Методическая разработка
презентация к уроку (7 класс)

Назимова Людмила Георгиевна

Методическая разработка об узнице концлагеря,проживавшей в селе Иволгинск. Материал был отправлен на международный конкурс "Холокост"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_dolgo_dumala_222.docx862.12 КБ

Предварительный просмотр:

Великая Отечественная война вошла в нашу жизнь внезапно, принесла много горя и страданий. Эти страдания  пришлось вынести детям войны. Я принимала участие в создании  книги «Дети военной поры» Это сборник воспоминаний детей войны сельского поселения «Иволгинское», он вышел в свет в 2018 году.

В конкурсе о жертвах Холокоста я принимаю участие не в первый раз. Но там участниками были мои ученики, и они были отмечены членами жюри. Сегодня я предлагаю свою методическую разработку внеклассного мероприятия об одной из узниц концлагеря, где находились остербайтеры. Зоя Никифоровна Григорьева была узницей такого трудового лагеря., проживала  в нашем селе, но мало кто знал, что она была в плену.

Конкурс очень нужный, и организаторы конкурса проводят большую работу о жертвах Холокоста. Большое им спасибо! .В своей школе я тоже ежегодно провожу конкурсы  о жертвах Холокоста. Работы  победителей конкурса   печатаются в нашей местной газете «Жизнь Иволги». В этом году была  опубликована работа  ученицы 8 класса Разенковой Анастасии «Письмо узнице концлагеря».

Судьба человека в годы Холокоста.

Цена завоеванного мира на нашей земле.

Содержание.

Введение

Основная часть

Концлагеря  для детей в годы Великой Отечественной войны

Трудовые концлагеря для «осторбайтеров»

История узницы лагеря  «осторбайтеров»

Заключение

Список использованной литературы и Интернет ресурсов.

Слово учителя: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие – убивай, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай », так говорил  Геббельс,министр пропаганды фашистской Германии,

        И они пришли, чтобы убивать!

Об узниках концлагерей  известно много, ведь это наша история. История  нашей героини- это история  об узнице концлагеря, где содержались «остарбайтеры»  Именно в таком лагере была Зоя Никифоровна Григорьева. 

Давайте вспомним о лагерях смерти в годы Великой Отечественной войны, это те лагеря, в которых содержались ни в чем неповинные дети.

Сообщения учащихся о лагерях смерти:

1.Лагерь смерти на территории о Латвии, в 18 километрах от Риги. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для немецких раненных солдат. Ежедневно, у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, вследствие чего дети быстро погибали.     Мученической смертью погибли не менее 7 тыс. советских детей. .   За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 млн человек. Каждый пятый из них – ребенок, 11 млн уничтожены.

Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика. Не по размеру огромные деревянные башмаки они их постоянно теряли, за что следовало наказание.

.        2.  Одним из детских концлагерей был. Саласпилс. -лагерь смерти на территории оккупированной  Латвии и предназначенный для массового уничтожения людей. В этом  лагере  содержали детей, которые умирали мучительной смертью.  В лагере было уничтожено более 100 000 человек. Экспертизы и свидетельские показания свидетельствуют о  фактах  истребления детей: нанесение смертельных ран; голод, который в короткий срок вызывал истощение и приводил к смерти.

Детей травили мышьяком;  проводили операции без обезболивания (в том числе по ампутации конечностей); выкачивали  кровь вплоть до наступления смерти, расстреливали; пытали; а также заставляли выполнять  бесполезный труд (перенос земли с места на место), смерть в специальных газовых камерах, установленных в автомашинах  закапывали заживо в землю,  убивали путём раздробления голов прикладами - способ, предписанный инструкцией по лагерю для убийства детей «в целях экономии боеприпасов». (на экране проецируются кадры о детях, малолетних узниках концлагерей.)

.         3.  Крупным концлагерем был Майданек, в котором тоже содержались дети. . Живущие близ Майданека говорили: «Когда шел ветер с Майданека, он приносил ужас и страх. Тогда все плотно закрывали двери и окна, невозможно было ни есть, ни пить. Это был густой запах смерти». Майданек называли «дьявольской печью». 

  Газовая камера, по мнению фашистов, самый «гуманный» вид смерти. Гораздо страшнее участь тех, на ком нацисты проводили опыты: ампутировали органы, заражали сыпным и брюшным тифом, газовой гангреной и другими инфекциями.  

4.        Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. За  грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей. Массовую  смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники. Руководили  всеми этими опытами немецкие врачи. Известен случай сращивания близнецов, чтобы получились «сиамские близнецы».

 От их экспериментов умирало до 150 человек детей в день.

В лагерях отдельно содержались дети, которых использовали  для забора крови для раненых немецких солдат. Ежедневно у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, вследствие чего дети быстро погибали.

Слово учителя:

Случаев побега из концлагеря почти не было. Бывали единичные случаи. Об одном таком  нам рассказал Михаил Александрович Шолохов в рассказе «Судьба человека» (проецируются фрагменты их фильма «Судьба человека»).

Был один единственный удачный побег из концлагеря. 11 апреля,  пленники Бухенвальда подняли вооруженное восстание и освободились сами.

(проецируются кадры фильма «Собибор»)

 В  апреле 1945 года случилось то, о чем мечтали тысячи узников фашистских концлагерей. Заключенные Бухенвальда, узнав о приближении союзнических войск, подняли восстание и вырвались на свободу. В память об этом событии 11 апреля отмечается День освобождения узников фашистских концлагерей

Мемориал[ жертвам Бухенвальда

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/87/Buchenwald_memorial.jpg/200px-Buchenwald_memorial.jpg

Памятник жертвам Бухенвальда

Сообщения учащихся

  1. Википедия : « В 1951 году на территории бывшего лагеря была установлена мемориальная плита в память об участниках лагерного Сопротивления, а в 1958 году было принято решение об открытии в Бухенвальде национального мемориального комплекса.

На сегодняшний день от бараков остался только выложенный булыжником фундамент, который указывает на место, где были постройки. Около каждого — мемориальная надпись: «Барак № 14. Здесь содержались рома и синти», «Барак № … Здесь содержались подростки», «Барак № … Здесь содержались евреи» и т. д.

Создатели мемориального комплекса «Бухенвальд» сохранили здание крематория. В стены крематория вмонтированы таблички с именами на разных языках: это родственники погибших увековечили их память. Сохранились наблюдательные вышки и колючая проволока в несколько рядов, не тронуты ворота лагеря с надписью «Jedem das Seine» (нем. «Каждому своё»)

Слово учителя:

Но дети всегда остаются детьми, даже живя в таких страшных условиях. Они очень хотели жить: вели дневники. Писали в них свои сокровенные мысли и мечтали, чтобы наконец-то ад концлагеря закончился.

       Дневник молодой девушки Анны Франк стал одной из самых читаемых книг в мире, превратив его автора в символ сотен тысяч еврейских детей, убитых в период Холокоста. (проецируются  фотографии и отрывки из дневника Анны Франк)

Маленькие узники концлагеря писали стихи не о мечте, не о счастье, не о радости, о об ужасах,  в которых они жили. Я хочу, чтобы вы послушали стихотворение маленьких  детей, которые  были  написаны  в концлагерях

 (Звучат стихотворения  узников концлагеря )

  1. Вот он садик аленький.
    Пахнут розы робко.
    Ходит мальчик маленький
    Узенькою тропкой.

И похож мальчоночка
На бутончик ранний.
Лишь бутон раскроется –
Мальчика не станет

  1. Не мягкий, сытный, ароматный;
    Который ели мы когда-то,
    А черствый, грубый, суррогатный,
    И то по двести грамм на брата.

    По двести грамм, и все, и точка —
    Ни грамма больше, ни кусочка
    За день, который длился годы
    И нес нам разные невзгоды.

    Лишь дважды в день черпак окрошки
    Из брюквы и гнилой картошки,
    И лошадиная работа
    До дрожи, до седьмого пота.

    Да, этот хлеб мы сутки ждали
    И за мгновение съедали;
    И снова ждали, ждали, ждали —
    Ах, как мы люто голодали!

    И все ж фашисты не добились,
    Чтобы мы с ними согласились
    И за буханку суррогата
    Продали совесть, честь солдата.

  1. Мы живём совсем рядом с Берлином.

Городок, окруженный водой.

Там лежит небольшая равнина,

И концлагерь стоит за стеной.

 

Тридцать два деревянных барака:

Бункер*, баня, бетриб* и ревир*.

Наши девушки ходят без якка*,

Хоть март месяц холодный стоит.

 

Мы томились у блоков в ревире.

Сердце грела нам Родина-Мать.

Что фашизм натворил в этом мире?

Люди, трудно вам всё передать.

 

Ещё ночь, а уж нас подымают.

Пьём стакан лишь горячей воды,

А потом на аппель* выгоняют.

На аппеле мы долго стоим.

 

В полосатые платья одеты.

В деревянных больших башмаках.

Рядом с нами стоят наши дети,

С детской горькой слезинкой в глазах.

 

Своё имя совсем позабыли,

Нас сверяют по номерам.

Красный винкель* мы гордо носили.

Ох, как страшен он нашим врагам.

 

Больше мужества, русские девы

Больше мужества, будьте смелей!

Лагерь смерти мы скоро покинем,

Скоро будем на русской земле.

 

Берегите же мир во всём мире.

Не позвольте фашизму взбрыкнуть.

А не то ожидает вас, люди,

Безвозвратный и каторжный путь.

 

(На экране проецируются значения слов, отраженных  в стихотворении: )

Бункер – подземное укрытие, убежище;

Бетриб – предприятие, цех;

Ревир – участок пространства на территории лагеря с чёткими границами;

Якка – куртка;

Аппель – сбор, перекличка;

Красный винкель – треугольная нашивка на одежде узников концлагерей;

round-like.

Слово учителя:

Все хотели  выжить несмотря ни на что!

На уроках мы с вами  знакомились  с великим педагогом Янушем Корчаком,  польским  писателем,  автором  детских книг «Король Матиуш» и др

(проецируются слайды с названиями книг)

. В августе 1942 он, не оставив детей из своего «Дома Сирот», вошел с ними в газовую камеру в концлагере Треблинка.

Звучит стихотворение Александра Кушнера

Когда тот польский педагог,

В последний час не бросив сирот,

Шел в ад с детьми и новый Ирод

Торжествовать злодейство мог,

 Где был любимый вами бог?

Или, как думает Бердяев,

Он самых слабых негодяев

Слабей, заоблачный дымок?

Так, тень среди других теней,

Чудак, великий неудачник.

 Немецкий рыжий автоматчик

Его надежней и сильней,

А избиением детей

Полны библейские преданья,

 Никто особого вниманья

Не обращал на них, ей-ей.

Но философии урок

Тоски моей не заглушает,

 И отвращенье мне внушает

Нездешний этот холодок.

Один возможен был бы бог,

Идущий в газовые печи

 С детьми, под зло подставив плечи,

Как старый польский педагог. 

 

Excerpt from Anne Frank's diary, October 10, 1942: "This is a photograph of me as I wish I looked all the time. [LCID: 78355]

Отрывок из дневника Анны Франк, 10 октября 1942 года: «Это моя фотография, на которой я изображена так, как бы мне хотелось выглядеть все время. И если бы это было так, у меня все еще бы оставался шанс попасть в Голливуд. Боюсь, что теперь я всегда выгляжу абсолютно по-другому». Амстердам, Нидерланды.

Слово учителя:

Зоя Григорьева была узницей концлагеря  во Франкурт-на –Одере. Такой лагерь  действительно, был. Его нацисты не называли  в прямом смысле "концлагерем", это был "лагерь для принудительного труда.

(На экране проецируется памятная доска на одном из зданий)

"В память о концлагере при франкфуртских заводах "Адлер"

Свыше 1600 заключённых разных национальностей содержались с августа 1944 по март 1945 года под охраной СС на заводах Адлер.

В конце "всеобщей войны" они были заняты в производстве вооружения и в восстановительных работах.

528 умерли от голода и холода, были приговорены и убиты, погибли во время авианалёта 8 января 1945 года.

245 "нетрудоспособных" были отобраны/увезены, они умерли в концлагере Дахау и в лагери смерти Вайхинген.

Сотни умерли во время эвакуации в концлагерь Берген-Бельзен и Бухенвальд.

Ответственность требует усилий, чтобы понять страдания мучеников.

Одно из главных зданий лагеря-завода в годы нацизма и это же здание в 2004 году

Слово учителя.

Это был лагерь на окраине города. Бараки, огороженные колючей проволокой, а по углам вышки с охраной. Заключенных располагали в лагере полосами, разделенными проволокой: русские, французы, поляки, бельгийцы.. 

Слово «остарбайтер»   стало применяться в годы войны.

Военному хозяйству фашистской  Германии в годы войны требовалась рабочая сила. Вот тогда и появилось такое понятие, как "остарбайтер", в переводе – рабочий с востока., сокращённо — осты.

В 1942 году начались массовые облавы и угон молодежи в трудовое рабство в Германию. Добычей фашистских вербовщиков стали молодые люди, в основном 1923-1927 годов рождения. Хватали людей по внешнему виду, поэтому рабами стали многие подростки младше 14 лет. Часто в рабство уводили целые деревни и села с оккупированных территорий. Среди такой молодежи и оказалась Григорьева Зоя.

В неволе люди проживали от двух до трех лет. После освобождения из некоторых бывших узников были сформированы батальоны и отправлены эшелонами на Восток. Как им говорили :  "На войну с Японией". Все они прошли фильтрацию  и  находились под присмотром органов НКВД и не имели права выехать к себе на родину даже в отпуск. Так продолжалось вплоть до хрущевской оттепели.

Сообщения учащихся  о  привлечении советских граждан на принудительных работах

  1. Общее число принудительных трудовых лагерей в «третьем рейхе» во время войны оценивается цифрой 20000. К середине 1944 г. по официальной статистике в Германии находилось 5,7 миллионов иностранных рабочих. Две трети из них были из Польши и Советского Союза
         Среди рабочих, угнанных в Германию, поляки и советские граждане имели особый статус. Они должны были постоянно носить нашивки с надписью «поляк» или «остарбайтер». Их размещали в лагерях. Право свободного передвижения даже в свободное от работы время было ограничено. Контакты с немцами, выходящие за рамки рабочей деятельности, запрещались. Нарушение этих мер каралось, часто смертью.

2..Шансы на выживание «остарбайеров» зависели от того, когда и где они работали. Остарбайтеры  использовались  как дешевое сырье, которое можно было заменить в любое время.
          Чем неблагоприятнее развивались военные события для Германии, тем больше внимания уделялось производительности труда «остарбайтеров».

        Слово учителя:

 После освобождения  из плена остарбайтеры  страдали из-за   несправедливости  со стороны наших властей, так как это было значительно труднее вынести, чем будучи оставленным на произвол врагу.

Может быть, поэтому Зоя Никифоровна никогда не говорила, что она была в плену.
СТИХ, НАПИСАННЫЙ  В  КОНЦЛАГЕРЕ  МОЕЙ  БАБУШКОЙ  В 1944 ГОДУ

https://flot.com/publications/books/shelf/germanyvsussr/images/219.jpg
Немцы тем временем создавали вот такие   пропагандистские плакаты для вербовки советской рабочей силы.


(На экране проецируются данные из
 протокола совещания уполномоченного по 4-летнему плану Германа Геринга 7.11.1941 г. относительно использования советских гражданских рабочих.)

Секретно Копия
      Совещание 7. 11. 1941 г. об использовании труда советских русских.
Для использования труда советских русских рейхсмаршал дал следующие директивы о свободном  русском рабочем:.
         Использование и обращение на практике не должно отличаться от обращения с военнопленными. Признается целесообразным для обеих категорий достижение хорошего качества работы посредством раздачи в ограниченном количестве высококачественных продуктов питания.      Достаточное привычное питание является главным и для свободного рабочего.
       При создании условий для работы свободного русского надо учитывать следующее:

1. Он может получать немного карманных денег.

2. Должно быть обеспечено содержание членов его семьи.

3. Поскольку его рабочая сила предпринимателю обходится дешево, можно продумать с работодателем вопрос денежной компенсации.
   
Давно осевшие жители из Прибалтики могут иметь льготы.( именно такой рабочей силой и была Григорьева З.Н.) Их наличные доходы могут быть соотнесены с зарплатой работающих на рейх поляков. При этом следует учитывать общий уровень зарплаты в восточных землях.
4
. Украинцев не следует выделять из остальных. Фюрер распорядился в будущем больше не освобождать их из плена.
5. Использование русского труда  ни в коем случае не должно влиять на проблему заработной платы в восточных землях. Любое финансовое мероприятие в этой области должно исходить из того, что после строжайшего распоряжения фюрера низкая зарплата на Востоке является предпосылкой для конпенсации расходов на войну и для уплаты военных долгов рейха после окончания войны. Нарушение подлежит суровой каре.
       
