Урок-рассуждение "Правильное питание"
план-конспект занятия (5 класс)

Жернокова Юлия Алексеевна

Рассуждение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_rassuzhdenie_pravilnoe_pitani_e.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

"Правильное питание"

Цель: помочь обучающимся понять значение правильного питания.

Задачи: Воспитывать у детей стремление к здоровому   питанию. Формировать интерес к здоровому образу жизни. Развивать кругозор обучающихся.

Ход классного часа.

Ребята, сегодня на классном часе, поговорим с вами о самом важном для нашего организма, без чего существование человека невозможно, речь пойдет о питании.

Вопрос о правильном рационе питания детей школьного возраста волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих детей. Карманные деньги, выдаваемые на «мелкие расходы», чаще всего тратятся на вредные «вкусности», а значит, нужно не только придирчиво изучать меню в школьной столовой, но и самим составить такой рацион питания, при котором все потребности растущего организма будут удовлетворены в полной мере.

Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка. Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий и большой траты времени не только в школе, но и дома.

Море информации (чаще, к сожалению, ненужной), обрушивающейся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Как сохранить здоровье ребёнка, помочь ему справиться со всеми нагрузками?

Помните древнее выражение – «Ты есть то, что ты ешь»? Как ни странно это не звучит, но питание играет в жизни любого человека очень важную роль, а уж в жизни ребёнка – тем более.

Правильное питание школьника – залог его здоровья, успеваемости и нормального развития. По мнению диетологов, ребёнок, учащийся в школе, должен есть не менее 4 раз в день, причём завтраки, обеды и ужины обязательно должны включать в себя горячие блюда.

Школьники проводят по полдня вне дома, а некоторые – и вовсе весь день, оставаясь в продлёнке. Задача родителей – накормить ребёнка правильным завтраком и ужином и дать с собой не только вкусный, но и полезный «тормозок».

Составляя рацион для школьника, необходимо помнить о балансе важных питательных веществ и витаминов. Но для начала давайте вспомним, для чего нужны эти вещества и где они находятся.

Чем кормить школьника

Чем же кормить школьника? По мнению врачей-педиатров, каждый ребенок должен получать с едой полный набор необходимых микроэлементов и витаминов. На столе в обязательном порядке должны быть молоко, творог, масло - в них содержится витамин A, важный для иммунитета, зрения, работы желудочно-кишечного тракта. Провитамин А, из которого в организме синтезируется витамин A, есть в шпинате, моркови, помидорах, салате, зеленом горошке, петрушке, фасоли.

Многие мамы, боясь, что ребенок потолстеет, ограничивают его в хлебе. На самом деле хлеб детям необходим - в нем есть витамин B1, ответственный за выносливость, крепкую нервную систему, нормальный обмен веществ. Без него школьник будет быстро уставать и не осилит науки. Врачи-педиатры советуют приучать ребенка к хлебу пшеничному из муки грубого помола или ржаному (если нет запрета или ограничений со стороны гастроэнтеролога!) - именно в данных изделиях больше витаминов группы B. Крупы, дрожжи, горох, свинина, курятина тоже содержат витамин B1. Необходим растущему организму и витамин B2 (участвующий в белковом обмене) - его необходимо искать в твердом сыре или мясе.

Что бы частые простуды не выбивали школьника из учебной колеи, обеспечьте его запасами витамина C - цитрусовыми, сладким перцем, капустой, клюквой, черной смородиной, крыжовником, малиной, другими фруктами и ягодами.

Выходить к доске, как на праздник, поможет витамин Р укрепляющий нервы. Его источники - рис, картофель, пшено, ячмень.

Нужен детворе и витамин K, для обеспечения нормальной свертываемости крови. Это vita-вещество находится в зеленых лиственных овощах.

И, конечно, ребенку нужно хорошо расти. В этом ему помогут витамин Е (зеленый горошек, растительные масла, орехи, семена подсолнечника) и витамин D - он находится в яйцах (вот почему их надо давать школьнику как минимум 2-3 раза в неделю!), сливочном масле, всех видах сыра, рыбьем жире, кукурузе, пророщенных зернах пшеницы, оливках.

Важны для подрастающего поколения и микроэлементы - калий, кальций, фосфор, магний, цинк, йод, медь, железо. Их поставщики - фрукты, овощи, молочные продукты. Составляя меню школьника, следите, чтобы он получал необходимое количество углеводов, белков и жиров, причем не только животных, но и растительных.

Вышеуказанный полезный набор актуален для школьников всех возрастов, отличие лишь - в размере порций.

Первоклассникам (6 лет) будет достаточно 2000 ккал, ученикам младших классов (7-10 лет) - 2350 ккал, школьникам (11-13 лет) - 2500 ккал, подросткам от 14 лет и старше - девушкам 2600 ккал и юношам 3000 ккал. Если школьник занимается спортом, энергетическая ценность его рациона должна быть на 300-500 ккал больше. И, конечно же, весь витаминно-минеральный состав не проглатывается за один раз - школьники должны кушать 4-5 раз в день.

