Внеклассная работа
классный час (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час
ТЕМА: «СПИД: страшный, загадочный и — увы! — еще не побежденный»
Цель:
• сформировать представления о болезни века;
• познакомить учащихся с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ-инфекции;
• сформировать понятие о личной ответственности за свое здоровье;
• научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.
ХОД занятия:
I. Организационный момент
II. Объяснение нового материала
1. Эпиграф
На пороге тысячелетий наступает момент, когда
Мы за все бываем в ответе, перелистывая года,
Человек, покоривший небо, чудо техники изобретая,
Приобщаясь к дурным привычкам о здоровье своем забывает.
2. Когда появилось это заболевание?
Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи и России продолжает оставаться катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления наркотиков и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Согласно данным информационно-аналитического Центра социологических исследований Министерства образования РФ, доля потребляющих наркотик или попробовавших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи 12-22 лет - 44,8%. Молодежь начинает пробовать наркотик в среднем в возрасте 14 - 15 лет. Однако, это средний показатель по всем возрастным группам. В действительности возраст «пробы» с 1991 года снизился на 6 лет. В 1991 г, молодежь начинала пробовать наркотики в среднем в возрасте 16 - 17 лет, а в 2001 г, - в возрасте 11-13 лет.
Распространение информации о причинах, формах, последствиях злоупотребления наркотическими средствами. Формирование у учащихся негативного отношения к возможности употребления наркотиков. Развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках. Изучение профилактики наркоманки в молодежной среде; первичная помощь человеку, оказавшемуся жертвой наркотиков. Только совместная работа школы, медицинских центров, родителей, органов социальной защиты в этих направлениях позволяет нам остановить надвигающуюся опасность.
Опасность наркомании не только в том, что организм быстро изнашивается и погибает, но в возможности заразиться смертельными болезнями, такими как СПИд. Ведь всем известно, что вирус ВИЧ передается через кровь. Вирус иммунодефицита может попасть в организм человека тремя путями:
- Через кровь. ВИЧ может передаваться при переливании крови или ее продуктов от ВИЧ-инфицированных доноров или при использовании нестерильного, необработанного медицинского инструмента, содержащего частицы крови инфицированных. Этот путь передачи ВИЧ также распространен среди людей, употребляющих наркотики внутривенно, так как часто группа наркозависимых имеет общие шприц и иглу, которые никак не обрабатываются.
- Через сексуальный контакт.
- От матери к ребенку.
В конце 20 века человечество лицом к лицу столкнулось с этой безжалостной, смертельной и пока неизлечимой болезнью.
Впервые случай этого странного заболевания был зарегистрирован в 1978 г. Позже
ВИЧ/СПИД: некоторые факты
• Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 млн человек
• Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ.
• В России официально зарегистрировано почти 300 тыс. ВИЧ-инфицированных, но предполагается, что их по крайней мере в три раза больше.
• 80% ВИЧ-инфицированных в России - молодежь от 14 до 29 лет.
Это данные официальной статистики. Но, скорее всего, ВИЧ-инфицированных гораздо больше. Многие живут с ВИЧ, даже не подозревая об этом. Они не сдавали анализы и, соответственно, нигде не зарегистрированы.
Многие известные люди уже погибли от этой болезни.
Фредди Меркьюри, лидер рок-группы Queen, умер от СПИДа в 1991 году.
О его болезни сообщили незадолго до его смерти. В память о певце был устроен концерт, средства от которого пошли на борьбу со СПИДом.
3. Что же это такое ВИЧ/СПИД?
ВИЧ - это Вирус Иммунодефицита Человека
СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита.
ПОМНИ: ВИЧ и СПИД - разные вещи.
ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека.
Он вызывает болезнь СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита.
4. Почему СПИД?
СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.
Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием.
Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом.
Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям.
Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний.
5. как выглядит вирус? (слайд №11)
Известно, что существуют две разновидности вируса иммунодефицита: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. В большинстве стран распространен ВИЧ-1
6. Как работает иммунная система человека?
Иммунная система - это внутренняя «милиция» организма, охраняющая наше здоровье. Если в организм проникают «преступники» (болезнетворные бактерии и вирусы), иммунная система распознает их, изучает и уничтожает. Для уничтожения каждого вида болезнетворных микроорганизмов она готовит специальную «группу захвата» -антитела.
Почему же иммунная система не справляется с ВИЧ? Дело в том, что ВИЧ - умный и хитрый враг. Попадая в организм, он проникает внутрь самих клеток иммунной системы и притворяется одним из «своих». Остальные клетки-«милиционеры» не видят «преступника» и не успевают подготовить нужные антитела, чтобы его уничтожить. Тем временем ВИЧ быстро размножается, делая новые и новые копии с самого себя. Когда антитела «группы захвата» появляются, бывает уже слишком поздно.
Постепенно ВИЧ разрушает иммунную систему. Развивается иммунодефицит - недостаток защитных сил в организме. Последняя стадия этого состояния называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита.
7. Как ВИЧ вызывает СПИД?
Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на основные фазы:
Четыре периода:
1. Период «окна»
2. Период первичных проявлений
3. Период развития вторичных заболеваний
4. СПИД, или терминальная стадия
1. Период «окна»
• Длится около 6 месяцев с момента заражения
• ВИЧ уже попал в организм и активно размножается, но антитела к нему еще не выработаны.
• Обычно никаких симптомов нет, лишь иногда может ненадолго повыситься температура.
• В это время ВИЧ трудно определить с помощью анализа крови.
• Человек еще не подозревает, что в его организм попал ВИЧ, но уже может передавать его другим людям.
2. Период первичных проявлений
• Начинается примерно через 6 месяцев после заражения и может длиться 6 и более лет.
• Иногда наблюдается незначительное ухудшение самочувствия: повышение температуры, потливость, недомогание.
• Иммунная система «увидела» ВИЧ и начала бороться с ним, вырабатывая антитела. Это держит ее в напряжении, она не справляется с другими защитными задачами.
• Анализ крови на антитела уже позволяет поставить человеку диагноз «ВИЧ - инфекция»
3. Период развития вторичных заболеваний
• Могут развиваться кожные и инфекционные заболевания, туберкулез, рак.
• При правильном лечении современные препараты еще способны вернуть болезнь на уровень первичных проявлений.
• Это состояние можно поддерживать достаточно долго, если человек старается вести разумный образ жизни.
• Однако если человек употребляет наркотики, спиртное, не бережет себя от других инфекций, происходит дополнительное ослабление иммунитета и ВИЧ быстрее развивается в стадию СПИД
4. СПИД, или терминальная стадия
• В организме почти не остается защитных клеток.
• Системы и органы человека необратимо поражены.
• Развиваются все новые заболевания, не поддающиеся эффективному лечению.
• Одно заболевание сменяет другое, человек не успевает выздороветь и полностью восстановить силы.
• Развитие болезни приводит в смерти.
Больные СПИДом умирают от сопутствующих заболеваний, которые развиваются в результате резкого снижения иммунитета. Эти заболевания, как правило, весьма специфичны. К ним относятся: пневмоцистная пневмония, саркома Капоши, грибковое поражение дыхательных путей и пищевода и некоторые другие.
8. Как передается ВИЧ?
• Половой – при непостоянном половом партнере (пользоваться презервативами!) и гомосексуальных отношениях, при искусственном оплодотворении
• При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем
• От матери- ребенку: внутриутробно, при родах, при кормлении грудным молоком
• Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.
Можно ли заразиться вирусом ВИЧ через:
- кровь - да, кровь первый из самых важных средств переноса
- пот - единственная жидкость, выделяемая организмом, которая не содержит никакого количества вируса ВИЧ.
- рвоту - содержит очень низкое количество вируса, опасна только при контакте с нашей кровью.
- слёзы - содержит очень низкое количество вируса, опасна только при контакте с нашей кровью.
- слюна - содержит очень низкое количество вируса, опасна только при контакте с нашей кровью. Чтобы вы заразились, вы должны проглотить 4 литра слюны вашего партнёра, с которым вы целовались. В нашем желудке есть кислоты, которые уничтожают низкое количество вируса. Но опасно целоваться с человеком, у которого течет из десны кровь.·
- волосы - нет
- мочу - содержит очень низкое количество вируса, опасна только при контакте с нашей кровью.
- кожу - нет, не бойтесь подать руку человеку, который болеет СПИДом. ·
- жидкость в женских гениталиях - второе из самых опасных средств заражения
- материнское молоко - третий из самых опасных средств заражения. 30 процентов грудных детей заражаются от своих больных матерей через их молоко при кормлении.
- кал - содержит очень низкое количество вируса, опасен только при контакте с нашей кровью.
- сперму и жидкость в женских гениталиях - самое опасное средство заражения вирусом ВИЧ, она содержит большое количество вируса ВИЧ.
9. ВИЧ не передается
• Через воздух
• При разговоре, кашле
• При пользовании общей посудой
• Через рукопожатие
• Через поцелуй
• Через пищу
• При купании в бассейне, душе
• Через спортивные предметы
• Через домашних животных
• Через укусы насекомых
• При уходе за больными
10. Можно ли убить вирус?
Болезнь не щадит никого, но есть поговорка “Береженого Бог бережет”. Как предохранить себя от заражения ВИЧ инфекцией?
Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным.
Половые контакты – наиболее распространенный путь перёдачи вируса. Поэтому надежный способ избежать заражения при случайных половых сношениях – использование презерватива. Применение презерватива практически исключает прямое попадание через слизистые оболочки половых органов зараженной спермы или вагинальной жидкости. Внутривенное употребление наркотиков не только вредно для здоровья, но и значительно повышает риск заражения ВИЧ. Часто лица, вводящие внутривенно наркотики, используют общие иглы и шприцы без их стерилизации. Использование любого инструментария, (шприцы, системы для переливания крови и т. д.) как в медицинских учреждениях, так и в быту (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т. п.), где может содержаться кровь человека, зараженного вирусом, требует их стерилизации. Этот вирус нестойкий, гибнет при кипячении. Могут быть применены и специальные дезинфицирующие растворы хлорсодержащих веществ, перекись водорода. Не рекомендуется для этой цели спирт.
11. Выводы:
• СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита
• СПИД распространяется из-за нашего невежества, а также нежелания изменить нормы своего поведения
• Лозунг « Всё в твоих руках!» должен стать нормой жизни для каждого человека!
Притча «Мудрец и юноша»
В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить па любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: «Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони - и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: Всё в твоих руках!
111. Закрепление изученного.
Закончи предложения: ( выданы листочки)
- Когда я думаю о СПИДе, я чувствую…
- СПИД опасен, потому что..
- Выводы….
IV. Итог.
Куратор обсуждает с учащимися:
- что понравилось на классном часе,
- какие новые знания получили,
- что удивило, что было полезно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Эффективность работы учителей математики и физики по обеспечению качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации, проведение внеклассной работы.
Варианты подготовки учащихся к ЕГЭ...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".
Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией. Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)
Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка
Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....
Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"
Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...
