Чувство взрослости у подростков
статья по психологии на тему

Корпачёв Вячеслав Викторович

Эссе о проблемах подросткового возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Чувство взрослости у подростков19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности подросткового возраста

       Я бы назвал подростковый возраст возрастом противоречий. Пресловутый «дух противоречия» просто-напросто разрывает подростков. Самое главное противоречие — противоречие между желаемым и действительным. В действительности подростки остаются детьми, но — желают быть и казаться взрослыми людьми.  Отсюда и все (или большая часть) их проблемы. Например, проблема с учебной деятельностью. «Зачем мне учиться?», спрашивает себя подросток. «Ведь взрослые не учатся [так думает ребёнок], они и так всё знают. А я — взрослый, я уже не такая малявка, которую ведут за ручку в первый (второй, третий) класс».

        Отсюда — и проблема с поведением подростка. «Я веду себя так, как я хочу», думает подросток, «ведь так ведут себя и взрослые» [так он считает]. “Хожу туда, куда хочу, хочу — обращаю внимание на замечания, а хочу — нет. Разговариваю так, как считаю нужным [отсюда — проблема нецензурной лексики у подростков]”. Отсюда же — проблема дурных привычек: курение, выпивание спиртного: «Если это делают взрослые, то почему мне нельзя? Я же взрослый!». Здесь коренится проблема подросткового нигилизма в отношение авторитета взрослых людей и вообще - «мира взрослых», мира социальных, нравственных ценностей и норм. «Я и так всё знаю — отстаньте от меня!» - кричит подросток. Хорошо, давайте отстанем от него. И что же? Он к нам приходит и говорит: «Мама, я есть хочу! Папа, дай сто рублей на школьный буфет!». - «Да ты же взрослый, иди и заработай!». «Мам, мне по русскому «двойку» поставили неправильно, поговори с учительницей!» - «Ты же взрослый, сам и поговори и объясни ей свою правоту и её несправедливость!». При мне, в дискуссии о проблемах подростков в пятом классе и их отличии от проблем взрослых один пятиклассник сказал: «Взрослый может решить свои проблемы без подростков, а подросток свои проблемы без взрослых решить не может».

        Вот в чём суть проблемы подростков: громадность амбиций при нехватке амуниции. Надо нам терпеливо и постоянно объяснять детям, подросткам — благо, ум уже у них для этого открыт, это самый возраст ментального созревания и умственного роста, — что взрослость — это не  всезнайство и вседозволенность и необоснованная претензия на них, а ответственная самостоятельность человека, отвечающего за свои слова и поступки, уважающего других людей, соблюдающего социальные нормы (моральные и правовые), сознающего пределы своих знаний и способностей и готового всегда учиться у других людей. Надо объяснять подросткам, что они — становящиеся взрослые, что человек вообще — всегда только становящийся человек, что он всегда, всю свою жизнь, будет стоять перед ответственным выбором.

    Эта проблема между объективной реальностью детства и субъективным чувством желаемой взрослости разрывает подростка, и задача нас, взрослых людей — по возможности сглаживать, заживлять этот разрыв, сделать его как можно менее болезненным как для самого ребёнка, так и для окружающего социума.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувство взрослости у молодого человека в подростковом возрасте

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равнопр...

Подростки: бунт ради взрослости

В статье раскрываются психологические особенности подросткового возраста, а также основные трудности взаимоотношений взрослых и подростков. Автор предлагает свое видение вариантов решения основных кон...

"Такой вот подростковый возраст...Чувство взрослости"

Презентация является дополнением к семинару-практикуму для родителей детей подросткового возраста....

Классный час "Как я чувствую взрослость?"

Рассматривается  извечная проблема "Отцов и детей".Очень важная тема для подростков....

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья написана в рамках работы инновационной площадки на базе МБОУ "Баскаковская средняя школа" по теме "Воспитание ответственности в условиях сельской школы"....

ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ ЗА СВОЁ ЗДОРОВЬЕ И ЧУВСТВА ДОЛГА У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание ответственного, нравственного инициативного и компетентного гражданина Росси...

Средства реализации «чувства взрослости» у подростка 10-13 лет

Возраст открытия «самости» - 10-13 лет, то есть младшие подростки 5-7 классов. Для него характерно «чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, которое...