Существует ли связь между питанием и здоровьем? Какая? (Говорят дети).

Итак, правильное питание является непременным условием хорошего здоровья, высокой работоспособности. А неправильное питание значительно снижает защитные силы организма, ведет к преждевременному старению и может способствовать возникновению многих заболеваний, т. к. ослабленный организм подвержен любому отрицательному воздействию. Так например, обилие сладкой, пряной, острой и жирной пищи отрицательно сказывается на организме. Известно, что рак желудка широко распространен в тех странах, где едят много жаренного и часто готовят на жире, оставшимся на сковороде от предыдущего приготовления пищи. Перекиси, содержащиеся в прогорклых жирах, могут быть канцерогенными (вызывающими рак). Такое питание способствует преждевременному старению кожи и провоцирует опасные заболевания.

Что может повлиять на состояние здоровья?

(Образ жизни, состояние окружающей среды, питание и др.)

Отчего в большей степени, на ваш взгляд, зависит здоровье? Древние греки, например, мало болели, но долго жили? Отчего же им так везло?

(Пищу ели растительную, мясо употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались).

Игра “Пословицы о здоровье”

Перед вами лежат пословицы, которые между собой перепутаны. Вам необходимо найти правильное окончание каждой пословицы.

  • В здоровом теле (здоровый дух)
  • Голову держи в холоде (а ноги в тепле)
  • Заболел живот, держи (закрытым рот)
  • Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
  • Землю сушит зной, человека (болезни)
  • К слабому и болезнь (пристает)
  • Любящий чистоту (будет здоровым)

Викторина “Витамины”

  • Назовите продукты питания, которые содержат витамины.
  • Кто придумал слово “витамин”? (Американский ученый – биохимик Казимир Функ – открыл вещество “амин” - и соединив с латинским словом “Vita” (жизнь) – получил витамин.
  • Какие витамины вы знаете?
  • Что дают человеку витамины? (помогают человеку расти и развиваться).
  • Какие витамины продают в аптеках?
  • Из чего же делают на заводах витамины? (Из плодов шиповника, облепихи, моркови, тыквы, черной смородины)

Режим и организация питания школьника

Даже если ребенок получает весь витаминный арсенал, он может болеть. Важно, в какое время ребёнок получает те или иные продукты. Например, если часто пропускает занятия из-за насморка (хотя содержащие витамин C фрукты поглощает каждый день), виноват может быть неправильный завтрак. При хроническом насморке не следует утром кушать творог, йогурт, твердый сыр, сырые овощи, цитрусовые, бананы. Их нужно есть позже - на второй завтрак или не полдник. Утро в этом случае надо начинать с каш (овсяной или пшенной). Причем геркулес стоит варить, а не запаривать водой или молоком: потребуется больше энергии для его переваривания.

Важно сколько ребенок пьет воды. У растущего организма немалые потребности в воде. Ученики младших классов должны в день выпивать не менее 1-2 л, а старшеклассники - 2-2,5 л. Для этого кладите в портфель бутылочку с чистой водой.

А вот от спрайта, фанты и прочих сладких газировок, изобилующих синтетическими элементами, детишек желательно ограничить. У ребятишек есть тяга к сладкой воде - уж очень она вкусна. Однако, вкусное обязано быть еще и полезным. Сладкие газированные напитки лучше заменить натуральным квасом, - это энергетический продукт, богатый витаминами, поэтому он очень нужен детям и подросткам. Заметили, что питание рифмуется с воспитанием? Огромное значение имеет психологическая «погода»: то, как подается еда и в какой обстановке поедается.

Детвора обладает природным чутьем что, когда и как им необходимо есть. Родители, увы, частенько их одергивают, лишая полезных привычек. Так, многим детям нравится жевать хлеб после, а не во время еды (что отлично сказывается для его усвоения). Взрослые же заставляют заедать хлебом различные блюда.

Часто детишки едят медленно, тщательно пережевывают пищу. Родители подгоняют их - от этого у детей портятся желудки. Нередко ребенок чувствует, сколько надо ему съесть, и большую порцию, отставляет в сторону. А родители заставляют съедать все. Отсюда у многих дошколят и школьников лишний вес. Впрочем, цивилизация берет свое - у детей формируются вредные пристрастия в питании. И в каждом возрасте - свои.

Вредные привычки в питании школьников

У младших школьников проявляется непомерная тяга к киндер-сюрпризам, шоколадным батончикам и прочим соблазнам в ярких обертках. При этом 7-9-летки могут с большой неохотой есть картошечку, котлетки, приготовленные дома.

