Методическая разработка. Родительское собрание на тему «Азбука безопасности»
план-конспект

Спивак Татьяна Валерьевна

В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_tb_.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Азбука безопасности»

Уважаемые родители!

Сегодня наше собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и школы - научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.

В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. В словаре русского языка С. И, Ожегова «безопасность» определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». К сожалению, современного человека постоянно подстерегают различные опасности.

Ученые подразделяют опасности на три группы: природные, техногенные и социальные.

К природным опасностям относятся:

  •      пониженная или повышенная температура воздуха;
  •      атмосферные осадки;
  •      солнечная радиация;
  •      стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, лесные пожары и т. д.).

Техногенные опасности могут проявляться в форме

  • аварий технических систем,
  • пожаров,
  • взрывов и т. д.

Человек тоже может создать социальную опасность своими действиями или бездействием.

К социальным опасностям, создаваемым людьми, можно отнести:

  •     войны,
  •     терроризм,
  •     социально-политические конфликты,
  •     преступления,
  •     наркоманию, алкоголизм и пр.

Рядом с человеком находятся потенциальные, т. е. возможные опасности. Чтобы они не превратились в действительные, надо не только хорошо знать, но и своевременно устранять причины, при которых возможная опасность может превратиться в реальную.

Очень часто взрослые не придают значения скрытой опасности, проявляя при этом непростительную беспечность, которая впоследствии может стоить жизни и здоровья им, их детям, окружающим людям.

В первую очередь мы поговорим об опасности, которая подстерегает детей каждый день-это опасность на дороге. Уважаемые родители!

Сегодня наше собрание посвящено одной из актуальных проблем воспитания - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности. Важнейшая задача семьи и школы - научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.

В условиях современной цивилизации вопросы безопасности жизнедеятельности крайне обострились и приобрели характерные черты проблемы выживания. В словаре русского языка С. И, Ожегова «безопасность» определяется как «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». К сожалению, современного человека постоянно подстерегают различные опасности.

Ученые подразделяют опасности на три группы: природные, техногенные и социальные.

К природным опасностям относятся:

  •      пониженная или повышенная температура воздуха;
  •      атмосферные осадки;
  •      солнечная радиация;
  •      стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, лесные пожары и т. д.).

Техногенные опасности могут проявляться в форме

  • аварий технических систем,
  • пожаров,
  • взрывов и т. д.

Человек тоже может создать социальную опасность своими действиями или бездействием.

К социальным опасностям, создаваемым людьми, можно отнести:

  •     войны,
  •     терроризм,
  •     социально-политические конфликты,
  •     преступления,
  •     наркоманию, алкоголизм и пр.

Рядом с человеком находятся потенциальные, т. е. возможные опасности. Чтобы они не превратились в действительные, надо не только хорошо знать, но и своевременно устранять причины, при которых возможная опасность может превратиться в реальную.

Очень часто взрослые не придают значения скрытой опасности, проявляя при этом непростительную беспечность, которая впоследствии может стоить жизни и здоровья им, их детям, окружающим людям.



Безопасность на дороге.

В первую очередь мы поговорим об опасности, которая подстерегает детей каждый день-это опасность на дороге.

(сообщение ответственного по ПДД о работе с детьми)

Компьютерная безопасность.

Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Мы понимаем, что Интернет – это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них – дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. 

Интернет-зависимость характеризуется сильным желанием ребенка быть в сети, что приводит к нежеланию проводить время с семьей и друзьями, спать, посещать и делать уроки. Ребенок может перестать следить за своим внешним видом, начинает болезненно реагировать на просьбы отвлечься от компьютера, терять контроль за своим временем, лгать, причем уход от реальности может усиливаться день ото дня.

Зависимость от Интернета все чаще называют чумой XXI века. В отличие от сигарет или наркотиков запретить Интернет нельзя – глобальная Сеть прочно вошла в нашу жизнь. Интернет – необходимый инструмент, которым ребенку в новом тысячелетии предстоит пользоваться постоянно.


Существует 5 типов Интернет - зависимости:

• бесконечный веб - серфинг — постоянные «путешествия» по Интернету с целью поиска информации.

• пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, характеризуется большими объёмами переписки, постоянным участием в чатах, форумах, избыточностью знакомых и друзей из Интернета.

• игровая зависимость — навязчивое увлечение сетевыми играми.

• навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах.

• кибер сексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порно сайтов.



Итак. Вот несколько рекомендаций общих психологов для профилактики Интернет зависимости у детей:

1. Ограничьте количество времени, которое дети могут проводить в Интернете. Убедитесь, что ребенок пользуется Сетью во время, отведенное домашнему заданию, для учебы, а не для развлечений. Вместе с ребенком составьте подробный план с указанием, на что тратится время, проводимое за компьютером. Это поможет сократить время на бездумное обновление странички одноклассников в ожидании нового сообщения, чтение новостей ради самого процесса чтения и т.д.

2. Не ставьте компьютер в комнате ребенка. Установите компьютер в гостиной или в своей комнате – там, где вы сможете легко контролировать то, что ваш ребенок делает в Интернете. С помощью современных мобильных телефонов можно подключиться к Сети для общения, игр и просмотра сайтов. Неважно, с помощью какого устройства ребенок будет уходить в виртуальный мир. Важно не допустить, чтобы виртуальная реальность не стала для него домом.

3. Выясните, что ваш ребенок любит делать в Интернете. Некоторые онлайн игры, в которых действие происходит в фантастических мирах с тысячами игроков по всему миру, например, World of Warcraft, действительно увлекают. Известны случаи, когда взрослые люди достигали крайней степени истощения, не в силах оторваться от любимой игры, не говоря уже о таких «мелочах», как разводы, потеря работы и т.д. Кроме того, во многих играх, чтобы добиться успеха, нужно не только проводить в игре много часов в день, необходимо также вкладывать в своего персонажа реальные деньги, обменивая их на игровую валюту. Не получив денег на игру от родителей, ребенок может пойти на обман или воровство.

4. Не подавайте детям плохой пример. Не проводите слишком много времени у компьютера, не берите с собой за город ноутбук или планшет. Активный отдых всей семьей поможет ребенку переключиться на реальную жизнь. Займите ребенка другими вещами, настольными или спортивными играми. Найдите ему занятие по душе. Тогда Интернет станет подспорьем в учебе, вспомогательным средством поиска информации и общения, а не способом ухода от реальности и бегства от проблем.

5. . Используйте программы по защите детей в сети.


Рекомендации для родителей

по организации безопасной работы в Интернет

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»:

         Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения.

         Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет и как вовремя предупредить угрозы. 

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:

         Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.

         Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с Вашей помощью.

         Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернет, особенно путём отправки sms, – во избежание потери денег.

         Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:

         Установите на Ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля, антивирус Касперского или Doctor Web.

         Если Ваш ребенок – учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания Вашего ребенка в Интернете.

         Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.

         Создавайте разные учетные записи на Вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить Ваши личные данные.

         Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает Ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят Вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок.

Правило 4.  Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:

         Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.

         Знакомьте всех членов Вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.

Уважаемые родители!!! 
Очень просим Вас установить на домашние компьютеры программы родительского  контроля за деятельностью своих  детей в сети Интернет!!!


Психологическая безопасность ребенка в семье

Важнейшим фактором становления личности ребёнка является психологическая безопасность.

Психологическая безопасность ребенка  – такое состояние, когда обеспечено его успешное психическое развитие,  это одно из главных условий психического и физического здоровья ребенка. Психологическая безопасность во многом определяется  эмоциональным климатом семьи, в которой растет ребенок. Признаки благоприятного психологического климата в семье:

- гордость за принадлежность к своей семье;
- сплочённость;
- ответственность;
- высокая доброжелательная требовательность друг к другу;
- эмоциональная удовлетворённость;
- уважение и доверие;
- чувство защищённости;
- готовность помочь друг другу;
- возможность всестороннего развития личности и реализация потенциала каждого члена семьи;

Но, к сожалению, семья  (даже внешне благополучная) очень часто   напоминает  театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений  и  угроз,  нередко  доходит  и  до  применения физической силы.  А ведь именно семья должна обеспечивать  развивающий характер ребенку-дошкольнику, а школьникам – состояние психологической защищенности. Дети очень чувствительны к влиянию психологического насилия, опасности, дискомфорта.


Психологическое насилие -  это  воздействие, причиняющее обиду, вызывающее гнев, страх,  эмоциональную неуверенность в собственной значимости и неспособность защитить себя от этого.

Порой родители в воспитательных целях проявляют психологическое насилие по отношению к собственному ребенку, не отдавая себе отчет в том, что таким образом, они достигнут противоположного эффекта. Ребенок осознанно или неосознанно начинает сопротивляться, по-своему отражать неблагоприятные  воздействия со стороны родителей, старается всячески защититься от возможных угроз его личности. Так формируются определенные механизмы психологической защиты.   В  некоторых случаях дети начинают лгать, изворачиваться, уходить из дома, в других -   наоборот - противостоять родителям: делать все во вред, вести себя вызывающе, демонстративно, открыто или скрыто бунтовать.

Психологическое насилие в семье имеет следующие проявления:

  • употребление родителями бранных слов и крика,
  • постоянные  допросы и унижения, оскорбления, 
  • проявление грубости по отношению к друзьям ребенка,   оскорбление их,
  • контроль и ограничение действий,
  • неясные угрозы.

Что же является основными причинами нарушения психологической безопасности ребенка в семье?

  1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда когда даже   ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

  1. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой, т.е. неумением справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.

  1. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями (одной из причин разлада в семье, и это одна из главных причин – алкоголизация родителей).

В результате постоянного нарушения в семье психологической безопасности  у ребенка формируется  низкая самооценка, на фоне других детей он начинает осознавать свою не успешность.

Нарушения психологической безопасности проявляются в следующем:  

  • беспокойный сон, трудности в засыпании,
  • проявления беспричинной обидчивости, плаксивости или повышенной агрессивности,
  • рассеянность и невнимательность,
  • проявления упрямства,
  • нарушение аппетита,
  • повышенная тревожность.

Типичными нарушениями родительского поведения, которые неизбежно нарушают психологическую безопасность ребенка и побуждают его формировать всевозможные способы психологической защиты, можно отнести и следующие внутрисемейные моменты:

  • прямое и непрямое доминирование родителей,
  • безразличие к ребенку, недостаток теплоты и уважения к индивидуальным потребностям ребенка,
  • понуждение принимать чью-то сторону в родительских спорах,
  • невыполнение обещаний.

Родители, страдающие от упрямства, «неуправляемости» своих детей, не отдают себе отчета в том, что все это проявление детского бессилия. Поэтому, сталкиваясь с реакциями защитного поведения, надо не столько огорчаться и раздражаться, сколько проявлять терпение и, главное, любовь и дружескую снисходительность.



А как же справиться с этим причинами, которые приводят к нарушению психологического здоровья?

Существуют 3 фактора, которые позволяют родителям оказывать позитивное влияние на судьбу своих детей и на принимаемые ими решения.

1.Это взаимоотношение родителей.

Ребенок - плод взаимоотношений родителей. И любовь родителей друг к другу - это его жизненная основа, основа его уверенности в себе, в своей ценности. Если ребенок видит, что его родители любят друг друга, он чувствует себя в безопасности.

Как минимум: не ссорьтесь, не выясняйте отношения, не плачьте на глазах у детей.

И еще важным моментом является личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально отражают наши проблемы. Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать этого  от детей. Требуйте от себя вежливости, уважения к собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни. Как известно, дети поступают не так, как мы им говорим, а так как поступаем мы сами.

2.Создание безопасного климата в семье.

Атмосфера безопасности обеспечивается гармоничным сочетанием твердости и мягкости, труда и отдыха, необходимо поощрять и хвалить детей – для развития адекватной самооценки. Дом, где ребенок чувствует, что ему рады, что он вызывает интерес, что его уважают,  его переживания разделены, и он играет определенную нужную и важную роль, всегда будет притягивать его и поддерживать   его уверенность в себе

  1. Эффективное общение с детьми.

