Открытое внеклассное мероприятие "Войди в природу другом"
методическая разработка (5 класс) по теме

Москвина Татьяна Алексеевна

Цель: формирование экологической культуры у дошкольников и младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Открытое внеклассное мероприятие

Войди в природу другом

  Автор:

                                                           Москвина Татьяна Алексеевна,

                                                                       Учитель музыки МБОУ г.Иркутска СОШ №23

                                                                      Классный руководитель 5 «в» класса

г. Иркутск, 2017 г.

Открытое внеклассное мероприятие было проведено в кинотеатре «Родина» г. Ангарска для дошкольников и младших школьников 11 ноября 2011 года. Использую в своей дальнейшей работе с детьми.

Цель: формирование экологической культуры у дошкольников и младших школьников.

Задачи:

  • формирование у обучающихся знаний о нормах и правилах поведения в природе.
  • способствовать уточнению представлений детей о значении леса для природы и в жизни человека, повторить экологические правила поведения в природе;
  • развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, самостоятельность суждений;
  • воспитывать стремление беречь и любить природу, заботиться о ее обитателях.

Действующие лица: Баба Яга, Красная шапочка. Медведь, Водяной, Рассеянный, Айболит, Хозяйка Леса,  Айболит, Кукушка, Зайка, Сойка, Белки (2), Лисички (2), Дети: Маша и Витя.

Оборудование: экран, компьютер со слайдами, микрофоны.

Маша:  Ребята, отгадайте загадки.

                                   Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

 Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой.   (лес)

Витя: Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.    (Лес)

Витя:  

- Ребята,  о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

- Какие чудеса можно увидеть в лесу? (ответы детей)

- Почему лес для ребят друг? (ответы детей)

- А как вы думаете, кто главный в лесу?   (ответы детей)  

- Сегодня мы с вами отправляемся в гости  к Хозяйке леса. Посмотрим, легко ли в наше время жить в лесу.  И начнем мы наше путешествие с лесной опушки. Отправляемся в путь.  

Смотрим мультфильм «Лес наш дом».

Вдруг верхом на метле влетает Баба-яга. Неожиданно она останавливается перед большой кучей мусора и произносит страшные заклинания, но мусор не исчезает. Разъяренная Баба-Яга замечает детей.

Б.Я. (кричит страшным голосом)

      - А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес поганят!

Дети:-  Мы не  всякие! Мы – туристы!

Б.Я.

  - Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите что натворили!

  -  Ах, какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было   всего 100 лет.

  - Ах, какой был воздух! Аромат!

  - А теперь…?! Эта бумажка пролежит 3, а может и больше лет, пока природа переварит её.

   - А эта металлическая консервная банка за 15 и 20 лет не исчезнет.

   - А эти бутылочные осколки, чует мое  сердце, вызовут пожар.

Дети: - Как?

Б.Я. – Очень просто! это же настоящие линзы. Солнце пройдет через них…. Такое уже случалось на моем веку! А это изобретение химиков (берет полиэтиленовый пакет), как бельмо на глазу. Ух! Лежит на земле, всякая трава гибнет под ним, а сам мешок всех переживет и даже меня, Бабу-Ягу.

  - Что уставились? Убирайтесь! сказано: не пущу!

Маша: - Уважаемая Баба-Яга, я думаю, что ребята знают, как надо вести себя в лесу.

Б.Я. – А это мы проверим сейчас. Скажите, куда девать мусор после себя?

Дети в зале отвечают,  как надо убрать поляну после привала. Маша и Ваня  называют свой девиз: «После нас лучше, чем до нас». Ребята убирают мусор в свои мешочки, приглашают с собой Б.Я. и продолжают путь.

Навстречу из леса выходит Красная Шапочка, дети здороваются с ней.

Кр. Ш.: - Здравствуйте. Куда путь держите!

Дети: - Мы идем к Хозяйке леса на волшебную поляну. Не знаешь ли дорогу туда?

Кр. Ш.: - Как же? Знаю. Но покажу дорогу только тому, кто ответит на мои вопросы.

Маша и Витя кричат детям в зале: - Ребята, помоги нам ответить на вопросы Красной Шапочки.

  • название какого ядовитого растения связано с названием птицы? (Вороний глаз)
  • как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы)
  • какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
  • назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы)

Маша и Витя проводят игру «Если я приду в лесок».