Это применимо соответственно к любому проявлению «социальных устремлений» в русских колониальных областях.
6. Свободные русские рабочие должны носить опознавательный знак.
подпись: фон Норманн

К остарбайтерам относилась вся та рабочая сила, которая на 22. 6. 1941 г. проживала на бывшей тогда советско-русской территории за исключением бывших государственных территорий Литвы, Латвии, Эстонии, а также областей Белосток и Лембер.  К «бывшим советско-русским территориям» в смысле определения относятся и территории, отошедшие к СССР после окончания польской компании (за исключением областей Белосток и Лемберг). Для этих рабочих следует употреблять исключительно название «остарбайтер». Другие бытующие в народе названия исключить из обращения.

    Остарбайтеры должны всегда носить на правой стороне груди каждого предмета верхней одежды знак, который должен быть всегда виден и прочно закреплен на каждой части одежды. Знак состоит из вертикального прямоугольника размером 7,7 см, окруженного бело-голубой каймой шириной 1 см, на синем фоне написано слово «ост» буквами высотой 3,7см.

 Вот такие знаки  были введены в 1944 г. о национальной принадлежности. Слева направо - русский, украинец, белорус.

(проецируются отличительные знаки)



Ограничения передвижения

Остарбайтерам не разрешается покидать место работы без письменного разрешения полицейских властей, за исключением обстоятельств, связанных с работой.
Отлучки с места проживания

Остарбайтерам запрещается выход за пределы места жительства и нахождение за его пределами по окончании светового дня по местному времени, по крайней мере в период с 1 апреля до 30 сентября в промежутке времени с 21 часа до 5 часов, а в период с 1 октября по 31 марта - с 20 часов до 6 часов.

Посещение немецких мероприятий 

        Посещение мероприятий культурного, церковного, развлекательного характера и вечеринок, проводимых для немецких и других иностранных рабочих, остарбайтерам запрещается, кроме случаев, когда такие мероприятия проводятся Немецким трудовым фронтом .
(На экране проецируются фотографии)

https://flot.com/publications/books/shelf/germanyvsussr/images/221.jpg
Медицинский осмотр трудообязанных перед отправкой в Германию.  1942 г.

https://flot.com/publications/books/shelf/germanyvsussr/images/222.jpg
Восточные работницы на одном из заводов фирмы Сименс в Берлине, август 1943 г.

Их заставляли улыбаться, делать вид, что труд для Германии их радует.

 Лечение больных

Само собой разумеется, что остарбайтер в больницах должен быть помещен отдельно от немцев и лечение должно проводиться отдельно. Нельзя ни одного немца заставлять находиться в одной палате с остарбайтером. )

 Употребление немецкого приветствия.
Употребление остарбайтерами немецкого приветствия нежелательно и ни в коем случае не должно поощряться. Но если остарбайтер добровольно употребляет приветствие, то не надо запрещать это.


https://flot.com/publications/books/shelf/germanyvsussr/images/223.jpg


https://flot.com/publications/books/shelf/germanyvsussr/images/226.jpg
Советские работницы, угнанные в Германию, переходят мост через Эльбу под Магдебургом на пути домой, май 1945 г.


https://cdn.a42.ru/storage/images/lenta/31835-358x_.jpg

Слева видна надпись на немецком языке «ОST»

Сообщения учащихся  о воспоминаниях  бывших узников

  1. "Барак представлял собой двух-, трехуровневые койки, на них лежали тюфяки из стружки и грубые одеяла. Кормили нас скудно и непривычно: суп из брюквы, 150 граммов хлеба на четверых человек, кусочек маргарина и эрзац-кофе, – говорит Шураев. – Чувство голода не покидало меня даже во сне".
    Сначала Александр попал на военный завод, где мальчишек заставляли протирать ветошью детали. На работу и с работы трудовых пленников сопровождали охранники. Чаще всего это были пожилые немцы или инвалиды. Нестройные толпы детей и женщин в деревенской одежде, в лаптях или брезентовых ботинках на деревянной подошве вызывали у жителей Берлина неоднозначные чувства. Немки жалели пленников и украдкой совали деньги или еду. Берлинские же мальчишки не спускали: грязно ругались и даже кидались камнями. Возили пленных в электричке в специальном отсеке с надписью "Для собак и военнопленных"
  2. Пятилетняя узница  Нина Кочмина , ей  было пять лет, когда она попала в немецкий трудовой плен.

