Средства реализации «чувства взрослости» у подростка 10-13 лет
методическая разработка

Макеева Александра Юрьевна

Возраст открытия «самости» - 10-13 лет, то есть младшие подростки 5-7 классов. Для него характерно «чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, которое  проявляется в потребности уважительного,  серьезного, доверительного отношения к себе со стороны взрослых. Неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового возраста. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их «чувства взрослости», оно все равно проявится, но самым невыгодным образом.

Поэтому важно создавать  ситуации, которые позволяют ребятам проявлять  инициативу, творчество, иметь право на ошибку, на свое мнение, работать в условиях альтернативы, эксперимента, диалога; создавать атмосферу доброжелательности, доверительности, искренности. 

В материале представлен опыт работы по развитию  «чувства взрослости» у подростка 10-13 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства реализации «чувства взрослости» у подростка 10-13 лет.

        Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан (Н. А. Некрасов).

        Обратимся в  глубь веков к  Аристотелю. Он написал: «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению».        А если взять нашу отечественную историю. Какие различные представления о том, кто такой гражданин! Гражданином именовали Кузьму Минина, организовавшего в Смутное время ополчение, которое изгнало поляков и подготовило почву для возрождения монархической власти. Идеал гражданина, гражданского служения воспевали цареборцы-декабристы. Во второй половине XIX — начале XX в. идеолог контрреформ князь В. П. Мещерский редактировал консервативно-монархическую газету-журнал под названием «Гражданин».

        Значит, понятие это неоднозначно. Но от этого оно не становится менее существенным.

        Вот еще  несколько мнений о том, кто такой гражданин:

  • Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и исполнять обязанности граждан.

                                                С. Смайлс, английский писатель

  •  Только честное воодушевление, только честная страсть создает человеческое величие. Где эта страсть подавлена, не ищите ни человека, ни гражданина.

                                                Н. В. Щелгунов, публицист

  • Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином.

                                                В. А. Сухомлинский, педагог

        Развернутую характеристику человека как гражданина дал русский философ, политолог и религиозный мыслитель И. А. Ильин, живший и работавший в эмиграции.

        Гражданин — это тот, кто обладает:

  • чувством собственного достоинства; внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину;
  • способностью быть истинным субъектом права; уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам и к государственной власти;
  • способностью превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.

        Значит правовая, политическая  и нравственная культуры составляют общую культуру человека,  поддерживают друг друга, усиливают одна другую. Вместе, в совокупности они и составляют гражданскую основу личности (в самом высоком смысле этого слова).

        Как же сформировать гражданскую основу человека?

        Все начинается с детства.

        «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич…» - все помнят из своего детства эту милую считалку. И выбирая того, кто будет водить в детской игре, мы осуществляем свой первый выбор. Сначала он случаен, не осознан. Но чем старше мы становимся, тем  чаще приходится задумываться над своими действиями и выбирать то из них,  от которого будет зависеть наша дальнейшая жизнь.  Это может быть и престижное учебное заведение, и хорошая работа, и выбор политического режима в стране.

        Сообщество взрослых ожидает от подростков способности понимать других людей и сосуществовать с ними на принципах равноправия и терпимости. Такое сосуществование возможно только в том случае, если у ребят развита самостоятельность, самоорганизация, самоконтроль, самооценка, самоуправление

Возраст открытия «самости» - 10-13 лет, то есть младшие подростки 5-7 классов. Для него характерно «чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, которое  проявляется в потребности уважительного,  серьезного, доверительного отношения к себе со стороны взрослых. Неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового возраста. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их «чувства взрослости», оно все равно проявится, но самым невыгодным образом.

Поэтому важно создавать  ситуации, которые позволяют ребятам проявлять  инициативу, творчество, иметь право на ошибку, на свое мнение, работать в условиях альтернативы, эксперимента, диалога; создавать атмосферу доброжелательности, доверительности, искренности. Только в этом случае могут  решаться 3 важнейшие образовательные  задачи:

  • Развитие у подростка «самости»
  • самореализация, самоопределение подростка, которое в дальнейшем поможет ему  сделать   ответственный выбор индивидуальных образовательных маршрутов и социально адаптироваться во взрослой жизни
  • формирование у подростка гражданско-патриотической позиции

Один  из вариантов формирования у подростков 10 – 13  лет «чувства  взрослости» - школьное самоуправление  - совместная  и самостоятельная деятельность школьников, которая корректируется при сотрудничестве классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога и школьного психолога.

Учащимся была предложена  практическая  деятельность в нескольких направлениях, где они могут:

  • сделать свой выбор,
  • развивать контрольно-оценочную самостоятельность,
  • коммуникативную культуру,
  • проявлять инициативу,
  • расширять свой социальный опыт, который поможет им в дальнейшем ориентироваться в окружающем мире, находить свое место в нем.

В начале учебного года классный коллектив был разделен на  несколько групп - Министерств с учетом индивидуальных интересов. Чтобы ребята могли попробовать себя в разных ситуациях, состав министерств обновляется каждую четверть. Во главе Министерства выбирается ответственный, который организует, направляет и корректирует ее деятельность.

Классным коллективом управляет Совет Министров, в который входят ответственные за каждое Министерство. Совет Министров  согласует свою деятельность с работой школы. Контролирует, оценивает деятельность Совета Министров и подводит итоги в конце каждой четверти Председатель Совета Министров и его 2 Заместителя.

Жизнь классного коллектива идет в соответствии с Кодексом класса (сводом правил, регулирующих взаимоотношения ребят, классную и учебную деятельность). Ребятам были предложены  высказывания великих ученых, философов, русские народные пословицы, пословицы других народов. И те из них, которые показались ребятам наиболее интересными, были включены в Кодекс класса.          Кодекс приняли общим голосованием, его  подписал актив класса и вывесил в классном уголке. И  теперь  на классном мероприятии Председатель Совета Министров  может обратить внимание любого ученика на то, что он не соблюдает Кодекс.

Проследить траекторию  развития ученика,  его интересы, увидеть проблему и продумать возможные варианты ее решения помогает «копилка достижений». По количеству значков можно определить активность ребят, а   по цвету –  их  интересы, кроме того,  можно оценить работу и каждой группы.

Одно из направлений практической деятельности – разновозрастное сотрудничество (шефство).  Ребятам  предлагается попробовать себя в  роли «младшего учителя» - посредника между взрослым и младшим школьником.  

Сначала ребята воспринимали ее как игру, но постепенно игра превратилась в  серьезную, ответственную, сложную  работу,  так как ставила  перед ними вполне реальные цели: научить кого-то чему-то. 

Ситуация разновозрастного сотрудничества развивает у маленьких «учителей» способность понимать позицию другого человека, по-новому видеть труд собственных учителей, вклад сверстников в общую деятельность, что в свою очередь  способствует формированию их учебной самостоятельности, является средством профилактики подросткового негативизма; а так же является одним из вариантов профессионального самоопределения ученика

Конечно главное условие создания школьного самоуправления - это поддержка родителей.

Родители класса создали  свой родительский комитет, в котором  каждый выполняет конкретную задачу и помогает  нам решать классные проблемы.

Положительными результатами классного самоуправления  можно считать следующее: улучшаются взаимоотношения между ребятами, определяются их интересы, социальные маршруты,  приходит осознание себя гражданином великой страны, патриотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувство взрослости у молодого человека в подростковом возрасте

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равнопр...

Чувство взрослости у подростков

Эссе о проблемах подросткового возраста...

Реализации программы внеурочной деятельности «Эстетика» как средства духовно-нравственное воспитание младших подростков

Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека. ...

"Такой вот подростковый возраст...Чувство взрослости"

Презентация является дополнением к семинару-практикуму для родителей детей подросткового возраста....

Классный час "Как я чувствую взрослость?"

Рассматривается  извечная проблема "Отцов и детей".Очень важная тема для подростков....

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья написана в рамках работы инновационной площадки на базе МБОУ "Баскаковская средняя школа" по теме "Воспитание ответственности в условиях сельской школы"....

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, нравственного инициативного и компетентного гражданина Росси...