воспитательная работа
методическая разработка (5 класс)

Сандакпаа ВАдим Сергеевич

В ланной воспитательной работе даны рекомендации по проведению классных часов и внеклассных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_dobro.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

     

Добро и зло творить всегда
 во власти всех людей.
Но зло творится без труда, 
добро творить трудней!

Задачи.

  1. Воспитывать стремления совершать добрые дела и красивые поступки.
  2. Развивать представления учащихся о добре и зле.
  3. Способствовать развитию культуры диалога.

Классный руководитель. Я не случайно вам предложила такую форму общения. В кругу все равны, есть возможность видеть друг друга, смотреть в глаза. А глаза, говорят, – это душа человека.

(Звучит мелодия песни “Улыбка”.)

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди.

Ребята обратите внимание, мы приготовили выставку книг, и выставку ваших рисунков на тему “Спешите делать добро”. С выставкой книг и рисунками вы познакомились на перемене. После классного часа вы ещё имеете возможность посмотреть рисунки, взять в библиотеке понравившуюся книгу.

Классный руководитель. Тема классного часа “Спешите делать добро”.

Что же хотел сказать этими словами А.П.Чехов? Ответим на этот вопрос в конце занятия.

А сначала ответьте на такой вопрос: “Что же такое добро и что такое зло?”

В словаре С.И. Ожегова даётся следующее определение. Добро – положительное, хорошее, полезное. Противоположное – зло. Зло – это нечто дурное, вредное. Это несчастье, беда, неприятность.

Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”

Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро.

Классный руководитель.Я предлагаю вам послушать индийскую сказку “Награда” 

Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить: 
– сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы.
Тигр выскочил наружу и говорит:
– Вот уже много дней я ничего не ел, сейчас я тебя съем!
Страшно стало путнику.
Ох, тигр,– сказал он, – неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
– Она и есть, – ответил тигр.
– Какая же это награда – платить злом за добро? – возразил путник.
– Давай спросим кого-нибудь, награда это или нет.
Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
– Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
– Злом! – ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет время уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят злом за мое гостеприимство.
– Ну, теперь – то я тебя съем! – обрадовался тигр.
– Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного, видят: на пустоши пасется корова.
– Эй, корова!– окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?
– Злом! – отвечает корова. Судите сами, пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!
Выслушал ее тигр и сказал путнику:
– Ну, теперь я тебя точно съем!
– Подожди немного! – Попросил человек, давай спросим еще кого-нибудь. Если он скажет то же самое, тогда делать нечего, ешь меня…
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее.
– Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело? 
– Добром! – ответила птица. Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.
Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Классный руководитель. Чему учит нас эта сказка? 
Каждый из нас должен поверить в добро и совершать добрые поступки.
Зло – Добро. Это слова с противоположным значением. Как они называются в русском языке? 
(Антонимы – слова с противоположным значением.)

Классный руководитель.

Добро и зло несложно различить
И то ведь, и другое испытали.
И делали, а в ком-то и искали
А с кем-то ведь из них пытались жить.
И каждый сам, наверно, представляет
Что есть добро. И что такое зло.
И самый маленький, наверно, понимает,
Как жить легко с добром…
Со злом – как тяжело.

Классный руководитель. Мы часто говорим о хороших людях. Что значит добрый человек? Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый, добросовестный и т.д.) Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты. 
Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро. 
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды? 
И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
Ребята, а какие добрые дела совершали вы?
(Ответы учащихся.)
Очень приятно, что у вас воспитано сочувствие, желание помочь близкому человеку. Это и служит началом добрых дел. Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.

Классный руководитель. А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье?

Ученики. МАМА.

Классный руководитель. Учитель. Как она заботится о вас?
(Высказывания детей.)

Классный руководитель. Почему говорят: “Около солнца – тепло, около матери – доброта”? 
(Около солнца всегда тепло, а рядом с мамой не может быть зла.)
(Высказывания детей.)

Классный руководитель. А как вы заботитесь о своей маме? Как помогаете ей в домашних делах?

Классный руководитель. Молодцы. Может кто-нибудь из вас сказать по совести: “Я добрый человек”.

Давайте проведём анкету “Добрый ли вы человек?”

  1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?
  2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?
  3. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?
  4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
  5. Любите ли вы злые шутки?
  6. Вы злопамятны?
  7. Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?
  8. Умеете ли на практике применять свои способности?
  9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?
  11. Вы охотно выполняете просьбы?
  12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Классный руководитель. Подводим итоги.
Вы можете засчитать себе 1 очко за ответ “да” на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ “нет” на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12. 
Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт. 
От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались. 
Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Классный руководитель. Ребята, знаете, иногда добро превращается в зло.

Давайте послушаем стихотворение А. Барто “Друг напомнил мне вчера”.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал).
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил счет.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу. Не влечёт.

Классный руководитель. Да, если вслух говорить о добре, то добро перестаёт быть добром. Иными словами, если делаешь добро, то держи его в себе и не напоминай о нём, тем более не рассказывай каждому встречному о своём поступке.

