Повышение инициативности школьников на классных часах
классный час

Домброва Ольга Александровна

Материал посвящен повышению заинтересованности обучающихся, а также увеличению их вклада в подготовку и проведение обучающихся в ходе проведения классных часов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_kl_chasy.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение инициативности школьников на классных часах

        Классные часы в школе – дополнительное время, в которое мы можем что-то рассказать, сообщить, предупредить и научить школьников. Мой немалый педагогический стаж научил ценить каждую минуту как урочного времени, так и времени, отпущенного на внеклассные мероприятия. И сделать классные часы не только интересными, но и эффективными – одна из непреходящих задач классного руководителя.

        Что определяет эффективность? В первую очередь – заинтересованность, поэтому, определяя следующую тему классного часа, я обязательно советуюсь со своими учениками.

        Сначала такая тактика вызывала безразличную покорность, мол, что скажете, то и будем делать. Но мое требование самостоятельного выбора привело к тому, что они в очереди стоят на создание собственного классного часа. А, получив их интерес, я смогла ввести его в русло общешкольного плана воспитательной работы.

        Еще один плюс – при подготовке материала необходимо пользоваться различными программами, например, все мои ученики освоили Power point.

        И еще один плюс – все авторы классных часов получили бесценный опыт первых публичных выступлений. Ведь это совсем не просто – выбрать тему, которая тебя интересует и донести всю ее прелесть до товарищей, да так, чтобы тебя поняли. А что значат слова «чтобы тебя поняли», никакому учителю объяснять не надо, это умение, которое нарабатывается годами, и которое необходимо каждому современному человеку.

        Темы брали очень разные, хочу привести наиболее яркие примеры. «Заброшки» и «Московские подземелья» - темы жутковатые, одна Ховринская больница чего стоит, но в их русле можно предостеречь об опасностях личного посещения таких мест, расширить знания по истории родного города, родной страны. Благо я всегда оставляю время для собственного выступления, ведь готовим классные часы мы, конечно, вместе.

        Кстати, именно эта тематика дала мне возможность перейти к московской архитектуре и истории. Переход получился плавный и учениками незамеченный.

        На «ура» прошла тема «Мои домашние животные». Как оказалось, мальчишки обожают своих котов, собак и хорьков не меньше, чем девочки. Наблюдать, как меняются их лица, как они начинают светиться добротой – дорогого стоит. А ведь именно доброта является в наше время одним из первостатейных дефицитов. И опять – желание рассказать про своего хорька, да так, чтобы товарищи поняли и заинтересовались служит не только становлению речи, но и вырабатыванию умения контролировать то, что ты говоришь, контролировать громкость голоса, видеть и оценивать заинтересованность аудитории, этот список можно продолжать бесконечно.

        Я считаю, что подобная работа может служить альтернативой бесконечному зарабатыванию «лайков» в сети, ведь получить признание своих одноклассников не менее заманчиво, чем вытрясти из равнодушных незнакомых пользователей энное количество «лайков».

        Пользуясь тем, что каждый хочет рассказать именно про себя, были созданы циклы «Происхождение моей фамилии», «Деды и прадеды в годы Великой отечественной войны», которые дали мне возможность перейти к военной тематике и к тематике биографий великих людей.

        Конечно, большой интерес вызывает обучение в других странах. На этих классных часах дети поняли, что учеба нигде не сахар, вкалывать везде необходимо. Особо волновало сравнение зарубежного образования с отечественным.

        И еще – можно как мантру повторять слово «толерантность», но так и не достучаться до слушателей, а можно предложить тему «Мировые религии», и тогда услышишь  высказывания типа: «А ислам очень похож на христианство, да мы вообще ничем не отличаемся», и здесь рассказать про авраамические религии, про то как формировались разные цивилизации, как заимствовали друг у друга, про общность языков, про единое происхождение людей на планете Земля и так далее…

        В этой статье мне хотелось поделиться опытом повышения инициативности наших школьников, опытом более тесного общения с ними, опытом понимания их интересов.

Например, один мой ученик пожелал сделать классный час на тему «Эволюция железной дороги», что мне, как учителю физики было необычайно приятно, тем более, что все это происходило до прохождения классом темы «Двигатель внутреннего сгорания». Так я узнала, что молодой человек видит свое будущее на железной дороге, желательно в качестве машиниста. Мы уже посетили электромеханический колледж работников транспорта, планируем посетить железнодорожный колледж на «Трех вокзалах».

Полагаю, что наша итоговая цель – научить, сделать так, чтобы запомнили, чтобы заинтересовались может быть достигнута не только с использованием новейших информационных способов и методов, необходимо учитывать личное общение, необходимо повышать собственную инициативность, а главное – контролировать процессы познания и усвоения и делать выводы из полученных в ходе контроля сведений.

Помните, что надо делать, когда ребенок не ест кашу, правильно – полить кашу вареньем. Вот рецепт такого варенья мне и хотелось бы вам предложить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа и презентация "О чём может рассказать дневник школьника?"

Цель классного часа: показать учащимся значение дневника как основного документа в работе школьника; предложить учащимся обсудить результаты их работы со своим дневником; воспитывать ответственность и...

Презентация для классного часа в 11 классе.Тема: Гражданская позиция школьников: что это значит?

Материал презентации к классному часу даст возможность классному руководителю расширить знания ребят о понятиях  «гражданин» и «гражданская позиция»; учить уметь рассуждать, отстаивать свою точку...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА классного часа по экологическому воспитанию младших школьников: «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»Методическая разработка экологической игры...

Презентация к классному часу_Паралимпийский урок для школьников 5-9 класса

Паралимпийские зимние игры в Сочи дают уникальную возможность использовать ведущий мировой опыт по интеграции людей с инвалидностью в полноценную жизнь российского общества. Главная задача организатор...

«Сотрудничество классного руководителя и родителей как средство повышения воспитанности школьников»

Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и восп...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...