Кр. Ш.: А какие Заповеди леса вы знаете? (Дети из зала отвечают вмести с Машей и Ваней):

1. не шуметь

2. не рвать цветы

3. не сорить

4. не ломать деревья и кусты

5. не разжигать огонь

6. не резать ножом кору деревьев

7. не разорять птичьих гнёзд

8. не разорять муравейники

9. знать ядовитые растения и грибы и не брать их в руки

10. не пробовать плоды растений, которых не знаешь

11. бережно относиться к дарам природы…

Смотрим мультфильм «Пожар в лесу».

Кр. Ш.: (показывает дорогу и идет вместе с ребятами)

- Через некоторое время ребята встречают Рассеянного. Он сидит на тропе, перед ним разбросаны вещи, он тщательно пытается уложить их в рюкзак. Ребята здороваются с ним.

Рассеянный: (обращается к детям из зала)

 - Что это за ребята? И куда они идут?

Ваня и Маша: Мы туристы. Идем на волшебную поляну. А вы кто такой?

Рассеянный: - Знаете такого? (Читает несколько строк из стихотворения С.Я. Маршака)

      - Я тоже иду на Волшебную поляну. Сначала ехал я в вагоне, не доехал. Решил, что лучше всего шагать пешком с заплечным мешком. Всё, что нужно, закупил. Да не могу разобраться, где тут мешок, а где заплечник. Помогите ребята.

Дети помогают ему уложить в рюкзак только то, что нужно туристам, отложив в сторону ненужные вещи. Все вместе продолжают путь.

 Под деревом сидит доктор Айболит. На дереве плакат «Добрый доктор Айболит». Перед ним больные.

Айболит: (испуганно) – Ой, дети! И вы ко мне? Но я лечу только зверюшек.

Дети: - Нет, мы не больные. Мы – туристы. Идем на волшебную поляну к Хозяйке леса.

Айболит: - Какие вы счастливые! Давно мечтал попасть на эту Волшебную поляну. Но всегда я очень занят. И сегодня столько больных. О нет,  никогда мне туда не попасть. Надо больным зверюшкам рассказать о лесной аптеке.

Маша: - Ребята, давайте поможем доброму доктору Айболиту.

Айболит: (детям в зале задает вопросы – игра «Лесная аптека»):

  • листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых?  (Листья подорожника)
  • какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту)
  • плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник)
  • какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля)
  • какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (валериану; валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице)
  • какое растение является противовоспалительным, успокаивающим и желчегонным средством? (Ромашка)

Айболит: - Молодцы, ребята. Зверюшки хорошо усвоили урок и теперь не будут болеть.

Витя: - Доктор Айболит, а еще ребята знают стихи про лекарственные растения.

Шиповник.

Он шипы свои выставил колкие,

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберем –

Полезных плодов для аптеки нарвем.

        Крапива.

 Растёт она вокруг,

Она – и враг и друг,

Как иглы волоски,

Покрыли все листки.

Сломи хоть волосок –

И капнет едкий сок.

На кожу – хоть ори!

О-о-ой, волдыри!

Но если дружись с ней –

Ты многих здоровей:

 В ней витаминов клад,

 Весной её едят.

   Подорожник.

Почему я от дороги

Далеко не отхожу?

Если ты поранишь ноги,

Я им помощь окажу.

Приложу ладошку к ране –

Боль утихнет, и опять

Будут ноги по дороге

В ногу с солнышком шагать

Одуванчик.

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …(одуванчик)

Береза.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой,

Стоит под горой.  

Доктор Айболит благодарит детей и вместе с ними отправляется в путь.

Ребята со сказочными героями подходят к реке. Рассеянный хочет напиться из речки.

Витя: - Постой, Рассеянный. Не пей эту воду. Она грязная. Ребята, как вы думаете, почему она стала такой. Кто в этом виноват? (ответы детей).

- Посмотрите, кто это?  (Появляется Водяной)

Водяной:

Я – одинокий водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои, лягушки,

Болеют как старушки!

На дне моей квартиры –

Бутылки, тряпки, вилы,

Не озеро – помойка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки –

Тьфу, какая гадость!

А мне так жить охота!

- Здравствуйте, ребята. Вы тоже пришли загрязнять мой водоем. Уходите, нам и так здесь тяжело жить. Перед вами тоже были туристы, так они взяли и весь мусор побросали в воду. Разве так можно?

Маша: - Нет. Мы не будем загрязнять реку. Мы любим природу и заботимся о её красоте.