"Выгнали из домов всю деревню. И нашу семью тоже: маму, 19-летнюю сестру Зинаиду, 13-летнюю Надежду и пятилетнюю меня. Погрузили в теплушки и повезли нас в неизвестность. На редких остановках кормили отвратительной похлебкой из брюквы. Ели, потому что нужно было жить".

В 1943 году вся семья Нины попала в немецкий лагерь Бургдорф. Позднее их забрал работать богатый бауэр . Семью поселил в каморке над конюшней. В обязанности работников входило: утром и вечером троим подоить 40-45 коров, после чего весь день работать в поле, дважды накормить 100 свиней. В обязанности маленькой Нины обязательно входили сборка яиц и ягоды. .

  1. "Хорошо помню свое освобождение. Американцы передавали нас русским: слезы, цветы, музыка и вой женщин. Родина встретила заросшим полынью пепелищем. Дома нет, блиндажи все заняты, есть нечего. Пришлось нам побираться, кое-как дотянули до весны, до крапивы и лебеды, и зайцами поехали в Кемерово к маминой сестре". десь же и ставший уже широко известным из книги

Слово учителя:

Хочу зачитать отрывок из книги Бруно Апица "Голый среди волков" эпизод со спасением ребенка. Один из бывших заключенных так рассказывает об этом:

"В лагерь прибыл транспорт с женщинами, детьми и мужчинами. На вокзале в Бухенвальде женщин и детей отделили для отправки в Равенсбрюк. Мужчин погнали в Бухенвальд. Их повели в раздевалки. Один, 35-летний польский еврей, поставил на стол рюкзак. Когда товарищи из команды одежды хотели ему помочь, он отогнал всех от рюкзака и не захотел его открыть. В вещмешке оказался мальчик двух с половиной - трех лет... По цепочке передали о случившемся самым надежным товарищам. Ребенна спрятали на складе одежды. Под горой чемоданов ему построили кровать, добыли платье по росту, устроили ванну, сделали игрушки. Когда мальчика купали, чуть ли не все заключенные были начеку. Каждый был счастлив, если ему удавалось принести кусочек сахара или кусочек белого хлеба малышу. При возрастающей тревоге мальчика переправляли в один из бараков. Он был таким смышленым, что при виде униформы исчезал, как мышонок. Никто не предал тайник маленького заключенного.

Наша героиня (см. приложение)  Вот что рассказывала  своей дочери Григорьевой Светлане Николаевне: « В первые  дни войны бомба попала в дом в с. Старая Русса. Мама была на речке. Старшая сестра была в это время в Москве. В семье нас было 5 детей: я, сестра и три брата. О них мне известно совсем немного: брат Коля был в партизанском отряде в Белоруссии. Его потом расстреляли немцы. Мама умерла от голода. Об остальных неизвестно ничего. Искать их боялась, потому что опять бы начали допрашивать, выяснять, а потом… кто знает? Колыма?

Зоя Григорьева была узницей концлагеря  во Франкурт-на –Одере. Я была лично знакома с ней и ее дочерью. Приглашала ее на классные часы, но она всегда отказывалась. Слишком тяжелы были воспоминания!

Вот сухие архивные справки, которые  были запрошены дочерью Григорьевой Светланой Николаевной . В архивных делах Новгорода хранятся сухие сведения о Зое Никифоровне.« В документах КГБ имеется фильтрационное дело на Григорьеву Зою Никифоровну 1925 года рождения насильно вывезенную в Германию. Работала на фабрике «Хисон» (так в тексте) г. Лейпциг.  С октября 1943 года по 18 апреля 1945 года содержалась в концлагере  3 14157 Фильтация  с 10по 19 июня 1945 год в лагере 232 г. Франкурт- на –Одере (Германия). Выбыла на Родину 19 июля 1945 года. Компромата нет. Основание: Р-4511 от  9787» Директор архива Т.Б.Чуйкова.

        «Как я попала в лагерь?- вспоминает Зоя Никифоровна,-:Немецкий офицер спросил меня:  «Как будет по-русски «Здравствуй», я ответила нецензурным словом. За это и попала в лагерь.

Когда нас освободили, я вернулась в Старую Руссу. Не хочу вспоминать об этом времени, до сих пор помню как меня допрашивали, но уже не немцы, а свои!   Моя бабушка была дворянка. Ее в детстве все звали «дворянское отродье». Может быть, поэтому меня часто вызывали и спрашивали о моих родных, наверно, думали, что они шпионы были. .Было настолько страшно, что хотелось повеситься.

Война и плен отняли у меня все: я хорошо пела, танцевала. У меня была хорошая память. Много читала, любила музыку. Хотела стать артисткой. Но кто меня возьмет? «дворянское отродье», да еще и была в плену!»

Из воспоминаний дочери: «Мама моя очень редко вспоминала, что ей пришлось пережить в плену. В день Победы она плакала. Никогда не соглашалась встречаться (хотя ее приглашали), настолько тяжелы были воспоминания. В 1995 году я сделала запрос  в архив, собрала документы и ей стали выплачивать деньги из Германии за каждый прожитый день в лагере  по 5 марок.

Я родилась в Риге. Отца не знала, да и мама никогда не говорила о нем. В Риге мама познакомилась с баянистом. Мама хорошо пела, ее даже приглашали петь на радио в Риге. Мать баяниста жила в Бурятии, и мы переехали в Бурятию. Так мы и остались в Бурятии. С баянистом жизнь не сложилась, он постоянно вспоминал, что моя мама  была у немцев и часто бил ее. Судьба привела мою маму в с. Иволгинск, здесь она и познакомилась со своим мужем, он был летчик. . Он был хороший, болел и уже давно умер.Мне в то время было 16 лет.

        Мама моя сначала работала кассиром в клубе, потом директором в Доме Культуры. Ее очень любили все за веселый нрав и доброе отношение. «Зося»-, так ласково ее называли дети. Дома у нас в то время не было, ночевали в клубе. Потом дали квартиру в двухквартиром доме. (так и сейчас я живу в нем.) Люди в то время были намного добрее. Нам дали  кровать, а соседи даже купили маме кроличью шубу.

Умерла моя мама тихо.  Всегда, когда просыпалась, то говорила: «Доброе утро», тут утром проснулась, плачет и говорит: « Я сегодня умру». Это случилось в 2009 году. В этот же день  залетела в дом красивая бабочка, помахала крылышками и улетела.  Мама всегда была оптимисткой, жизнерадостной, никогда не показывала вида, что ей плохо. В доме нашем всегда были гости: пели, занимались кто- рукоделием, кто просто сидел и слушал. Наверное, и бабочка тоже прилетела не зря. Она в лице моей мамы сказала всем, знающим ее: «Прощайте!».

Слово учителя:

В Советское время малолетним узникам была закрыта дорога во все техникумы, университеты и даже в училища . Малолетних узников признали только в конце 80-х годов, приравняли к ветеранам. Зоя Никифоровна так и не попала в этот список.

        Слово учителя: Совсем недавно ушла из жизни дочь Зоя Никифоровны, Светлана Николаевна, 1948 года рождения. Она тоже была очень жизнерадостной, никогда не унывала, всем людям говорила добрые слова и улыбалась…

Ребята, давайте  скажем  тем, кто выдержал муки фашистского ада, что никогда не забудем эти страшные события. А память поможет нам понять, какой ценой завоёван мир на нашей земле.

https://www.youtube.com/watch?v=eNl5WLE0ibMhttps://www.youtube.com/watch?v=9TrSO_T_5t0https://www.youtube.c

Список литературы

. 1.. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. – М., 2001.

2. Преподавание темы Холокоста в ХХI веке. – М., 2000.

 3.. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока. Учебно практическое пособие. – М., 2001.

4. Холокост в русской литературе. Сборник уроков и методических рекомендаций / Составители: Альтман И.А., Гербер А.Е., Прокудин Д.В. – Москва, 2006.5Холокост Материал из Википедии https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/d/d8/Salaspils.jpg/300px-Salaspils.jpgСаласпилс

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BA#:~:text=Konzentrationslager%20Lublin%2C%20Vernichtungslager%20Lublin)%20%E2%80%94,%D0%B2%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%B2%20%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%80%D0%B5%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B5 концлагерь Майданек

https://www.youtube.com/watch?v=9TrSO_T_5t0 документальный фильм. О детях

https://www.youtube.com/watch?v=PR3NULITCrk воспоминания узника

Самый страшный «банк крови»: дочь узницы Саласпилса сняла фильм о малолетних узниках лагеря смерти

om/watch?v=9TrSO_T_5t0E:\концлагерь\Мельничук\М.З.Н.jpgE:\концлагерь\Мельничук\Мельничук.jpgФото:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...