Классный час "Каковы сами- таковы и сани"
классный час (8, 9 класс) по теме

Разговор пойдет о воспитании человека, о культуре взаимоотношений, о нравственном поведении. От нашего поведения, от наших поступков и от наших слов зависит отношение к нам людей, наше собственное настороение и настроение окружающих. Мы пытаемся задуматься над очень важными вопросами: какм должен быть человек?, чем он должен руководствоваться в отношении с другими? должен ли он подчиняться общепринятым правилам поведения? Вопросов много и надо дать ответ. Народноя мудрость гласит: "Хлопочи не о прибыли, а о добром имени". А как это сделать? Вожможно мы найдем ответ на сегодняшнем занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakovy_sami_-takovy_i_sani.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Каковы сами – таковы и сани.

                                          Хлопочи не о прибыли, а добром имени.

                                                                              Народная мудрость.

Цель: - продолжить работу по формированию основ нравственного

              поведения, навыков общения и культуры поведения.

Народная мудрость (пословицы, поговорки).

Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука.

Добрая слава дороже богатства.

Каков есть, такова и честь.

В ком честь, в том и правда.

За честь и голову с плеч.

Жизнь дана на добрые дела.

Добра желаешь, и делай добро.

Ход занятия

Учитель. Мы продолжаем с вами разговор о воспитании человека, о культуре взаимоотношений и о нравственном поведении.

От нашего поведения, от наших поступков и наших слов зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Мы пытаемся задуматься над очень важными вопросами:

-  каким должен быть человек?

- чем он должен руководствоваться в отношениях с другими?

- должен ли он подчиняться общепринятым правилам поведения?

Вопросов много и надо дать ответ. Много зависит от того, насколько сознательно мы к этому относимся и как строим свои отношения с окружающими. Как оцениваем себя и своё поведение.

Ответить на эти вопросы могут помочь пословицы, поговорки. Народ веками создавал свою культуру, передавая мудрые мысли от отца к сыну, от деда к внуку, обучая подрастающее поколение. Пословицы и поговорки выражают различные чувства, эмоции, характеризуют разные черты характера людей, хвалят и порицают, а главное – учат, не грубо, а мягко и тактично.

Задание. Соотнесите смысл пословицы с чертой характера человека.

  1. Как оса лезет в глаза (назойливость).
  2. Лиса своего хвоста не замарает (хитрость, нечестность).
  3. Скользкий угорь или груздь (неискренность, лживость).
  4. Как сытый поросёнок от корыта бежит (неблагодарность).
  5. Сорока, где посидит, там и напакостит (непорядочность).
  6. В речах – соловьи, а в деле – глухари (много говорит, но ничего не делает).
  7. Вору потакать, что самому промолчать (зная, промолчать).
  8. Ненадёжный, как тонкий лёд (нельзя доверять).
  9. Кланяется как весы в обе стороны (лицемерие, двуличность, неискренность).
  10. Заботиться о других, как волк об овцах (расчётливость, корысть)

Пословицы и поговорки очень ярко и образно характеризуют тот или иной поступок или черты характера. Человек сам создаёт себя сам. Народная мудрость гласит: «Каковы сани – таковы и сами». Как вы понимаете её? (ответы учащихся).

Да, человек создаёт себя сам. И всегда можно себя изменить. Но для того, чтобы воспитать в себе необходимые качества надо приложить усилия. Ведь в народе говорят: «Под лежачий камень вода не течёт». Человек должен самосовершенствоваться, иметь программу саморазвития и, намечая конкретные цели на определённых жизненных отрезках, продвигаться к реализации основной цели. Каждый может составить свою программу саморазвития, где на каждом жизненном этапе необходимо чётко конкретизировать цель, к чему вы стремитесь, и наметить пути достижения поставленной цели.

 А как вы понимаете следующие высказывание: «В людях не так смешны те качества, которыми они обладают, как те, на которые они претендуют» - Ф. Ларошфуко.

Как мы с вами говорим, человек живёт среди людей, и это возлагает на него определённые обязательства по отношению к окружающим: дома, на работе, в школе, в кинотеатре, в автобусе и т.д.

Задание. Мысленно проследите, среди каких людей проходит ваша жизнь. Попробуйте проследить, как и в чём связаны ваши отношения с окружающими. Проанализируйте, что для вас значат: дом, школа, ваш класс те люди, с которыми вы живете? (ответы учащихся).

Как много людей стараются сделать вашу жизнь интереснее, ярче, содержательнее. Окружающие люди очень многое отдают вам, помогают. Взрослый мир оберегает ваше детство. А что вы можете сделать?

Переходный возраст.

А. Яшин.

Тревожно и грозно,                               И спать не могу,

Тем более что поздно                            И есть не могу:

И мой наступил                                      В долгу перед всеми.

Переходный возраст.                            А что я могу?

Не слабым слыву,                                  Как пень на лугу,

И в голос реву:                                       Как тень на снегу,

Туда ли плыву?                                      Как серый валун

 Так ли живу?                                         На морском берегу...                                  

Чьё сердце смягчил?                             Пред всеми в долгу я,

Кому подал руку?                                  А чем помогу?

Кому облегчил                                       Я много могу,

Душевную муку?                                   Ничего не могу…

Чью страсть утешил?                            От горя ушёл,

Кого осчастливил?                                От хвори ушёл,

Кого на дорогу на торную вывел?       От смерти ушёл

                                                                 От себя не могу.

 О чём заставляет вас задуматься это стихотворение? Ставил ли кто из вас перед собой вопрос: что я могу? Как же вы ответите на вопрос: что я могу?

 Могу:

- быть добрым (внимательным, чутким и отзывчивым по отношению к близким и окружающим людям);

- думать о других (проявляется в заботливом в отношении к близким, не эгоист);

- никогда не участвовать в поступках, которые обращаются во зло кому-нибудь;

- могу научиться видеть зло, жестокость, несправедливость и мешать этому.

Надо радость друг другу дарить,

        Чтобы дни наши стали светлее

        Без нее, как без солнца, нельзя нам прожить,

        Даже в лютый мороз с нею людям теплее.

        В каждом доме пусть радость живет,

        Словно песня, стучится в сердца.

        Если смех на земле не умрет,

        Значит, жизни не будет конца.

Дома ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты

  1. Есть ли у тебя плохие черты? Какие?
  2. Какие черты не нравятся тебе в твоих одноклассниках?
  3. Хочется ли тебе выделиться среди других? В чем? Как?
  4. Как ты представляешь свою будущую жизнь? Тебе 25. Кто ты? Какой ты?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каково в дому - таково и самому.

Внеклассная игра по математике....

внеклассное мероприятие"Каков мастер-такова и работа"

Внеклассное мероприятие в рамках недели труда...

Презентация к родительскому собранию "Каково на дому, таково и самому"

Данная презентация подготовлена для проведения родительского собрания в 6-7 классах...

Разработка внеклассного мероприятия "Каково на дому, таково и самому"

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «КАКОВО НА ДОМУ, ТАКОВО И САМОМУ»(Пространственный подход к организации воспитательной работы.Опыт освоения социально-образовательного и семейного пространств подростком)...

Родительское собрание «Каково на дому, таково и самому»

Очень часто на родительских собраниях  мы затрагиваем тему детско-родительских отношений, которые  могут создать не только благоприятную, но  и  неблагоприятную среду для развития ...

Игра по математике "Такова наша доля " для 5 класса.

Игра по теме "Обыкновенные дроби"....