Витя: - Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. Это только при условии, что никто больше ничего не бросит в воду, даже бумажку. А если еще и помочь воде: убрать все, что сбросили, - возвратиться жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки!

Маша и Витя:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

- Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса!

И тихо просят родники:

- Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

- Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

- Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

- Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

                                                  Т.Н. Самсон.

Маша: - Водяной, укажи нам, пожалуйста, дорогу на Волшебную поляну.

Водяной: - Идите вот по этой тропинке и никуда не сворачивайте.

Дети: - Большое спасибо.

(выходят на Волшебную поляну)

Витя: - Вот мы с вами и пришли на Волшебную поляну.

Выходит Хозяйка леса.

Х.Л. – Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Хозяйка леса!

Х.Л. – Я очень рада, что вы посетили мою Волшебную поляну. Я знаю, что вы друзья природы. И я хотела бы провести небольшой экзамен. Хочу знать: умеете ли вы вести себя в моих владениях.

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели

Зелень от солнца в жару бы спасала

Каждому правила знать не мешало бы.

1 задание

- Что обозначают эти плакаты? (набор слайдов на экране «Бережное отношение к природе)

2 задание «Экологическая викторина»

  • назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка, пропуская через себя воду, улитка очищает ее; вот почему нельзя брать улиток из пруда и реки)
  • кого, по праву, в народе называют «лесным доктором»? (Дятла)
  • как называется трава от 99 болезней. (Зверобой)
  • какой цветок лето начинает? (колокольчик)
  • почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых)
  • может ли гриб дерево съесть? (Да; трутовики разрушают древесину, превращают ее в труху)
  • почему весной строго запрещена охота на пушных зверей?
  • кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда)
  • почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо)
  • почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их?
  • пользу или вред приносят синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу. зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яйца, личинки и поедают их)
  • почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают множество комаров, мух и других летающих насекомых)
  • где у кузнечика ухо? (На ноге)

3 задание «Живые синонимы»

  • Хитрый, как … (лиса).
  • Трусливый, как … (заяц).
  • Запасливый, хозяйственный … (белка).
  • Косолапый, как … (медведь).
  • Голодный, как … (волк).
  • Колючий, как … (еж).
  • Мчаться, как … (олень).
  • Переваливаться, как … (медведь).
  • Выть, как … (волк).

4 задание «Угадай по описанию»

  • Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника)
  • В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)
  • Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя. Но и не уничтожай, он нужен лесу. Для некоторых животных этот гриб лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд. (Мухомор)
  • Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть не целое лукошко. (Опята)
  • Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе (Малина, ежевика)

Х.Л. – Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете природу леса,  правила поведения в лесу и надеюсь, что вы всегда их будете соблюдать.

 (Появляются ребята в масках животных)

Медведь.

Что в этот раз задумал человек:

Сломать, спилить или поджечь?

Что после вас останется, друзья,

В лесу, где много так зверят красивых?

Маша. Мы мусор весь хотим убрать.

Витя. Лес посадить, кормушки сделать.

Медведь.         Вот чудеса! Что будет здесь?

Маша. Прекрасный лес,

                          Лес для зайчат,

                          Бельчат, лисят и медвежат.

                          Здесь будет чисто и красиво.

Витя. Здесь не убьют и не покалечат

                         Смотри кругом:

                         И не осталось-то чудес

                         На шарике земном.

Маша. И надо срочно мир спасать,

                          В котором мы живем.

Появляются дятел, мухомор и заяц.

Дятел.             Весь дом почистить и помыть.

Мухомор.       Очистить воздух нужно,

                         Дышать всем нужно.

Заяц.               А сколько исчезло с планеты зверья,

                         Растений, и это восполнить нельзя.

Дятел.             И если теперь не спасти нам остатки,

                        Мы завтра в Сахаре проснемся. Ребятки!

Появляются кукушка, белки и сойка.

Кукушка.    Все надо беречь и лелеять:

                     Копать осторожно, умеючи сеять,

                     Ловить и стрелять не подряд, а с умом.

                     Что нынче посеем – то завтра пожнем.

Сойка.          На шарике нашем земном,

                     Где мы родились и живем,

                     Где в травах летняя роса

                     И голубые небеса,

                     Где море, горы, степи, лес,

                     Полно таинственных чудес.

1-белка.       По лесу бродит серый волк,

                     И ландыш тоненький цветет,

                     В степи ковыль, как нежный шелк,

                     Расчесывает ветерок.

2-я белка.    Гремит на скалах водопад.

