Занятия декоративно – прикладным творчеством как средство работы с одаренными детьми
материал по технологии

Доклад на научно-методическую конференцию среди педагогов по предмету "Технология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Слайд 1  Добрый день!

Слайд 2  Начать свою работу я хочу словами Антона Семеновича Макаренко «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых всё удается и спорится.… И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».

Слайд 3   Представляю свою работу ««Занятия декоративно – прикладным творчеством как средство работы с одаренными детьми»».

Слайд 4  Актуальность. Способность к декоративно-прикладному творчеству может быть, как у юношей, так и у девушек. Но у девушек ярче выражена мотивация получения результатов творческого труда. Они видят перспективы применения результатов декоративно-прикладного творчества в семье и считают, что это им может помочь успешнее реализоваться в процессе выполнения таких социальных ролей, как жена и мать. Поэтому этот опыт, может быть, применим в большей степени при работе с девушками, но не исключает участие в различных формах досуговой  работы  и юношей.

Слайд 5   Цель работы:  Развитие творческой активности учащихся посредством приобщения их к декоративно-прикладному творчеству.

  Задачи:

  • выявление одаренных детей;

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.

Чтобы выявить одаренных детей необходимо проанализировать особые успехи и достижения воспитанников, провести диагностику их потенциальных возможностей, для этого можно создаю карту «Развития одаренности ребенка», в которой фиксирую успехи ребёнка, свои наблюдения, выводы.  

  • активизация познавательной деятельности наиболее одаренных детей;

С целью организации индивидуальной творческой деятельности учащихся в процессе создания изделий использую творческие задания и упражнения повышенной степени сложности. Участие в научно-практических конференциях «Первые шаги  в  науку» и «Шаг в будущее», школьных, сельских, районных и республиканских выставках, различных конкурсах, олимпиадах.

  • способствование освоению и внедрению новых технологий;

Сочетание теоретических знаний и уверенное владение техническими позволяет выработать индивидуальный авторский стиль. Для этого стараюсь освоить и применить, научить детей новым техникам. Ежегодно внедряю что-то новое.

  • повышение профессиональной компетенции учителя технологии.

Каждый ребёнок от природы одарён по-своему. А одарённость – это генетически обусловленные способности, которые у всех разные. Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны педагога.

Для изучения интереса учащихся к декоративно-прикладному творчеству в начале учебного года учащиеся отвечают на вопросы анкеты, которая позволяет выявить учащихся желающих заниматься декоративно-прикладным творчеством и их мотив. В начале учебного года я провожу анкетирование, используя тесты Айзенка, диагностику Савенкова. Слайд 6-9

Слайд 10   Наиболее значимыми мотивами  являются:

  • может пригодиться в будущем;
  • нравится делать красивые вещи;  
  • здесь занимаются их друзья.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от общеобразовательного учреждения.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача педагога — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей.

Как родителям развивать одаренность детей?

Работа с родителями одаренных детей предполагает: психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка, совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей, поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

Слайд 11  

Мною разработана программа кружка «Затейница». Основанием для разработки программы послужила успешная творческая деятельность, большое стремление к познанию всего окружающего, постоянное участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.

Слайд 12 Цель программы - раскрыть и развить потенциальные художественные способности ребенка, способствовать удовлетворению потребностей детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.

Слайд 13 Основные направления в работе с одарёнными детьми по данной программе:

  • Фелтинг;      
  • Канзаши;
  • Бросовый материал;
  • Декупаж. Слайд 14-18

   Слайд 19  

  • I год обучения -9 человек;
  • II год обучения -21 человек;

Слайд 20 Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, дети являются участниками и  победителями муниципальных, республиканских, межрегиональных, международных выставок и конкурсов.

Слайд 21-32

 Проблемы

  • Низкая мотивация, по школе, заинтересованности детей именно занятиям ручным трудом;
  • Высокие затраты на материалы;
  • Высокая занятость детей в других кружках и секциях.

