вредные для здоровья, но с ними еще не трудно бороться.

От 40 и более - срочно помогите ему бороться за здоровье.

Анкета №6.

                      «Что тебе дороже всего в жизни?»

Анкета №7.

                                        Рисуночный тест.

                           «Выходной день в моей семье»

Ребятам предлагаю нарисовать рисунки на тему: «Выходной день в моей семье», «Наша семья». Затем и родителям, и детям раздаю листы бумаги, на которых нарисованы круги. В круг нужно поместить предметы, а также членов семьи, которые что-либо выполняют. Очень часто это выглядит так (рисунок ниже).

Это может выглядеть так:

Мама

Папа

Я

Книга

Газета

Уроки

Кухня

Диван

Друзья

Рисуночная диагностика “Выходной день в моей семье “.

Анкета №8.

 «Если бы ты стал волшебником, какие три желания выполнил для  своей семьи?»

По аналогии с методикой «Цветик - семицветик» в сказке В.Катаева.

Цель: выявит желания, интересы, направленность ребенка.

: «Если бы ты стал волшебником, какие три желания выполнил для своей семьи?», ребята отвечают:

  • Чтобы все были здоровы;
  • Чтобы мама улыбалась;
  • Чтобы приходили гости;
  • Квартиру большую;
  • Все у нас хорошо, только денег не хватает, побольше бы.

«А что бы ты пожелал своей семье?»:

  • Веселья, хорошего настроения, радости, улыбок;
  • Быть вместе;
  • Праздники выходные проводить вместе;
  • Вместе гулять и играть;
  • Иметь дома животных;
  • Больше денег.

Анкета №9.

             «Что тебе больше всего нравится в твоей семье?»

      На вопрос «Что тебе больше всего нравится в твоей семье?» ребята отмечают:

      - доброта – 79%

      - внимание – 40%

      - честность – 31%

      - ум родителей, бабушки, дедушки – 35%

      - помощь ребенку, друг другу  65%

      - трудолюбие – 35%

      - веселость – 21 %

Анкета №10.

        «К кому бы обратился за помощью, советом, поддержкой?»

Обсуждая вопрос: «К кому бы обратился за помощью, советом, поддержкой?», именно к маме обратились бы за помощью

              - к маме – 64%

              - к папе – 16%

              - к друзьям – 5%

              - к учителю – 12%

      - к другим взрослым – 3%

Вышеперечисленная методика изучения семей учащихся позволяет мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль отношений родителей и детей.

Хорошо известно, что детей воспитывает не только школа, но и семья. К сожалению, эти два столь важных воспитательных института не всегда выступают союзниками, дополняя и расширяя возможности друг друга. Не всегда родители хорошо знают своих детей. Учитель должен помочь им в этом. Уверена, что большинство родителей не останутся равнодушными, а некоторые по-новому увидят и оценят дочку или сына.

Мы видим, насколько велики требования ребенка к семье. Сегодня, с высоты собственного опыта, я могу сказать, что, доверяя родителям, ощущаю это доверие с их стороны, и очень высоко ценю его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ УЧАЩИХСЯ.

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.  АНКЕТЫ:  "ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ", "ВАШ РЕБЁНОК", "ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА"....

Диагностические методики классного руководителя

Диагностика -это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизац...

Диагностические методики

Данные диагностические методики помогут при изучении личности учащихся и ученического коллектива...

Презентация - демонстрационный материал к диагностической методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников"

Презентация позволяет заменить бумажный вариант демонстрационных материалов к методике Лукомской С.А. "Определение объема образной кратковременной памяти у младших школьников" на электронный, что знач...