Классный руководитель. Приведите примеры доброго отношения людей.
(Высказывания детей.)

Классный руководитель. А сейчас мы проведём аукцион пословиц и поговорок.
Человек не одинок. Он живет среди других людей, и он должен научиться держать и вести себя среди других людей. Давайте протестируем следующие высказывания о поведении человека, об общении. Голосуем карточками:
Зеленая – согласен
Красная – не согласен
Желтая – не знаю, затрудняюсь ответить

  1. Всегда ставь себя выше других.
  2. Пообещав что-то сделать – сделай, не можешь – не обещай.
  3. Ты не обязан делать всегда то, что делают другие и во всем следовать за всеми.
  4. Всегда требуй награды за добрые дела.
  5. Не обращай внимание на советы окружающих и следуй своим собственным.
  6. Будь предупредительным к окружающим и в первую очередь к пожилым, старшим.
  7. Говори только правду, а если правду сказать невозможно, лучше промолчи.
  8. Спешите делать добро, спешите друг другу на помощь.

Классный руководитель. По результатам тестирования можно сделать вывод. Что вы верны данному слову, предупредительны к старшим, говорите только правду. Я думаю, что эти черты характера вы сохраните на всю жизнь.

Классный руководитель. Как вы понимаете слова: “Добро должно быть с кулаками”? 
(Чтение и обсуждение стихотворения С. Куняева “Добро должно быть с кулаками…”.)
Послушайте стихотворение С. Куняева “Добро должно быть с кулаками”.


Добро должно быть с кулаками, 
Добро суровым быть должно, 
Чтобы летела шерсть клоками 
Со всех, кто лезет на добро. 
Добро – не жалость и не слабость, 
Добром дробят замки оков. 
Добро не слякость и не святость, 
Не отпущение грехов. 
И смысл истории – в конечном, 
В добротном действии одном: 
Спокойно вышибать коленом 
Не уступающих добром

Классный руководитель. Как вы понимаете слова: “Добро должно быть с кулаками”?

Классный руководитель. Из сказанного вами можно сделать вывод : добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках). Так что добрым быть нелегко.

Помните, как у героя А. Барто “Вовка – добрая душа”.

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.

Классный руководитель. Ребята давайте с вами вместе составим правила доброты.

  1. Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.
  2. Прощать ошибки других..
  3. Не жадничать.
  4. Жалеть других.
  5. Не завидовать.
  6. Помогать людям.
  7. Делиться последним с другом.
  8. Защищать слабого.
  9. Прощать ошибки другим.

Классный руководитель. Так почему же мы должны спешить делать добро? 
(Высказывания обучающихся.)

Классный руководитель. Потому что добрые дела просто нельзя откладывать на потом. Их нельзя запрограммировать. Делать добро надо сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра.

Вчера – ушло от нас,
А завтра – не настало.
Есть лишь идущий час,
И этого немало!

Лучше жалеть о том, что ты уже сделал, чем о том, что ты мог, но не сделал. Есть такая поговорка: “Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня”.
Послушаем пожелания ребят

Других не зли и сам не злись,
Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так – смирись,
Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой!
Ведь в мире все закономерно:
Зло излучённое тобой,
К тебе вернется непременно!

Не обижай людей – придёт расплата.
Нам счастья не сулит обида чья-то.

Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится.

Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь-это море из благих деяний.
Построй корабль и по волнам плыви.

И в заключении, пускай сегодня в нашем классе вырастет дерево доброты, а плоды его – это ваши добрые пожелания всем нам, нашим гостям. 
– Давайте пожелаем друг другу добра. (Ребята по очереди прикалывают на дерево плоды и произносят добрые пожелания.)

Классный руководитель. Вот таким у нас получилось дерево доброты. Я надеюсь, что все ваши пожелания от чистого сердца.

В заключение хочется 
Всем пожелать здоровья, 
Надежды, веры, доброты.
Пусть будет дом согрет любовью
И все исполнятся мечты!

В заключении давайте исполним песню “Дорогою добра”, сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1: БОТАНИКА (разделы А10-А12, В2, В4, С3 в ЕГЭ по биологии)

  • 1.1. Вводное занятие по ботанике. Строения растительной клетки.
  • 1.2. Типы растительных тканей.
  • 1.3. Строение и функции корня высших растений. Видоизменения корней. Побег и почка.
  • 1.4. Строение и функции листа. Фотосинтез: основные этапы.
  • 1.5. Стебель. Его строение и видоизменения.
  • 1.6. Вегетативное размножение. Строение и разнообразие цветов, плодов и семян.
  • 1.7. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли.
  • 1.8. Царство грибы, их разнообразие.
  • 1.9. Водоросли (зеленые, красные, бурые). Лишайники. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны.
  • 1.10. Голосеменные. Покрытосеменные (двудольные и однодольные; краткая характеристика основных семейств).

