Воспитательный проект: "Найди себя."
проект (10 класс) на тему

Мамонтова Елена Алексеевна

 

Сегодня формирование готовности старших подростков к осуществлению профессионального выбора может служить профессиональным показателем качества предоставляемого школой образования, его адекватности требованиям рынка труда, критерием, характеризующим успешность усилий педагогического коллектива в деле социализации учащихся их интеграции в жизнь общества.

Проблема социализации молодежи является в современном мире одной из самых острых и трудноразрешимых. Выбор профессии – один из самых первых серьезных социально-личностных выборов для большинства современных российских детей. Программа "На пути к успеху” является программой, способствующей активизации профориентационной работы.

Профориентация в старшем школьном возрасте - это сложный многогранный процесс личностного самоопределения, познания себя и мира, который по сути своей не сводится к банальному выбору колледжа, вуза или рабочей специальности. Между тем сущность профессионального выбора состоит именно в нахождении оптимального (с точки зрения индивидуальных качеств и социальных возможностей самоопределяющегося человека) варианта трудового пути, или карьеры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naydi_sebya_proekt_10a.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: "Найди себя."

Актуальность проблемы:

Сегодня формирование готовности старших подростков к осуществлению профессионального выбора может служить профессиональным показателем качества предоставляемого школой образования, его адекватности требованиям рынка труда, критерием, характеризующим успешность усилий педагогического коллектива в деле социализации учащихся их интеграции в жизнь общества.

Проблема социализации молодежи является в современном мире одной из самых острых и трудноразрешимых. Выбор профессии – один из самых первых серьезных социально-личностных выборов для большинства современных российских детей. Программа "На пути к успеху” является программой, способствующей активизации профориентационной работы.

Профориентация в старшем школьном возрасте - это сложный многогранный процесс личностного самоопределения, познания себя и мира, который по сути своей не сводится к банальному выбору колледжа, вуза или рабочей специальности. Между тем сущность профессионального выбора состоит именно в нахождении оптимального (с точки зрения индивидуальных качеств и социальных возможностей самоопределяющегося человека) варианта трудового пути, или карьеры.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задаёт «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения. Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна  система школьной профориентации. У

Цель проекта 

  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
  2. Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.
  3. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Главной же целью профориентационного образования на всех ступенях обучения в школе мы видим формирование поколения, способного к профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений, когда познавательный интерес, понимание научных основ человеческого труда, а не мода становятся основой профессионального выбора.

Задачи проекта 

Образовательные задачи:

  1. Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  2. Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
  3. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
  4. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

Воспитательные задачи.

  1. Уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учётом коньюктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.
  2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
  3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
  4. Формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития с. Высокого и Зырянского района, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего города.

Развивающие задачи.

1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

2. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

3. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

4. Развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

Реализация проекта:    октябрь 2017г. – май 2018г.

Участники проекта:  дети, родители, педагоги.

Особенности проекта: 

Пропедевтика курса «Профориентация» проводится в начальной и средней школе. На первой ступени обучения профориентационная работа со школьниками ведется на уровне профинформации. Ее можно интегрировать практически во все учебные дисциплины начальной школы. Основным направлением в работе по ранней профориентации школьников остается своевременное, на всём протяжении учёбы, расширение кругозора и интересов ребёнка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду.

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо выделить следующие моменты:

  • Главная цель - (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть).
  • Цепочка ближних и дальних конкретных целей (где буду учиться, первая работа, дальнейшие перспективы).
  • Пути и средства достижения ближних целей (ознакомление, проба сил, самообразование).
  • Возможные внешние препятствия.
  • Свои возможности.
  • Запасные варианты

8. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  • определение профессии и профессиональной деятельности;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры;
  • требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
  • понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
  • возможности получения образования по избранному профилю;
  • перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

Учащиеся должны уметь:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Деятельность воспитателя

1.Диагностический

Диагностика классного коллектива

2.Практико – ориентированный

Разработка проекта

Реализация проекта

3.Рефлексивно-аналитический

Анализ деятельности в рамках проекта

Деятельность в рамках проекта: 2017-2018 уч.год

Мероприятия

Содержание

Сроки

Диагностическое

Вводное занятие. Многообразие мира профессий.

Сентябрь

Деятельность в рамках проекта

Я и выбор профессии.

Октябрь

Социальные проблемы труда:

Разделение труда

Ноябрь

Профессии и специальности

Декабрь

Классификации профессий

Январь

Мотивы выбора профессии

Февраль

Здоровье и выбор профессии

Март

Рынок образовательных услуг.

Апрель

Обобщение в рамках проекта

Профессиональная перспектива. Составление резюме.

Май

Ресурсы проекта:

  1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.
  2. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике.М.:Вита-пресс.2006.
  3. «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.
  4. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.
  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.
  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:Academia. 2007.
  8. «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», //".//[Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. Наука и образование/ Школьное образование. /html/775.html
  9. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». //Управление школой: Еженед. Приложение к газете «Первое сентября», 1999, №41.

Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. ///psyslu/organizacionnye.html

  1. Постановление Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324.
  2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.
  3. Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация: учебное пособие для вузов. М.: Академия. 2006.
  4. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, 2006.
  5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4.
  6. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М., Изд. Центр «Академия», 2005.
  7. Технология. Учебник для 10-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.
  8. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Познай себя"

Программа «Познай себя» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний.  Направлена на развитие основ личност...

Воспитательная система "Сотвори себя"

Воспитательная система рассчитана на 3 года (9 - 11 кл.) При скачивании весь материал оформлен в таблицах, схемах. Яркие иллюстрации....

Проект «Найди друга»

Автор, в связи с заявленной темой, проводил экспериментальную хореографическую работу с детьми летнего лагеря «Лодейнопольского детского центра эстетического развития» города Лодейного Поля Ленинградс...

Система воспитательной работы "Создай себя сам"

Система воспитательной работы«Создаю себя сам»  10-11 класс. Цель воспитательной системы: создать в классе  воспитательную среду, способствующую  развитию личности учащегося...

Воспитательная программа "Найди себя"

Смысловым стержнем программы воспитания «Найди себя» является формирование у обучающихся качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в...

Социальный проект Найди себя в профессии

Первое место в областном конкурсе профессий. 2016г. Татищево...

Презентация к проекту "Найди себя"

У каждого в юности возникают вопросы:"Кем быть? Чем заниматься?", чтобы реализовать себя, быть максимально востребованным и полезным для общества. Разобраться с этими вопросами поможет данна...