Классный руководитель - работа с "трудными"
материал

Юдинцева Ольга Владимировна

Когда говорят о детях «группы риска», трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный руководитель в работе с «трудными».

Когда говорят о детях «группы риска», трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления — трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

     Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины каждой трудности неодинаковы.   Трудность   школьников   обуславливается   тремя    основными факторами:

  1. Педагогической запущенностью. «Это дети, которые стали жертвами психолого-педагогической безграмотности родителей и педагогов. Несправедливость учителей, длительные конфликты, отсутствие систематической воспитательной работы в школе или классе, враждебность взрослых, окружающих ребёнка в семье, - всё это может привести к такому искривлению личности ребёнка, что потребуется его перевоспитание»
  2. Социальной запущенностью. Это школьники, которые имеют криминальный опыт, формирующий антисоциальные, преступные и бесчеловечные наклонности: воришки, участники различных уличных банд, несовершеннолетние проститутки и т.д.

3) Отклонениями в состоянии здоровья.

     В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других - их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

     Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

     «Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

В настоящее время ведущую роль в деле предотвращения правонарушений подростков и коррекции их противоправного поведения продолжает играть общеобразовательная школа.

Воспитательная работа - неотъемлемая часть всего учебного процесса. Воспитание необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно и не важно как: взглядом, жестом, разговором, взаимопониманием, - только тогда будет результат. Когда-то В.Г.Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти слова не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещѐ большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.

Большая роль в воспитании «трудных детей» возложена на классного руководителя. Классному руководителю вверяется класс - обучающихся одного возраста, осваивающих одну образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного направления. Классный руководитель сопровождает развитие вверенных ему детей данной группы до момента завершения учащимися школьного образования.

Работа педагога, на которого возлагается функция классного руководителя, заключается в педагогическом сопровождении индивидуального становления и развития личности школьника в процессе получения им образования.

Цель работы классного руководителя - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности обучающегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жизнь, в том числе и «трудных детей».

        В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

        Неадекватные возрастным особенностям подростков воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личностные недостатки.

Что делать в этом случае?

        Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов подростка  и сообщества сверстников.

        Подростковая лень, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость - особый объект внимания учителя: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться на нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений - вот заботы педагога  в работе с подростковым "трудным" детством.

        Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает подростка  возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

В этом случае Необходимо личное общение с подростком, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей. Главное условие для этого - высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Считаю, что общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к обучающемуся. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным подросткам.

К благополучным детям

К «трудным» детям

1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

Любить и уважать «трудных» сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями; говорить с «трудным» как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с «трудным» оптимистическую гипотезу, верить в  его исправление: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

2.Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, чтобы  каждый ученик чувствовал  себя личностью, ощущал  внимание лично к нему.

Предоставлять  возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон; организовать переубеждение на его собственном опыте.

3.Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков подростка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба  его личному достоинству.

Предъявляя требования к «трудному», нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить; быть искренним, не лицемерить, не морализировать, не унижать его.

4.  Создавать атмосферу "успеха", помогать им  учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

Вызывать, искать все положительное в «трудном», опираться, делать ставку на проявление чувств; не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков.

5.Учить обучающегося видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

Всячески поддерживать усилия «трудного» по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогиче ские ситуации; вовлекать и включать его  в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

6.Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

Влиять на «трудного», прежде всего, примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям,  сверстникам; беречь их тайны, не предавать, требовать от себя больше, чем от окружающих.

        Несмотря на то, что в положениях личностного подхода звучат в основном мотивы доброты и мягкости, любви и уважения  нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение, сюсюканье и заискивание перед учениками или панибратство. Крайности воспитательного стиля противопоказаны в педагогике.

        Должны соблюдаться определенные границы и ступени (степени) личностного подхода.

        Для большого диапазона личностных качеств между «Я» положительным и «Я» отрицательным эффективнее всего оптимистический подход, поощрение, успех. При наличии отрицательной Я-концепции абсолютно противопоказано принуждение, требуется поиск положительного в личности, вера и понимание душевного состояния подростка.

       

Основные направления работы классного руководителя

с детьми «группы риска».

     Все педагоги сталкиваются в работе   с подростками с трудностями, которые вызваны особенностями   поведения   детей:   неадекватность   поступков,   склонность   к   конфликтам, эмоциональная   неустойчивость,   резкие   колебания   самооценки,   аффективные   вспышки, пристрастие к шоковым эффектам, повышенная критичность по отношению к окружающим, особенно к родителям и учителям, отвращение к запретам и поучениям.  Уже одно это перечисление говорит о том, что воспитывать подростков нелегко. Вместе с тем многие учителя умеют продуктивно и эффективно работать с подростками, потому что проявляют терпение и знают об их возрастных особенностях.

Мой алгоритм работы классного руководителя с детьми «ГРУППЫ РИСКА»

  1. Сбор  информации,  изучение личного дела,  анализ  влияний  окружающей  жизни.  На этом  этапе осуществляется анализ проблемы: (ребенок боится экзаменов, не хочет ходить в школу...), осуществляется постановка психолого-педагогического диагноза.
  2. Формулировка целей и задач работы, оценка и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на ребенка на его социальную ситуацию (беседы, консультации, игры, тренинги и т. д.). На этом этапе необходимы нейтрализация или хотя бы ослабление отрицательных влияний, создание нужной установки, отношения к себе, к тому или иному явлению (фактору, влиянию), к другим.
  3. Составление плана работы с указанием сроков, методов воздействия.
  4. Реализация плана:

- включение в воспитывающую общественно значимую деятельность,

- оптимизация общения в ходе воспитательного процесса,

- преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе, в семье,

- изменение классным руководителем стиля взаимодействия с обучающимся, с коллективом,

- регулирование отношений с семьей, с лицами ее заменяющими.

- анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций,

- дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.

  1. Осуществление промежуточного контроля, оценка полученных результатов, корректировка плана.
  2. Подведение итогов работы.

При разработке стратегии работы с такими детьми учителям и родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого - компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения «трудного» ребенка, т.е. понять его.

Это этап понимания проблемы, этап выяснения причинно-следственной связи поведения «трудного» школьника.

Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к «трудному» ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий  подход к выбору нестандартных стратегий вашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными    и    нормальными    для    педагогов    и    родителей    и    вряд    ли демонстрируемое  школьниками поведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога  и родителя увидеть   себя глазами ребенка,   поставить   себя   на   его  место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.

Третий этап - этап применения воспитательных воздействий к «трудному» школьнику – будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребёнок пожелает изменить свое негативное поведение.

     Итак,  понять,   принять,  помочь - основа психолого-педагогического подхода к «трудному» ребенку.

Для детей «группы риска» очень важно:

  1. Освобождение от груза негативных переживаний.
  2. Восстановление позитивного отношения к миру.
  3. Актуализация потенциальных ресурсов ребёнка.

             При работе с этими детьми, следует помнить о том, что у большинства из них - очень сложная семейная ситуация:

 -некоторые из них потеряли родителей;

-семьи этих детей испытывают жилищные и материальные затруднения;

-многие родители, сами находятся в постоянном стрессе, и не могут в полном объёме помочь своим детям.

Необходимо:

  1. Обсуждать с ребенком особенности состояния его близких, помочь понять истоки этого состояния и убедить в том, что он не является их причиной, так как дети склонны испытывать вину за происходящее с их родителями.
  2. Обсудить с ребёнком возможное расширение круга его интересов, занятий, в которых он мог бы проявить свою успешность и способности.
  3. Постараться обеспечить ребёнку поддержку со стороны сверстников, значимых взрослых, родственников.
  4. Постараться помочь ребёнку осознать свои трудности, позволить выразить свои мысли и чувства.

      Бывает и так, что ребёнок рассказывает о причинах своего состояния и поведения, но мы не слышим его, мы не умеем слушать. Поэтому, очень важно овладеть приемами «эмпатического слушания».

Во всех случаях, когда ребёнок обижен, расстроен, рассержен - первое, что необходимо сделать, дать ему понять, что вы понимаете его переживания, «слышите его», сопереживаете ему.

Мною была создана воспитательная система класса, которая активно реализуется через

разнообразные формы и методы воспитательной работы: серия классных часов, индивидуальных бесед, мероприятий, поездок, походов, спортивных игр, коллективных творческих дел, трудовых десантов. Что, как не эти формы работы с детьми, помогают ребятам раскрыться, утвердиться среди сверстников, чувствовать себя уверенными, нужными, любимыми.

Уделяю внимание профилактике подросткового курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании (кл. часы «Опасность вредных привычек», «Преимущества здорового образа жизни», «Спайсы», «Наркомания - знак беды. Последствия употребления» и др.)

         В каждом мероприятии важно предоставить возможность каждому школьнику получить объективную информацию о правах и ответственности несовершеннолетних в современном мире, подросток узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.

Подобные правовые всеобучи прививают детям навыки правильного поведения в каких-либо конфликтных ситуациях.

Неприятных происшествий, которые могут произойти с подростком, не счесть, мы учим их не только как действовать в той или иной ситуации, например, если тебя

задержала полиция, но, самое главное, как их избежать, живя в ладу с законом.

Провожу классные родительские собрания, индивидуальные беседы по волнующим родителей вопросам.

Несмотря на проделанную работу, имеются отрицательные стороны: вот уже второй год стоит на учете в КДН один из учеников (Буртник С.).  Вопрос о снятии его с учета не раз поднимался на педагогическом совете, но ходатайство так и не было удовлетворено. Очень хочется, чтобы ситуация изменилась.

Заканчивая свое выступление, хочу сказать: любой человек должен научиться быть уверенным в себе, находя выход из трудного положения, и задача классного руководителя направить и подсказать подросткам правильные пути решения запутанных ситуаций.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через взаимодействие школы, семьи, детского дома» Классный руководитель – работа с «трудными»

Слайд 2

ГРУППЫ РИСКА I гр. Дети, лишённые родительского попечения в результате физического или социального сиротства. («Социальное сиротство» - осуществлённое по закону изъятие ребёнка из семьи в связи с необеспечением родителями заботы, ухода, воспитания своих детей и/ или угрозой их здоровью, психическому состоянию и благополучному развитию). II гр. Дети, пострадавшие от различных форм насилия (пренебрежение в удовлетворении их биологических и социальных потребностей, физическое, сексуальное насилие, жестокое обращение). III гр. Дети, вовлечённые в криминальную среду и проявляющие криминальную, противоправную, асоциальную активность (совершение правонарушений) до возраста достижения уголовной ответственности, подростки-правонарушители, дети, отбывающие наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях. IV гр. Дети с особыми потребностями и особыми условиями социализации в результате дефектов их физического или психического развития (дети-инвалиды, дети с умственной отсталостью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другими формами дефектов). V гр. Дети - жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях.

Слайд 3

В группу риска также часто попадают дети: находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, с отклонениями в поведении; дети с проблемами в школьной адаптации, испытывающие трудности в обучении. дети, имеющие опыт употребления психоактивных веществ (ПАВ).

Слайд 4

Педагогическая запущенность. Это дети, которые стали жертвами психолого-педагогической безграмотности родителей и педагогов. Несправедливость учителей, длительные конфликты, отсутствие систематической воспитательной работы в школе или классе, враждебность взрослых, окружающих ребёнка в семье, - всё это может привести к та­кому искривлению личности ребёнка, что потребуется его перевоспитание.

Слайд 5

Социальная запущенность. Это школьники, которые имеют криминальный опыт, формирующий антисоциальные , преступные и бесчеловечные наклонности: воришки, участники различных уличных банд, несовершеннолетние разбойники, проститутки и т.д. Отклонениями в состоянии здоровья.

Слайд 6

Три признака «трудных детей» Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения . Во-вторых , это дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корректируются . «Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Использование ТРКМЧП в деятельности классного руководителя.Работа с родителями

Тема родительского  собрания «Отцы и дети» - это тема взаимоотношений, общения, взросления, развития личности не только ребенка, но и родителей....

ПАМЯТКА «Как классному руководителю работать с педагогически запущенными детьми»

ПАМЯТКА«Как классному руководителю работать с педагогически запущенными детьми»...

Условия успешной деятельности классного руководителя. Работа с детьми "группы риска".

Условия успешной деятельности классного руководителя. Работа с детьми" группы риска". Суицидальные склоннсти подростка....