Почему? Ребятишкам сахар нужен для нормального роста, поэтому в обожании шоколадок нет ничего необычного. Плюс ко всему для детей в еде важна эстетика их привлекает все необычное и феерическое. Но есть и более глубинные причины. Возможно, родители перекармливают ребенка, заставляют его есть. Вот у него и формируется протест против супов да отбивных, а выражается он в тяге к конфетам да эклерам.

Что делать? Многие фабричные сладости содержат химические добавки, абсолютно не нужные детскому организму. Ребятишек стоит отучать от покупных лакомств. Как именно - это дело каждой семьи, тут подход индивидуальный. Главное - без давления и угроз. Попробуйте метод замещения: вместо магазинных кондитерских чудес предлагайте ребенку домашние пироги, торты. Чаще покупайте фрукты, ягоды, а также изюм, курагу, прочие натуральные вкусности. Кстати, чрезмерная любовь к сладкому может сигнализировать о сбоях в организме (к примеру, о наличии гельминтов). Поэтому, если ребенок ест конфеты килограммами, обязательно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.

Подростков-мальчиков теперь не нужно заставлять есть - тинейджеры кушают часто и с завидным аппетитом. Но есть другой нюанс. По данным социологических опросов, слабоалкогольные напитки школьники пробуют уже с 10-13 лет. Между тем, одна бутылка легкого слабоалкогольного напитка (в зависимости от крепости) равна 50-100 г водки! Алкоголь даже в

слабой концентрации уничтожающе действует на печень и подавляет выработку половых гормонов — как у юношей, так и у девушек. Посему пить его во время полового созревания нельзя.

Почему? Любой хмельной напиток на время вызывает эйфорию, заглушает психологические проблемы. А их в переходном возрасте много - неуверенность в себе, неумение общаться с окружающими и др. К тому же, алкоголь объединяет. Отрокам, которым важно «кучковаться», бутылка джин-тоника, пусть ненадолго, но помогает найти общий язык друг с другом, стать частью компании.

Что делать? Лучшая защита - это профилактика. Постарайтесь найти контакт со своим ребенком и рассказать о вреде алкоголя. Конечно же, по-дружески, без высокомерия и ультиматумов. Политика ремня и нотаций даст обратный эффект. А если это все-таки произошло, нужно увидеть психологическую причину, откровенно поговорить с ребенком, возможно, обратиться за помощью к специалисту.

У подростков-девочек иная проблема. Чтобы стать стройнее или сохранить фигуру, они исключают из своего рациона различные калорийные продукты, а порой и вовсе отказываются есть. Медики считают, что любые диеты для похудения школьницам противопоказаны - это сказывается на развитии, росте, в целом ухудшает состояние здоровья. Но мечта об идеальной фигуре оказывается сильнее разумных доводов.

Почему? Проблема тоже психологическая - комплекс неполноценности, страх оказаться отвергнутой, не вписаться в стандарты общества, неприятие своей женской сути или нагрянувших физиологических перемен.

Что делать? Направить все силы, дабы повысить у девушки самооценку: хвалить ее внешность, обаяние, способности. Склонную к полноте барышню можно записать на восточные танцы, чтобы она поняла плюсы своего телосложения и почувствовала себя привлекательной.

Ключ без права передачи в каждой семье свой. Внимание и чуткость - это, пожалуй, основные условия для того, чтобы ребенок в любом возрасте радовал отменным аппетитом.

Правильная организация питания школьников обеспечивает организм детей всеми ресурсами не только для роста и развития, но и для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. И ваш вклад, как родителей, особенно важен.

Конкурс «Найди овощ»

Работа со стихотворением “Про овощи”

Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна
И взошли семена.
Садовод любовался на всходы,
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от прохладной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огорбузы росли
Помидыни росли,
Редисвекла, челук, и репуста.

Назовите правильно, что выросло на грядках. (Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста).

Отгадывание загадок

1. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков - горох.

2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня тащи. Капуста.

3. Я рос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу - лук.

4. Яркий, гладкий, налитой, весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики – из далекой Африки – Апельсин.

5. Вкус у ягоды хорош, но сорви поди-ка: куст в колючках будто ёж, - вот и назван - ежевика.

6. Маленький, горький, луку брат - чеснок.

7. На сучках висят шары – посинели от жары - слива.

8. Я румяную Матрешку от подруг не оторву. Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву - яблоко.

 

Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других! Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию организации питания учащихся и осуществлению производственного контроля за питанием

Правительство Московской области, администрация Ленинского муниципального района и другие районные службы и ведомства проводят целенаправленную работу по формированию, сохранению и укреплению здоровья...

Рациональное питание. Режим питания.

Разработка урока по экологии в 8класс...

урок по кулинарии "Питание. Гигиена питания" 8 класс

Интегрированный урок технология - биология проводился в 8-ом классе при изуучении темы "Питание"  по биологии и раздела "Кулинария" по технологии (2 урока по 45 минут). Этот урок  помог учащ...

Система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколе...

Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.

Раздел "Домашняя экономика"Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание....