Доклад на тему "Из опыта работы по социализации обучающихся в детском коллективе"
материал (10 класс) по теме

Свиридова Ольга Юрьевна

Доклад на методическом семинаре "Проблемы социализации обучающихся в современной школе" по теме "Из опыта работы по социализации обучающихся в классном коллективе" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Из опыта работы по социализации обучающихся в детском коллективе»

На методическом семинаре «Проблемы социализации обучающихся в современной школе»

Учитель английского языка

Ольга Юрьевна Свиридова

Этапы школьной жизни проходят не только дети, но и мы, учителя. Вместе с ними взрослеем, переживаем трудности подросткового возраста, готовимся к будущей жизни в обществе. В эти годы формируется будущая личность человека, его основные вкусы, модели поведения и самооценка.

Опыт работы в 9-11 классах, показывает, что при формировании нового классного коллектива, что часто происходит в старших классах, актуальным становится вопрос адаптации и социализации учащихся в новом классе. Ребята проходят ряд испытаний, которые предоставляет им сама жизнь. Эти испытания мы и называем социализацией.

Проблему воспитания и социализации учащихся можно решать в школе через внеучебную деятельность. Для этого необходимо составить программу развития классного коллектива с учётом требований ФГОС и интересов учеников и их родителей. При составлении своей программы развития классного коллектива я учитывала:

  1. преемственность линии воспитательной работы, которую вел учитель в предыдущем классе;
  2. мнение учащихся и их родителей
  3. специфику класса (успеваемость, уровень воспитанности, общественную активность, наличие «трудных» учащихся, социальное положение семей)
  4. актуальность целей и задач, поставленных перед классным коллективом

Главной задачей была такая организация деятельности которая бы позволила увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрыть их лучшие стороны, научить находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного, способствовать формированию сотрудничества.

Дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, что поможет успешно социализироваться в обществе.

Итак, в 2016-2017 учебном году из 9а и 9б классов был сформирован 10 класс. На 1 сентября 2016 года в классе обучается 20 уч-ся. 12-девочек, -8 мальчиков. 16 детей проживают в полных семьях. Отношения в семьях доверительные, условия воспитания в этих семьях хорошие. 2 ребенка проживают в неполной семье, 1- опекаемый.  7 учащихся из многодетных семей. Группа риска – 3 учащихся, на внутришкольном учете состоит  1.  Все ребята в классе дружелюбные, послушные, доброжелательные.

В течение учебного года выбыли – 4 ученика, в класс прибыл 1  учащийся.

Одной из главных задач воспитательной деятельности в 10 классе этого года обучения было укрепление взаимоотношений внутри класса. Средство выполнения поставленной задачи -  проведение классных мероприятий с привлечением всего классного коллектива, а также вовлечение ребят в творческую и спортивную жизнь школы. Результатом является сплоченный коллектив с достаточно сформированным органом самоуправления, самостоятельная активная внеклассная деятельность обучающихся. Можно сказать, что данная задача воплощена в жизнь. Этому способствовали как общешкольные обязательные мероприятия (конкурсы рисунков и плакатов, экологические акции, участие в заседаниях Парламента и мероприятиях), так и внутриклассные (посещение Ледового дворца, празднование Международного женского дня, 23 февраля, Нового года и т.д.).

Самоуправление. Ребята сами, путем голосования выбрали органы самоуправления. В результате данных выборов были выявлены лидеры класса – Вакуленко Екатерина, Бизина Татьяна, Паклин Александр, Коротаева Евгения. К активистам класса также можно отнести Неволина Кирилла, Васильеву Анну, Мургу Полину, Филатову Кристину. В спортивных и патриотических мероприятиях отличились Кулдашев Шохрух и Зудов Максим. Есть ребята, которые не любят принимать участие в массовых конкурсах, но являются помощниками классного руководителя в текущих делах, предпочитают интеллектуальные марафоны, рисуют, создают проекты. Это Саликова Вика, Игнатенко Влад, Жебря Екатерина. В течение года все учащиеся (100 %) приняли участие в классных и школьных мероприятиях.

Родители учащихся в курсе всех школьных и внешкольных дел своих детей. Посещают родительские собрания, созваниваются с классным руководителем, интересуются поведением и успеваемостью своих детей. Если возникают проблемы, то родители адекватно реагируют на ситуации, которые возникают в период учебного процесса.

В течение 2016-2017 учебного года была успешно реализована программа развития классного коллектива 10 класса, выполнены намеченные мероприятия по адаптации детей и их родителей.  Анализируя итоги года, необходимо сказать о выявленных проблемах с посещаемостью занятий у некоторых учащихся. По причине болезни и прохождения обследования в г. Нижневартовск много пропусков было у Зудовой Александры. Зудов Максим в первом полугодии явно отлынивал от учебы и не проявлял интереса к обучению в школе. В результате имел неудовлетворительные оценки по основным предметам. В результате совместной работы классного руководителя, учителей предметников, родителей и администрации школы, было принято решение продолжить образование в среднем специальном учебном заведении. Такие же проблемы возникли и у Кулдашева Шохруха. Ребенок не желает учиться, пропускает уроки, нарушает требования учебного заведения, беседы с родителями не дают желаемого эффекта. В результате Кулдашев Шохрух условно переведен в 11 класс.

 Мероприятия по решению данных проблем были запланированы на следующий учебный год и, сейчас, на конец 2017-2018 учебного года также успешно решены, благодаря слаженной работе педагогического коллектива с родителями учащихся. Один ребенок обучается в среднем специальном учебном заведении, один успешно сдал задолженность и готовится к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ, один трудоустроился по достижении 18-летнего возраста.

При составлении доклада использованы следующие интернет-ресурсы:

http://www.uchportal.ru/publ/26-1-0-6388

https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/01/23/pamyatka-dlya-klassnyh-rukovoditeley-organizatsiya 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя англ.языка в детском саду.

Имея достаточныё опыт работы в школе, можно применять некоторые виды работы и в детском саду....

Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»

Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната,   ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...

Из опыта работы: «Профессиональная ориентация обучающихся, в школе – интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    В мире тысячи профессий. Как сориентироваться в их многообразии, выбрать среди них ту, с которой начинается трудовой жизненный путь?...

Творческий проект "Книга памяти" обучающихся образцового детского коллектива Театральной студии "Непоседы"

В преддверии празднования 75-летия Великой Победыв Образцовом детском коллективе Театральной студии «Непоседы» создан проект «Книга памяти»В этой «Книге памяти»...

Воспитательная работа в условиях организации временного детского коллектива

В статье освещаются особенности воспитательной деятельности педагога в условиях временного пребывания детей в учреждении. Рекомендуются методы работы....

Использование экскурсии в работе по социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Использование экскурсии в работе по социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями...