Использование экскурсии в работе по социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями
учебно-методический материал

Филиппова Татьяна Владимировна

Использование экскурсии в работе по социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование экскурсии в работе по социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Филиппова Т.В., воспитатель

 ГБОУ школы – интерната с. Малый Толкай

Становление личности – это очень сложный процесс, в котором взаимодействуют различные факторы. От успеха социализации зависит, насколько личность сумеет реализовать свои способности, и насколько благополучно будет жить в социальном обществе. Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях специализированного учреждения, является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях.
        Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет детям с проблемами в развитии активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития.

В своей педагогической практике по адаптации детей с интеллектуальными нарушениями к жизни в обществе и их социализации я использую такую организационную форму работы как экскурсия.

Экскурсия - организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

В рамках воспитательной деятельности я использую организацию экскурсий с целью:
- получения новой информации; закрепления и углубления знаний;
- накопления жизненных фактов, обогащения жизненными образами содержания учебного процесса, расширения кругозора;
- развития наблюдательности, памяти, мышления, связной речи;
- воспитания любознательности, внимательности, позитивных межличностных и нравственно-эстетических отношений;
- осуществления связи обучения с жизнью, расширения сферы общения и социальных контактов.

Перед экскурсией я провожу большую подготовительную работу. За раннее продумываю цели, задачи, содержание и методы, план маршрута. Затем знакомлю учащихся с темой и планом экскурсии, практическими заданиями, вопросами, на которые дети должны получить ответы, провожу инструктаж по технике безопасности по правилам дорожного движения, проверяю, чтобы дети были одеты по погоде. Когда идем во время экскурсии по маршруту, дети всегда идут попарно, группу детей сопровождают взрослые - впереди и сзади, с красными флажками в руках. Заключительный этап экскурсии проводим в школе. Обязательно анализируем увиденное и услышанное, закрепляем полученные знания, делимся впечатлениями, узнаем мнения о мероприятии, отвечаем на вопросы. Итог экскурсии - это творческая работа учащихся (рисунок, поделка)

В нашем селе не так уж много мест, куда можно организовать экскурсию, поэтому я стараюсь чтобы экскурсия была увлекательной и запоминающей.

Например, в нашем классе есть традиция – мы каждую осень и зиму ходим на природоведческую экскурсию на гору. Ведь ученики коррекционной школы - это дети, которые нуждаются в постоянном общении с природой. На таких экскурсиях дети закрепляют и обобщают представления о характерных признаках живой и неживой природы в осеннее и зимнее время года, узнают об изменениях в жизни растений и животных, насекомых и птиц. Такие мероприятия обогащают обучающихся с интеллектуальными нарушениями новыми понятиями и представлениями об окружающем мире, формируют навыки самостоятельного изучения родной природы, воспитывают доброе отношение ко всему живому, а также происходит общее оздоровление организма, так как дети во время экскурсий играют в подвижные игры, катаются на санках и лыжах.

С целью социальной адаптации и социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья я также провожу экскурсии обществоведческого плана. Мы побывали в краеведческом музее города Похвистнево. В музее ребята увидели экспозиции: «Крестьянская изба», «Природа и археология края», «Купеческая гостиная», «Наши земляки - участники войн», «Православные книги и иконы», «История города» и др. Эта экскурсия дала возможность обучающимся узнать интересные факты из истории родного края, обычаях, обрядах, традициях земли Похвистневской.

Также неоднократно мы посещали наш школьный музей, где ребята узнали о истории нашего села Малый Толкай, рассматривая предметы быта разных времен. Цель таких экскурсий: развить интерес к познанию истории родного края через краеведческий материал, воспитывать патриотические чувства.

Частыми событиями стали посещения детьми культурно-просветительных учреждений: сельской библиотеки, клуба. Ребята познакомились с правилами пользования библиотекой, со справочным фондом, тематическими полками, книжными выставками, дети просматривали имеющиеся в библиотеке периодические издания, также проводились беседы по разным тематикам - это «Твори свое здоровье сам», «Расскажи мне о себе», «Его величество – театр» и многие другие.  Такие экскурсии помогают обучающимся приобщиться к миру прекрасного, учат соблюдению правил культурного поведения в общественных местах, правилам дорожного движения на улицах села.

Не менее важной является работа по профессиональной ориентации воспитанников, что подразумевает знакомство с разнообразием профессий, их особенностями, необходимостью. С целью знакомства с профессиями и условиями труда были проведены экскурсии в колхоз на ферму СПК «Хлебороб» и на маслобойку, а также на ФАП, аптеку, почту, магазин. Цель этих мероприятий - не только познавательная, но и практическая: научить совершать покупки в магазинах, покупать на почте газеты, журналы и открытки, а в аптеке лекарства, узнать какую медицинскую помощь могут оказать на ФАПе, уметь вызвать врача на дом, приобретать навыки общения с людьми. Во время этих экскурсий ребята моего класса знакомились не только с различными производственными операциями, но и с теми, кто их выполняет. В беседах с людьми о работе и достижениях рабочего коллектива, об отношении к ним со стороны товарищей по работе, общественных организаций, дети убеждались в том, что самое главное в жизни — это добросовестный труд, который приносит человеку радость, уважение товарищей и материальное благосостояние.

Проводимая мною работа по социализации учащихся через экскурсии дает позитивные результаты. У детей формируется целостное восприятие окружающей действительности, обогащается кругозор конкретными представлениями о мире, вырабатывается эмоционально-положительное отношение к совместным творческим делам и мероприятиям. Дети учатся быть независимыми в самообслуживании, адекватно оценивать себя и окружающих людей, равноправно с ними взаимодействовать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование экскурсий в работе по социализации учащихся специальной (коррекционной) школы

Подготовить школьниов с нарушениемслуха к жизни в обществе гораздо сложнее, чем их нормально развивающихся сверстников. Одной из эффективных организафионных форм по адаптации неслышащих детей в общест...

Формы и содержание работы с родителями обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Семья – это социальная и духовно-нравственная основа общества, именно поэтому без семьи невозможно существование, как самого общества, так и государства. Важнейшими социальными институтами и партнерам...

Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимула...

Статья на тему « Формирование познавательных действий на уроках письма и развития речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями в специальной коррекционной школе, с использованием технологий ИКТ и модульного обучения»

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...

Использование различных методик в обучении и развитии обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Дети с нарушением интеллектуального развития являются особенными детьми, поэтому и подход к ним нужен особенный. Процесс воспитания и образования этих детей подразумевает подбор методик...

От диагностики к социализации и профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями семинар - практикум

Профессиональные пробы являются эффективной практической формой профессиональной ориентации, позволяющей учащимся с ОВЗ на практике осознать свои возможности, познакомиться с требованиями профессий, и...

Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...