Работа с одаренными детьми
методическая разработка (11 класс) на тему

Давлетшина Лариса Михайловна

работа с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский

        Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми заключается в создании благоприятного психологического климата для выявления и развития детской  одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.      

       При этом  необходимо соблюдение основных принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности)

принцип помощи, наставничества

принцип индивидуализации воспитания  (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся).

        Психологи выделяют следующие  качества, необходимые педагогу - классному руководителю для работы с одаренными детьми:

  • чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям ребенка;
  • способность к индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
  • интеллект выше среднего;
  • настойчивость и целеустремленность;
  • творческое начало;
  • профессиональная и эмоциональная зрелость;
  • эмоциональная стабильность;
  • широкий круг интересов и умений;
  • чувство юмора.

       При организации работы с такими детьми классный руководитель должен четко спланировать свою работу, в которой необходимо отразить диагностику одаренности и наметить задачи, этапы  и формы работы с одаренными учащимися. При построении воспитательного процесса стоит учитывать два вида мотивации:

   - социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников (похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней)

   - содержательную: применение знаний и умений детей  в  нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения)

Примерные задачи классного руководителя в работе с одаренными детьми:

  • Создать условия для успешной диагностики и развития одаренных  детей
  • Способствовать раскрытию личностного потенциала одаренных
  • Просветить родителей в вопросах воспитания одаренных детей и развития их потенциальных возможностей.

Этапы работы классного руководителя  с одаренными детьми:

  1. Выявление  одаренных детей (диагностика одаренности)
  2. Поддержка   (создание условий через взаимодействие  с учителями предметниками, родителями)
  3. Развитие одаренности (особенно творческой)

Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:

1) своевременная диагностика возможностей

2) адекватное содержание воспитания

3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии

4) побудительная деятельность учителя

Формы работы классного руководителя:

   

- Классные часы.    Классные  часы - самопрезентации – это особый вид занятий, так как любой ученик имеет возможность рассказать о себе, и не просто рассказать, а поделиться своими интересами, удивительными открытиями.  Это стало той формой занятия, на котором дети не только ощущают свою значимость, но и учатся принимать мир другого человека. Гостями и участниками этих занятий становятся учителя, родители, старшеклассники. Темы таких классных часов: «Я и моя семья», «Я и спорт», «Мои открытия», «Долгожитель» семьи (книга, игрушка), День рождения в семье, Известные люди семьи»  позволяют поделиться конкретным опытом, а также  предполагают создание прозаических размышлений и стихов о себе, о своей семье, о семейных реликвиях.

Также можно проводить «Уроки вежливости», «Уроки толерантности», «Уроки этикета». Когда одаренный ребенок, имеющий определенные сложности в общении, готовит материал, он обязательно что-то примет к сведению, оставит для себя.

-Портфолио  учащихся. «Папки творческого самовыражения»,  в  них накапливаются материалы о достижениях  учащихся, которые в конечном итоге позволяют увидеть развитие каждого ребенка в динамике. Карты личностного роста.

- КТД (совместно с родителями)

  • Праздники семьи
  • Семейные увлечения
  • «Четыре способа обрадовать маму»
  • Песни (сказки) моей бабушки
  • Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения

- Создание и реализация проектов

  • Талисман семьи. Гороскоп семьи
  • Семейная книга рекордов
  • Географическая карта моей родословной
  • Я горжусь своим дедом!
  • Я и моя школа

- Творческие мастерские

  • «Составление правил для решения наших проблем»
  • «Учимся на собственных ошибках»

Это лишь некоторые примеры форм работы с одаренными детьми.

   Работу с родителями по данному направлению следует организовать особым образом. Родителям одаренных детей тоже необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое может осуществляться через разные формы. Это могут быть проигрывание педагогических ситуаций, собрания вместе с детьми, тематические собрания – консультации, собрание – мастерская и др. Цель такой работы: просвещение  родителей в вопросах детской одаренности. Ведь именно родители должны помочь ребенку освоить приемы грамотного взаимодействия с другими людьми, познать дух сотрудничества и коллективизма, потому что именно благодаря общению со взрослым ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. В результате, у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью».

    Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми велика. Одной из важнейших задач классного руководителя  при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования. 

Поэтому  только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...