                     И брызги радугой летят.

                     А в синем море толстый кит,

                     Большой, как дом, на волнах спит.

Медведь.     Не разрушайте этот мир,

                     Девчонки и мальчишки,

                     Иначе эти чудеса

                     Останутся лишь в книжке.

Появляются лисички.

1-я лисичка.     Дерево, трава, цветок и птица

                          Не всегда умеют защищаться.

                          Если будут уничтожены они,

                          На планете мы останемся одни.

2-я лисичка.     Природу не уродуй,

                          Природу не обидь.

                          Родился человеком,

                          Так надо им и быть.

3-я лисичка.     Вот в лесу растет фиалка,-

                          Разве рвать ее не жалко?!

                          Голубеют, как из сказки,

                          Незабудок нежных глазки.

                          Носят юбочки цветные

                          Колокольчики лесные.

                          Даже старый мох седой

                          Вырос с рыжей бородой!

                         Все цветы для всех растут,

                         Их не рвите! Пусть живут!

Маша и Витя проводят Игру «Это я, это я, это все мои друзья».

Х.Л.                       Берегите землю. Берегите

                               Жаворонка в голубом зените

                               Бабочку на листьях повилики,

                               На тропинках солнечные блики.

                               На камнях играющего краба,

                               Над пустыней тень от баобаба,

                               Ястреба – парящего над полем,

                               Ясный месяц над речным покоем.

                               Ласточку, мелькающую в жите,

                               Берегите землю! Берегите!

  Маша. – Вот и заканчивается наше путешествие на Волшебную поляну. Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас. Надеюсь, что после этого занятия вы еще больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь слушать ее и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла.

Просмотр мультфильма «Спасик и его друзья».

(Дети читают стихотворения)

 

1. Мы любим лес в любое время года,                                

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

2. В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется всё это,

Давайте же с природою дружить!

3.Летят, звеня дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Всё это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим!

4. Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется всё это,

Давайте же её любить всегда!

- До новых встреч!

   Литература:

1. Т.И. Тарабарина «И учеба, и игра: природоведение»,   Ярославль, «Академия развития», 1997г.

2. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», Москва,   «Педагогика-   Пресс»,1994г.

3. «Тайны живой природы». Энциклопедия, Москва,  «РОСМЭН»,1998г.

4. Н.В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать»,  Ярославль, «Академия развития», 1997г.

5 Т.М. Бондаренко «Экологические занятия»,  Воронеж, ТЦ «Учитель»,2004г.

6. .Е.А. Тимофеева «Экологическое воспитание», Йошкар-Ола, «Марий Эл учитель», 2002г.

7. Л.М.Потапова «Детям о природе»-экология в играх, Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.

8 Журналы «Начальная школа»

9. И.Н. Горенко «Экологическое воспитание в школе», Волгоград, «Учитель», 2007 г.

10. Журналы «ПедСовет», «Педагогическое творчество»  и «Школьные игры и конкурсы»

11. Е.М. Елизарова «Знакомые незнакомцы» (кружковая работа), Волгоград, «Учитель», 2007 г.

12. Г.Н. Решетникова, Н.и. Стрельникова «Окружающий мир»   (занимательные материалы), Волгоград, «Учитель», 2007 г.        

   

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Войди в лес другом".

Устный журнал « Войди в лес другом»( журнал проводится с учащимися 6-7кл в рамках Декады биологии)...

Внеклассное мероприятие "Войди в природу другом"

разработка внеклассного мероприятия...

Сценарий внеклассного мероприятия. Экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.

Классный час-экологическая игра-викторина, предназначенная для детей возраста 10-12 лет (5-6 класс). Включает интеллектуальные конкурсы, игру на экологических станциях, где дети с помощью визуализации...

Открытое внеклассное мероприятие "Пожарная безопасность. Огонь - друг или враг?"

Открытое внеклассное мероприятие на тему: "Пожарная безопасность. Огонь - друг или враг?" для учащихся 5-6 классов...

Открытое внеклассное мероприятие. Алфавит - мой лучший друг.

Закрепление знаний по пройденному материалу....

Внеклассное мероприятие "Войди в лес другом"

Цель: Обобщить знания учащихся о значении леса в природе и жизни человека; подчеркнуть необходимость охраны леса, отметить правила поведения в лесу; Мероприятие  можно использовать при прове...

Внеклассное мероприятие "Войди в природу другом"

Внеклассное мероприятие "Войди в природу другом"...