Отработка заданий разделов ЕГЭ по биологии А10-А12, В2, В4, С3

РАЗДЕЛ 2: ЗООЛОГИЯ (разделы А13, А14, А20, А25, В6, В7 в ЕГЭ по биологии)

  • 2.1. Вводное занятие по зоологии. Тип простейшие. Появление многоклеточных. Тип кишечнополостные.
  • 2.2. Типы плоские, круглые и кольчатые черви. Жизненные циклы паразитических червей.
  • 2.3. Тип моллюски, классы брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Тип членистоногие – общая характеристика.
  • 2.4. Классы ракообразные, паукообразные, насекомые. Основные отряды насекомых.
  • 2.5. Общая характеристика хордовых. Бесчерепные (ланцетник). Рыбы, различные классы рыб.
  • 2.6. Появление четвероногих, их постепенное приспособление к обитанию на суше. Классы амфибии и рептилии.
  • 2.7. Классы птицы и млекопитающие. Их систематические подразделения. Основные отряды плацентарных.

Отработка заданий разделов ЕГЭ по биологии А13, А14, А20, А25, В6, В7

Пробный ЕГЭ по биологии на бланках Федерального Центра Тестирования в конце первого семестра

РАЗДЕЛ 3: АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ (разделы А1-А9, А15-А19, В2, В1, В5, В6, С2, С5, С6 в ЕГЭ по биологии)

  • 3.1. Вводное занятие по анатомии и физиологии. Основные типы тканей человека. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышцы.
  • 3.2. Система крови. Функции форменных элементов. Иммунитет. Свертывание. Кровеносные сосуды.
  • 3.3. Сердце, регуляция его деятельности. Лимфатическая система. Дыхательная система.
  • 3.4. Система пищеварения, роль различных органов. Питание (белки, жиры, углеводы, витамины).
  • 3.5. Выделительная система. Почки: их строение и регуляция деятельности. Покровная система. Терморегуляция.
  • 3.6. Строение нервной системы. Спинной мозг и его функции. Головной мозг и функции различных его отделов.
  • 3.7. Вегетативная нервная система. Органы чувств (зрение, слух, чувство равновесия, вкус, обоняние и др.).
  • 3.8. Физиология высшей нервной деятельности. Физиологические основы психической деятельности.
  • 3.9. Железы внутренней секреции. Половые железы. Развитие эмбриона человека. Развитие новорожденного


РАЗДЕЛ 4: ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ (разделы А20-А36, В3, В8, С1, С2, С4 в ЕГЭ по биологии)

  • 4.1. Вводное занятие по общей биологии. Эволюционная теория. Эпохи и периоды развития жизни на Земле.
  • 4.2. Происхождение человека (антропогенез). Основные понятия и проблемы экологии.
  • 4.3. Экология: роль абиотических факторов. Пищевые цепи. Ноосфера. Клеточная теория. Происхождение клетки.
  • 4.4. Разнообразие внутриклеточных органелл. Основные классы веществ, составляющих клетку. Особое значение белков и ДНК.
  • 4.5. Энергетический обмен в клетке. Гликолиз и дыхание. Роль митохондрий. Фотосинтез: темновая и световая стадии.
  • 4.6. Процессы редупликации и транскрипции. Генетический код. Трансляция, роль рибосом.
  • 4.7. Размножение клеток. Митоз. Образование половых клеток. Мейоз. Эмбриологическое развитие хордовых.
  • 4.8. Основы генетики. Законы Менделя. Сцепленное наследование, кроссинговер, генетика пола. Полимерное наследование.
  • 4.9. Наследственная и модификационная изменчивость. Популяционная генетика. Селекция животных, растений, микроорганизмов.















Информация

для родителей учащегося 11 класса МБОУ СОШ с. Кызыл-Арыг

о подготовке к ЕГЭ по биологии

в период с ___________ по ______________________

1. Проведено занятий по подготовке к ЕГЭ по биологии по графику: _________________

Ваш ребенок посетил занятий: _____________________

Причина пропусков: _________________________________________________________

2. Проведена диагностическая работа в форме ЕГЭ _________________________________ (дата, уровень)

Ваш ребенок получил оценку ________. Причины низкого результата: __________________________________________________________________________ __

Рекомендации по повторению материала: ________________________________________

_________________________________________________________________________________

3. Выдаются домашние задания для подготовки к ЕГЭ: _____________________________________________________________________________

Ваш ребенок домашнее задание (выполнил или нет, оценка, рекомендации):

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. На уроках отрабатывается теоретический материал программы и задания по сборникам и тестам ЕГЭ.

Необходимо отработать темы: __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

5. Ученик имеет информацию о возможности подготовки к ЕГЭ самостоятельно через сайты интернета.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель биологии:

Родители ознакомлены: ______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...

доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"

Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....

Анализ воспитательной работы в 9 классе (1 четверть). План воспитательной работы на 2 четверть.

План воспиттаельной работы соответсвует новой программе воспитанияю....