Из опыта работы классного руководителя
статья

Лазня Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены различные формы работы классного руководителя для установление контакта с подопечными и сплочения коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы классного руководителя.

        Самой традиционной формой работы является классный час, однако в основном, на классном часе доминирующей личностью становится учитель в  беседе на определенные темы. Я немного изменила форму традиционных классных часов, которые разбиты на несколько видов:

         Ситуационные классные часы.

 Во время проведения таких классных часов  ребята являются полноправными организаторами, акцент делается на активном и заинтересованном участии ребенка. Классный час строится так, чтобы ребенок был поставлен в ситуацию решения проблемы, выбора, самоанализа-самооценки.  Таким образов, классный час носит не назидательный характер, а является личностно-значимым для каждого обучающегося, а значит, и более результативным. Примерами могут служить  ситуационная групповая работа "Представь, что ты мама" в рамках открытого классного часа "Поговорим о  маме". Ребятам были предложены ситуации, где они должны были выступить в роли мам и принять решения, а для этого им пришлось осмыслить свои собственные действия , поступки и сделать выводы. Или классный час "Профилактика правонарушений", где также были предложены различные поведенческие ситуации.

        Классные часы, подготовленные детьми.

В начале года мы с классом определяем тему классных часов, которые они будут готовить сами. Тема разбивается на подмодули и ребята сами выбирают тот подмодуль, который они будут готовить. Работа групповая по 5-6 человек. Такой классный час обязательно включает в себя поиск материала из доступных источников, создание презентации, придумывание и постановка сценок для рефлексии. Все это ребята делают самостоятельно, делят между собой материал, который будут готовить, я только являюсь "главным редактором". В этом году серия таких классных часов называлась "Правила этикета" и включала в себя следующие подмодули для групп: "Правила поведения в гостях", "Уважай культуру чужой страны: правила этикета для туриста" и т.п.

        Традиционные классные часы.

Тематические, это, как правило,  связанные с государственными праздниками и с внутренним регламентом гимназии.

        Еще одна форма работы с классом -  выпуск газеты "Наш класс". К середине пятого класса стали уже понятны основные интересы ребят, и весь класс был разбит на редакционные группы:

 1 группа - выбор темы газеты, подбор основного материала;

2 группа - редколлегия (определение вида газеты, стиля и оформления);

3 группа - авторская группа (несколько ребят, которые сами пишут стихи и  любят сочинять различные истории);

5 группа - фотографы;

6 группа - журналисты (некоторые темы газеты предполагают интервью у ребят или учителей)

7 группа (самая основная) - главный редактор. Ребята единогласно выбрали на эту должность меня.

Газета выпускается по мере накопления материала на выбранную тему. Например, "Поговорим о дружбе", "Мы -  за здоровый образ жизни", "Почему нам иногда бывает грустно?"и т.п.

        Одной из важнейших сторон воспитательного процесса в школе я считаю привлечение родителей к жизни класса. На родительском собрании в начале года был разработан график посещения родителями классных тематических часов таким образом, чтобы все родители могли поучаствовать в них. Были спланированы совместные с родителями посещения экскурсий, культурных мероприятий, театров, выставок. В этом учебном году мы провели открытые классные часы "Поговорим о маме", "Мой папа - лучше всех", "Семейные традиции", "Солнце в каждом из нас", все вместе уже посетили театр Музкомедии  - спектакль "Приключения Тома Сойера", театр им.Ленсовета  - спектакль "Дракон", Мариинский театр  - оперу "Ночь перед Рождеством", музей воды - выставку "Подземный мир Петербурга".

        Главный вопрос, который возникает у всех классных руководителей: как привлечь родителей? Я думаю, что наши главные помощники в этом - дети. Когда ребенок приходит домой и взахлеб рассказывает, что мама Саши или Оли на классном часу разыгрывали сценку, а папа Коли в театре пошел для всего класса брать автограф у артиста, большинству родителей захочется, чтобы их сын или дочь могли также с восторгом отзываться о них. Конечно, не всех родителей удается привлечь. Но если в пятом классе на мероприятия приходили пять-шесть родителей, то сейчас, в шестом классе – почти все.

        Технологий, методов, приемов сейчас разработано очень много. И все они перекликаются в работе классного руководителя. Я за 15 лет классного руководства выработала три нерушимых правила, которым и следую:

         Детей надо любить искренне.

У меня нет любимчиков, но я обожаю шумных, эмоциональных ребят.

         Быть самой собой.

Я давно заметила, что какой классный руководитель – такие и дети в его классе. Если классная мама спокойная, невозмутимая, то и ребята в ее классе такие же. А если эмоциональная, как я , то и дети у меня такие же эмоциональные, шумные. Дети очень чувствуют фальш, поэтому пытаться ломать свой характер нельзя, ребята не поймут и не будут верить.

Уважать мнение ребят.

Каким бы неверным оно ни было. В первую очередь надо понять почему ребенок так думает, а уже потом делать выводы прав он или не прав. И часто оказывается, что ребенок прав, просто мы взрослые смотрим не его глазами.

Вот на этих "трех китах" я и строю свою работу классного руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»

Презентация  к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...