Материал для родительского собрания
статья на тему

Киндсфатер Татьяна Анатольевна

Материал для родительского собрания о коррупции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_rodit.sobraniyu_o_korruptsii.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                        Коррупция в современном обществе 

                     (материалы для родительского собрания).

Корру́пция (от лат. corrumpere  «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Выделяют отдельные проявления коррупции. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:

  • коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;
  • коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);
  • коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц;
  • коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.

Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные сложности при его искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества, государства, каждого человека по борьбе с коррупцией.

Выделяются следующие признаки коррупции:

1.        Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы.

2. Стороны действуют по обоюдному согласию.

3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества.

4. Обе стороны стараются скрыть свои действия.

Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в нашем образовательном учреждении:

  • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
  • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
  • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то антикоррупционное воспитание может строиться на анализе отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка.  Если человек убежден, что хранитель порядка всегда будет действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения. Помимо информационно-просветительского блока особое внимание следует обращать на привлечение учащихся к поддержанию порядка в классе. Учащимся предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением порядка. Наиболее простое поручение из них  это дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Подчинение дежурному, отказ от угроз и подкупа дежурному будет показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. В среднем звене возможно решение более сложной проблемы, направленной на формирование совместного создания и сохранения правил. В 89-х классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. Элементом социальной практики может стать организация ученического самоуправления в классе, увеличение числа поручений для учащихся класса с определенными властными полномочиями.   Одной из  проблем является  взаимодействие с представителями власти.

В работе с учащимися 911-х классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции учащихся по данному вопросу.

Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений (в том числе и связанных с такими понятиями, как польза, обмен, подарок, благодарность, т. е. с теми терминами, которые в современном обществе ассоциируются с коррупцией), являются «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Ряд слов, значение которых может быть освоено через жизненный опыт и обсуждение, осмысление их на уроках: праздник, событие, подарок, услуга, польза, благодарность, великое слово «спасибо», бескорыстие.

Хорошо тому добро делать, кто его помнит.

 Рука руку моет, и обе белы живут.

Милость велика, да не стоит и лыка.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Худого человека ничем не уважишь.

Лучше не дари, да после не кори.

Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль.

Плохо не клади, вора в грех не вводи.

Дорого яичко ко Христову дню.

Не в службу, а в дружбу.

Основная воспитательная работа с учащимися 57-х классов направлена на формирование культуры взаимодействия. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры договора и взаимопонимания послужит основой для профилактики коррупционных действий. В практике работы с детьми этого возраста можно выделить ряд ситуаций, обусловливающих в будущем коррупционное поведение. Первая распространенная ситуация заключается в том, что родители выдают ребенку деньги за хорошие отметки, готовят человека, который считает, что каждый его шаг, а тем более созданный продукт, должен быть оплачен. Необходимо в регулярном общении с родителями отмечать вред данного способа взаимодействия с ребенком. Вторая ситуация связана с тем, что ребенок этого возраста получает незаслуженное вознаграждение за оказание определенных услуг. Примером должен стать учитель. Если ребенок понимает, что букет цветов, подаренный учителю, влияет на качество оценки, то это будет способствовать формированию коррупционного сознания. Третья ситуация связана с деятельностью педагогов и родителей по принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Когда учителя и родители, несмотря на существующие запреты, позволяют детям совершать запрещенные действия, то это приводит к формированию в сознании ребенка позиции, о том, что все можно купить и все можно сделать, если договориться с кем надо. Следующая ситуация заключается в отношениях между детьми в системе самоуправления. Наиболее острой ситуация становится, когда перед ребенком оказывается выбор между дружбой и порядком. Вполне естественно, что дети многое разрешают своим друзьям в отличие от других. К сожалению, в рамках общественного сознания помощь другу (даже за счет нарушения закона) является нормой. Явление «любимчиков», которым разрешено больше, чем остальным, получило широкое распространение в образовательных учреждениях. С учетом специфики возраста проведение педагогических бесед по данной теме становится неэффективным. Наиболее продуктивной становится организация групповой работы в процессе созидательной, обучающей и игровой видов деятельности. Поэтому проведение воспитательных дел, практикумов и сюжетно-ролевых игр оказывается наиболее действенным способом. В первую очередь необходимо организовывать имитационные и деловые игры, в рамках которых учащиеся получают определенные властные полномочия и реализуют их в ходе игры.