Перспективы

  • Привлечение новых учащихся с целью выявления одаренных детей;
  • Участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, конференциях;
  • Осваивание новых технологий с учетом наименьших затрат.

В данное время разрабатываю направление новой техники использования нетрадиционного материала – опилки. Планируем выступить с данной техникой в этом году на конференции «Первые шаги в науку» и выставке «Город мастеров».

Слайд 33-35    Делюсь опытом, новой освоенной техникой с коллегами школы и района.

Таким образом, работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Мы помним, что попавшей в сказочную страну Алисе необходимо было бежать, чтобы оставаться на месте, и бежать в два раза быстрее, чтобы продвигаться вперед. Точно так же и творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворённости. Он существует только в динамике - или развивается, или угасает.

Конечно, работа с одаренными детьми  нужна. В современной школе для такой работы неограниченное поле деятельности. Педагог должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими детьми можно проводить разную работу: проекты, исследования и прочее. Ведь конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Слайд 36 Завершить я хотела бы такими словами: 

«Как бы жизнь не летела – дней своих не жалей,

Делай доброе дело ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

Делай доброе дело - тем живем на земле!»

Слайд 37 Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятия декоративно – прикладным творчеством как средство работы с одаренными детьми

Слайд 2

Актуальность Способность к декоративно-прикладному творчеству может быть, как у юношей, так и у девушек. Но у девушек ярче выражена мотивация получения результатов творческого труда. Они видят перспективы применения результатов декоративно-прикладного творчества в семье и считают, что это им может помочь успешнее реализоваться в процессе выполнения таких социальных ролей, как жена и мать. Поэтому этот опыт, может быть, применим в большей степени при работе с девушками, но не исключает участие в различных формах досуговой работы и юношей.

Слайд 3

Цель: р азвитие творческой активности учащихся посредством приобщения их к декоративно-прикладному творчеству . Задачи: выявление одаренных детей; активизация познавательной деятельности наиболее одаренных детей; способствование освоению и внедрению новых технологий; повышение профессиональной компетенции учителя технологии.

Слайд 7

Диагностика развития творческих способностей детей (по А. И. Савенкову) I год начало обучения Воображение высокий уровень – 15%; средний уровень – 40%; низкий уровень – 45%. Фантазия учащихся очень высокий уровень – 10%; • высокий уровень – 15%; • средний уровень – 43%; • низкий уровень – 20%; • очень низкий – 12%. Цветовое восприятие высокий уровень – 23%; средний уровень – 57%; низкий уровень – 20%. Творческий потенциал высокий уровень – 16%; средний уровень – 65%; низкий уровень – 19%.

Слайд 8

Наиболее значимыми мотивами являются: это может пригодиться в будущем; нравится делать красивые вещи; здесь занимаются их друзья.

Слайд 9

Цель программы - раскрыть и развить потенциальные творческие способности ребенка, способствовать удовлетворению потребностей детей в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.

Слайд 10

Направления Фелтинг Канзаши Бросовый материал Декупаж

Слайд 12

I год обучения 9 человек II год обучения 21 человек

Слайд 13

Наши работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".

Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...

Доклад на тему: Декоративно – прикладное творчество как средство социализации детей – инвалидов с использованием информационных технологий

«Декоративно-прикладное творчество  как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья с использованием информационных технологий»    Инвалидность у детей опред...

ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «ТВОРЧЕСТВО И ПРИРОДА»

Доклад: "Декоративно- прикладное творчество , как средство педагогической поддержки в детском объединении "Творчество и природа"....

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средством декоративно-прикладного творчества (из опыта работы кружка вязания)

Статья раскрывает роль декоративно-прикладного творчества (вязания) в адаптации детей к современной жизни....

Материал опыта работы по теме «Разнообразие техник и материалов на занятиях декоративно- прикладным творчеством, как способ активизации творческого процесса»

В данном материале изложен опыт работы педагога с разнообразными техникам. Использование  различных техник работы позволяет привлечь детей  для занятий в творческом объединении " Декупа...