Интегрированный мастер-класс "Элементы творчества в работе с одаренными детьми"
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Монгуш Нелли Владимировна

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный мастер-класс  

«Элементы творчества в работе с одаренными детьми»

 Авторы: Монгуш Нелли Владимировна - классный руководитель;

 Седен Туяна Владимировна – педагог театра

Актуальность   
     Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Цель:  поделиться опытом работы с одаренными детьми.

Аудитория:  соцпедагоги, классные руководители, родители и все, кому небезразличны дети и будущее.

Оборудование: цветные карандаши, бумага, бумажный человечек, магниты, вырезанные в виде лепестков слова-качества одаренного человека, заранее подготовленные шаблоны друдлы, текст из рассказа для театра-импровизации.

Ход мастер-класса:

     Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представиться. Я, классный руководитель 8 а класса Монгуш Н.В., преподаю географию в данном классе. Мы рады, что в этой аудитории собрались замечательные гости, во-первых, которых в той или иной степени волнует эта проблема, во-вторых, обменяться с вами своим мнением и опытом.  Мы решили провести эту встречу в форме практикума, чтобы каждый из вас мог на деле применить ту или иную методику.  В  практикуме может принять участие каждый желающий. Прежде чем мы начнем, давайте вспомним такое основополагающее понятие как одаренный ребенок. 

     - Какой он одаренный ребенок? Вот человечек. Давайте, общими усилиями создадим модель одаренного ребенка и наделим его соответствующими качествами. Какими же качествами обладает одаренный ребенок?  (участники называют, помощник прикрепляет магнитами на доске слова с названными качествами).

     - Спасибо, что у нас получилось? Модель получилась в виде яркого, теплого, светлого, пушистого «солнышка». Теперь сравним то, что у нас получилось, с эталоном (зачитывается определение по словарю).  

     Из словаря: - одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

      - Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
     - Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

     - Но, все ли хорошо и уютно в этом теплом, пушистом создании? Где же иллюзии, а где же реальность?

      - Исследования П.Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость. Невысокий психологический уровень подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими, нестандартность в поведении и мышлении приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди учителей бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Сложность состоит и в низком уровне подготовки учителей, не способных работать с одаренным ребенком, и в недостатках программ и психологических знаний у учителей. 

       - Каждый ребенок от природы наделен тем или иным талантом. Очень важно, чтобы зерна этого таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Известно, если талант не поддерживается трудолюбием, он гибнет. Очень редки случаи, когда «самородок» пробивается сам.

       - Из этого следует, что не каждый учитель может работать с одаренными детьми, есть опасность того, что между учителем и ребенком могут быть частые конфликты.

    - Одаренность по-прежнему остается загадкой  не только для ученых, учителей, но и для родителей.

     - А сейчас перейдем к видам одаренности. Их существует достаточно много, но в основном выделяют 5 видов. К нашему шаблону добавляем еще 4. Каждый из них наделён конкретным видом одаренности. Какого ребенка называют интеллектуальным? Обладающим творческим видом? Академическим? Психомоторным?  Дети с художественно-эстетическим уклоном в природе встречается в большем количестве. А что это так, хочу показать на примере своего класса.

 Слайд про 8а класс. Комментарии по цифрам.

- Перейдем к практической части. Гостям предлагается принять участие в творческих заданиях.

- 1 задание. «Друдлы»- головоломка для развития воображения и креативности, задача, в которых требуется домыслить, дорисовать, что изображено на рисунке. Друдл - это незаконченная картинка. Будет цениться оригинальность, сложность, юмор рисунка. Время выполнения  2 минуты.

- 2 задание. Фантазия со стулом. Мы видим стул, а во что кроме стула он может превратиться благодаря вашей фантазии? Выявляет способность ребенка нестандартно мыслить.

- 3 задание. Игра «Сочинялкин» на выявление причинно-следственной связи.

- 4 задание. Театральная импровизация «Однажды ночью…». Выявление коммуникабельности и актерского мастерства.

- Спасибо всем за участие. На какой вид одаренности ребенка указывают эти задания? (ответ: художественно-эстетический). Правильно. Все это я подвела к тому, что учитель, работающий с одаренными детьми, должен сам быть творческим. Только благодаря системной и планомерной работе, одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.

Предоставляю слово педагогу театра Седен Т.В.

  1. Слово о работе школьного театрального объединения «Дамырак» (Ручеёк) .
  2. О творческом росте 8а класса, начиная с начальной школы.
  3. Результативность детей художественно-эстетического уклона.
  4. Видео-показ отрывка из спектакля С. Маршака «12 месяцев».

- «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

                                                                                                             В.А.Сухомлинский.

В заключении рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Выявление одаренных детей в области художественного творчества и исполнительского мастерства в изобразительном искусстве, через эффективность использование не традиционных художественных материалов и ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Занятия декоративно – прикладным творчеством как средство работы с одаренными детьми

Доклад на научно-методическую конференцию среди педагогов по предмету "Технология"...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...

Анализ работы с одаренными детьми в МОУ «СОШ № 13» по художественному творчеству за 2018-2019 учебный год

Высокий познавательный интерес учеников определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием школьников во внеклассных мероприятиях, что способствует формированию общей кул...

Анализ работы с одаренными детьми в МОУ «СОШ № 13» по художественному творчеству за 2019-2020 учебный год

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы....