Формирование и раскрытие творческой индивидуальности через самореализацию личности каждого учащегося
учебно-методический материал

Суржко Наталья Николаевна

Формирование и раскрытие творческой индивидуальности через самореализацию личности каждого учащегося (выступление на педсовете)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и раскрытие творческой индивидуальности через самореализацию личности каждого учащегося (выступление на педсовете)

 Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.      

 Как учитель 5-х классов, я столкнулась вплотную, и в прямом и переносном смысле, с новыми стандартами, и, естественно, что классное руководство в 10-м классе подтолкнуло к некоторой рефлексии и осмыслении воспитательных целей и задач, и требований к модели выпускника современной средней школы.  

 Что такое школа? Ответ на этот вопрос, наверняка, знает каждый. Любой человек скажет, что школа – это учебное (образовательное) учреждение, по окончанию которого вручается «Аттестат зрелости». Однако это далеко не все. И аттестат – это вовсе не единственное приобретение, полученное за школьные годы. Школа – это не просто образовательное учреждение, школа – это, прежде всего, маленькая модель большого мира!

            В той системе координат, в которой существует наша новая школа (и в кавычках и без) ведущим является системно-деятельностный подход. Я не буду цитировать полностью его основополагающие принципы, но в рамках темы моего выступления, отмечу один из них:  развитие учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.

     В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию основ социальных компетенций  (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание), чему способствует приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.      

          Немалую роль в формировании гражданского сознания, опирающегося на личный опыт школьников, могут сыграть различные формы ученического самоуправления.

             Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью ученики получают возможность влиять на школьную жизнь, а это в свою очередь формирует у них понимание собственной значимости и понимание того, что каждый из них может что-то изменить. Во взрослой жизни осознание этого очень важно. Активная жизненная позиция – вот залог успеха современного школьника, да и не только школьника. Более того, участие в школьной жизни вырабатывает у ребят и такие качества и умения как: трудолюбие, умение работать в команде, умение преподнести себя, умение уважать других и многие другие. А без этих качеств никто еще не смог достичь успеха. 

В детях формируется понимание того, что от их действий зависит не только их собственная жизнь и благополучие, но и жизнь и благополучие других людей. Вот почему так важно сформировать поведенческие навыки в школе, которые выступали бы основой для формирования личности. При этом гимназия  выступает своеобразным жизненным полем, где у учащихся приобретаются навыки социального опыта: формируется   мировоззрение; расширяется кругозор, повышается социальная активность,  личное практическое участие  в улучшение социальной ситуации в местном сообществе;  происходит установление новых способов социального взаимодействия с миром взрослых. 

Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
        Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
              Как классный руководитель, я направила свои усилия на создание воспитательной системы класса, системообразующим фактором которой является создание ученического самоуправления.

Формирование и раскрытие творческой индивидуальности обучающихся осуществляется через самореализацию личности каждого гимназиста по следующим направлениям деятельности: социальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное.

         Органы самоуправления - актив класса - избираются в соответствии с действующими направлениями воспитательной работы, под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. У каждого есть свои обязанности. Актив класса составляют мэр, заместитель, министры, ответственные за учебно-научную деятельность, спорт,  здоровый  образ жизни. Органы классного самоуправления готовят и проводят  классные собрания, разрабатывают и реализуют  программы для участия в  общегимназических  мероприятиях,    анализирует  деятельность своих   членов. 

«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.

Функции родительского комитета:

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллекти-тива; 
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-вос-питательного процесса; 
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий; 
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

        Самоуправление в нашем классе базируется на следующих принципиальных пози-циях:

1. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

2. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравствен-ных принципах.

3. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

4. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

5. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

6. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

 Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить задатки и творческие способности.

Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя. 

Результатом эффективной деятельности  ученического самоуправления   являются призовые места и блестящие победы в творческих и  спортивных  проектах, и как результат – лидеры конкурсов «Самый классный класс».

Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. 

  Чтобы ребята росли счастливыми, надо помочь им стать успешными.

             В отношениях с детьми я как учитель и классный руководитель соблюдаю следующие правила:

1. уважаю личность ребёнка;

2. принимаю его личные цели, запросы и интересов;

3. понимаю понимания и уважаю каждый моменту жизни ребёнка;

4. предоставляю ребёнку возможности задавать вопросы и получать ответы;

5. ориентирую на потенциально - возможные успехи ребёнка.

Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут.

                                                        Януш Корчак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Данная статья представляет опыт работы педагога над методической темой.В работе автор:раскрывает содержание этапов работы над методической темой;приводит данные исследований и диагностики учащихся, пр...

Опыт работы по теме: "Организация творческой деятельности учащихся как средства самореализации личности"

Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно ориентированному, в основе которого лежит индивидуально-личностный принцип, определяющий пол...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС.

Статья посвящена формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка. Перечислены виды деятельности и формы работы, помогающие развивать творческие способности учащ...

Развитие творческого потенциала и самореализация личности учащихся

Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии  высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со...