Классный час "Куклы народов России"
план-конспект урока (5, 6, 7 класс)

Пашикова Екатерина Андреевна

Куклы с точки зрения культурной ценности народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Народная кукла как часть народной культуры»

Цель: показать значимость народной игрушки в культуре, познакомить с приемами изготовления куклы.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Шефнер Вадим Сергеевич

-С этих поэтических строк хотелось бы начать наш сегодняшний классный час. Ребята, почему важно дорожить прошлым, находясь на пороге будущего? (Ответы детей)

Помочь сохранить эту связь между прошлым и будущим нам помогает народная культура, ведь именно она способна возродить преемственность поколений, передать потомкам нравственные устои, духовные и художественные ценности. Частью культуры становится искусство, которое дает нам представление о жизни и интересах людей всех времен.

Изготовление народных кукол – это одно из фольклорных направлений, вносящее большой вклад в развитие народного искусства, объединяющее народы, потому что является доступным произведением искусства.

-Ребята, знаете ли вы что обозначает слово «кукла», из какого языка оно пришло?

(краткая история)

Ку́кла. По происхождению новогреческое. Современные греки превратили в свое «koukla» латинское «cuccula» — «игрушечная фигурка», «человечек».

-Скажите, каких кукол продают в нынешних магазинах? Как вы считаете, все ли они привлекательны и приятны? Не всегда современная кукла позволит воспитать в ребенке любовь к прекрасному, не всегда может научить видеть истинную красоту, ведь часто на прилавках магазинов можно встретить абсолютно одинаковых кукол, ничем не выделяющихся среди десятков копий. А какие куклы были раньше, давно, когда не существовало заводов и фабрик по изготовлению пластика и резины, как вы думаете? Из чего их изготавливали?

Сегодня на нашем классном часе мы поговорим о народной кукле и даже попробуем создать кукол сами! Как вы думаете, какую цель поставим перед собой?

-Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь мамам надо было чем-то развлекать детей. Культура любого народа, проживающего на территории нашей страны, сохранила традиции изготовления кукол, ведь детство ни одного ребенка, будь то башкир или чуваш, русский или татарин, никогда не обходилось без игрушек.  В технологии изготовления многих народных кукол есть схожие черты, потому что материал у наших предков был практически одинаковым. Куклы в основном делятся на 3 группы: обрядовые, игровые и куклы – обереги.

У многих традиционных народных кукол нет лица. Как вы считаете, почему они безлики?

Существовало поверье: если у куклы будет лицо, в нее вселится душа или перетечет душа играющего с ней ребенка. Кукла сопровождала человека всю жизнь и служила неким оберегом от несчастий. Ее дарили на свадьбу, на рождение ребенка, передавали по наследству, делали кукол-хранительниц очага, кукол, приносящих благополучие и богатство в дом. Полагалось уважительно относиться к кукле, не выбрасывать ее ни в коем случае. Ну а какие же особенности в изготовлении кукол можно выделить в культуре того или иного народа, проживающего на территории России?

Татарская народная кукла.

Женщины с добрыми намерениями сами создавали кукол для своих детей и передавали их из поколения в поколение.

 По татарскому поверью, куклу нельзя было выбрасывать, ведь считалось, что кукла, сделанная своими руками, несет в себе частичку души своего создателя. Поэтому в татарских семьях кукол бережно складывали  в сундук для будущих поколений. Традиционная татарская кукла делалась  из древесной щепы, лоскутов или  шерстяных ниток. Кукле–женщине делали  платье в соответствии с требованиями Шариата, которое, как говорится в Коране, «скрывает все, кроме явного». Имен татары  куклам не давали.

   Одежда куклы была зеленого, желтого или белого цвета и включала в себя платье с длинным рукавом, калфак, фартук. Кукла имела две длинные косы черного цвета.

Удмуртская кукла

 Основа куклы могла состоять из щепки, крестовины, палки цилиндрической формы, закрутки из ткани, раздвоенной ветки или ствола сосны с несколькими расходящимися сучками. 

Основу обматывали материей, и получался «ребенок» (нуны). Либо на бруске выделяли голову, подвязывали с изнаночной стороны юбку.

Довольно распространенным было изготовление кукол из стеблей растений, например, изо льна. У кукол были «ручки», «ножки»». Голова и грудь могли обозначаться как пучком льна, так и нитками.

Соломенные куклы являются традиционными удмуртскими куклами: брали пучок отпаренной соломы, перегибали ее. Кукла эта могла танцевать, для этого ее ставили на скамейку и кулачками били о доску.

Также удмурты изготавливали кукол из листьев трав, деревьев. Интересна кукла удмуртов из листьев, изготовленная в технике плетения, скорее имеющая форму гусеницы, называлась «мунё».

Чувашская народная кукла.

Обрядовая кукла без лика. Как правило, лицо не обозначалось. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

В изготовлении чувашских кукол вышивка играла важную роль, так как содержала в себе важные символы. Например, часто можно встретить крест на нарядах кукол. Это один из главных магических символов. Две сухие перекрещенные палочки при трении друг о друга порождают основу человеческой цивилизации – огонь. Небесный огонь – Солнце. Оно даёт живительный свет и тепло всему сущему на Земле. Оно так могуче и ослепительно, что на него невозможно долго смотреть. Но если всё же взглянуть сквозь прищуренные веки, то как будто видится размытый вращательным движением крест. Так объясняют возникновение одного из солнечных символов древних славян - креста в круге. Солнечный символ изготавливают из ярких красных и оранжевых ниток. Для этого берут два аккуратно сломанных берёзовых прута и складывают крестом. Береза, по поверьям, счастливое солнечное дерево.

- Ребята, есть ли в вашей семье памятная куколка? Расскажите, как она появилась у вас в доме. Делали ли вы когда-нибудь куколок сами?

Русская народная кукла.

Тряпичные куклы - неотъемлемая часть русской культуры. Она связана с почитанием женского божества, культом плодородия, предков, домашнего очага. Сама ткань, из которой она изготавливалась, долго служила семье, пропитываясь энергией событий. В одной крестьянской семье могло быть около сотни таких кукол. Они так и переходили от одного ребёнка к другому, ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11-15 детей. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать. По своему предназначению народные куклы делились на 3 группы: игровые куклы, куклы-обереги и обрядовые куклы. Всех куколок наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом - каждый наряд означал что-то свое. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Мастер класс (НА СЛАЙДЕ!)  

-Создавая кукол, творишь свою судьбу. Чем усерднее работаешь, тем лучше кукла будет тебя оберегать и защищать.

Важно делать куклу в хорошем настроении!

Рефлексия

-Ребята, понравились ли вам ваши куколки? Как будете к ним относиться и почему?

-Достигли ли мы цели?

СТИХ ОТ КУКЛЫ (СЛАЙД)

-Продолжите мою фразу:

Сегодня на занятии я узнал…

Было интересно узнать, что…

Для себя я поняла…

После урока я чувствую себя…

Классный час научил меня…

-Спасибо за работу, ребята. Сегодня на занятии мы познакомились с различными народными традициями. Неважно, к какой нации или народности вы принадлежите. Пусть вас объединят эти куколки! Прошу вас интересоваться традициями и прошлым вашей страны, чтобы передавать эту память потомкам. Храните ваших кукол, чтобы они вас оберегали от всего плохого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЁННЫЙ ДНЮ ЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Классный час на тему:  «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба» разработан с целью воспитания у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними вза...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»

конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51  Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...

Классный час, посвященный Дню Единения народов России и Беларуси

Классный час, посвященный Дню Единения народов России и Беларуси...

Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...