К примеру, большинство детей легко относятся к списыванию. Наличие большого количества формальных правил, большинство из которых сложно соблюдать, приучает к тому, что любое правило можно обойти. В процессе воспитания необходимо соединять три составляющих:

  • Создание условий, не позволяющих оказаться в ситуации нарушителя закона. Создание большинства прозрачных и понятных процедур. Объяснение учащимся обычных способов решения проблем. Следует отметить существующий педагогический парадокс, связанный с тем, что человек совершенствуется в процессе преодоления трудностей, но стремится избежать этих трудностей естественным путем. Чем сложнее придуманные правила, тем сложнее их выполнять и тем выше возможность возникновения коррупции.
  • Обучение оптимальным способам решения различных жизненных проблем. Чем больше учащиеся будут овладевать способами выполнения различных учебных заданий и жизненных ситуаций, тем легче будет предотвращать ситуации коррупции.
  • Воспитание уважения к существующим нормам и законам. Соблюдение их большинством педагогов и учащихся. Формирование уважительного отношения к определенным традициям.

В работе с учащимися 7–9-х классов особое внимание следует обращать на осознанное принятие решения и его защиту в процессе выстраивания отношений с окружающими. Формирование положительного отношения к существующему порядку, осознание выгоды от соблюдения норм и правил позволят сформировать антикоррупционное мировоззрение.

Особенностями антикоррупционного воспитания при работе с учащимися 78-х классов является направленность на становление нравственной позиции и отрицание коррупционных действий. Основной формой воспитательной работы становится дискуссия, в ходе которой выражается собственное мнение.

У учащихся 10–11-х классов формируетсяь антикоррупционное мировоззрение. К сожалению, сломать сложившиеся привычки и стереотипы достаточно сложно. Фактически речь идет о воспитании культуры властных отношений. Одной из возможных целей воспитания в современных условиях является формирование осознанного отказа, а затем ценностного неприятия учащимися коррупции.

              Например, басня И.А. Крылова «Лисица и Сурок»:

«Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?»
Лисицу спрашивал Сурок.
«Ох, мой голубчик-куманек!
Терплю напраслину и выслана за взятки.
Ты знаешь, я была в курятнике судьей,
Утратила в делах здоровье и покой,
В трудах куска недоедала,
Ночей недосыпала:
И я ж за то под гнев подпала;
А все по клеветам. Ну, сам подумай ты:
Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы?
Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Ну, видывал ли ты, я на тебя пошлюся,
Чтоб этому была причастна я греху?
Подумай, вспомни хорошенько».

«Нет, кумушка; а видывал частенько,
Что рыльце у тебя в пуху».

Иной при месте так вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой,—
А смотришь, помаленьку,
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Теперь, как у него приход с расходом свесть,
Хоть по суду и не докажешь,
Но как не согрешишь, не скажешь:
Что у него пушок на рыльце есть.

Важным становится не только смысл слов, а интонация, эмоции и чувства, с какими эти слова произносятся, какие яркие образные слова и выражения используются при этом.

Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Разработка и реализация комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, особенно детей и молодежи; воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, формирование особой, крайне неблагоприятной для коррупционной системы психологической среды в обществе должны быть поставлены в разряд важнейших направлений деятельности школы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родительского собрания " Право быть родителем, обязанность стать хорошим родителем."

Эта беседа может быть проведена при первой  встрече с родителями пятиклассников. А также может быть интересна родителям ребенка от года и до бесконечности......

Материал для родительского собрания

Рекомендации для родителей, которые помогут подготовить выпускников 4-х классов к итоговым проверочным работам....

Материал к родительскому собранию "Конфликты с ребенком: причины и их решение".

Можно использовать в качестве раздаточного материала на родительском собрание....

Материал к родительскому собранию по теме «Ответственность и дисциплинированность детей».

В работе рассматриваются основные пути формирования в детях ответственности и дисциплинированности....

Материал к родительскому собранию по теме «Эгоизм детский. Избалованные дети».

Эгоизм детский - наиболее явное проявление индивидуализма во взаимодействии ребенка с окружающими, корыстное к ним отношение. В работе приводятся рекомендации для родителей, как можно искоренить в дет...

Материал к родительскому собранию о вреде алкоголизма, курения и наркомании.

Цели рабоы: предупредить склонность к употреблению алкогольных напитков, сформировать здоровый образ жизни....