  Самая простая помощь состоит в создании у ребенка убежденности в том, что он хороший и что родители его любят. Искренне радоваться малейшим успехам своего ребенка, интересоваться его делами, формировать веру в успех.  При неудачах ребенка подчеркивать его достоинства, подкреплять уверенность в собственных силах, формировать перспективу. При критике сосредотачивайте  внимание на конкретном поступке ребенка, не подвергайте критике личность ребенка в целом, не оскорбляйте, не унижайте его достоинства: вместо «Какой ты растяпа, вечно все роняешь!»,  лучше сказать: «В следующий раз будь, пожалуйста, поаккуратнее».

Если же ребенок такой помощи не получает, то скрываемое представление о своей неполноценности, ущербности, усиливает в его характере замкнутость, робость или враждебность к окружающим. В таких условиях необходимость компенсации делает ребенка эгоцентричным: он все время хочет быть в центре внимания и непрерывно требует признания своих достоинств. Это раздражает общающихся с ним, и поэтому ребенок находится в постоянном конфликте с родителями,  воспитателями и учителями.

Поскольку психологическая безопасность ребенка  - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что  родителям  не стоит экономить силы на  ее обеспечение  в детстве.

У детей существует колоссальная потребность  в родителях. Поэтому важно уделять время ребенку, проявлять интерес к жизни  ребенка. Спрашивать, как прошел день, что он думал, переживал, чувствовал. Не только про уроки и школу, но и про друзей, про последний фильм, который он смотрел. Выслушивать своих детей предельно внимательно, о чем бы они ни говорили. Рассказывает - значит, доверяет вам. Важно не потерять этого доверия.

Необходимо уважать мнение ребенка, делиться своим жизненным опытом, проводить вместе время.



1. Похвала в семье – ребенок благодарный.

2.      Безопасность – ребенок верит в людей.

3.      Подбадривание – он верит в себя.

4.      Ребенка критикуют – он ненавидит людей.

5.      Упреки – ребенок ощущает чувство вины.

6.      Вражда в семье – ребенок становится агрессивным.

7.      Насмешки над ребенком – ребенок замкнут.

8.      Ребенка поддерживают – ценит себя.

9.      Терпимость в семье – ребенок принимает других такими, какие они есть.

10.  Честность в семье – ребенок справедливый.

11.    Понимание и дружелюбие – ребенок находит любовь в мире.

Родитель - проводник ребенка в огромный мир, прекрасный и опасный. И только он несет ответственность за каждый поступок своего чада, за каждое слово, за успехи или неудачи. Будьте терпимы, ребенок - это не бесплатное приложение! Это ваша кровь и плоть навсегда. Не отворачивайтесь, когда ему плохо, страшно, когда его обидели. Если не родители, то кто защитит его? Родители, будьте ответственны за собственных детей! Эта забота воздастся вам сторицей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания на тему " Социально - педагогические основы взаимодействия семьи и школы".

Данное родительское собрание разработано и проводится с целью педагогического просвещения родителей как оказание им помощи в создании  благоприятной образовательной среды в семье. Формирование ак...

Методическая разработка родительского собрания по теме «Трудный диалог с учебой» (с участием педагогов и учащихся)

Родительское собрание по теме "Трудный диалог с учебой"Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формирова­нию успешной учебной деятельности учащихся; анализ учащимися своей учебн...

Методическая разработка родительского собрания по теме "Организация личностно-развивающего досуга ребенка"

Данный материал будет полезен классным руководителям пятиклассников. В ходе данного родительского собрания появится возможность открытого общения родителей с учителем как через проблемные ситуации, та...

Методическая разработка родительского собрания по теме "Семье нужен мир"

Данный материал содержит сценарий родительского собрания и презентацию по теме "Семье нужен мир"....

Методическая разработка родительского собрания на тему: Нравственные законы семьи - это законы жизни

laquo;Нравственные законы семьи – законы жизни»Цель: Обсудить с родителями основные правила семейного воспитания, обменяться опытом воспитания детей в семье.Форма: Семейная гостиная.Участ...

методическая разработка родительского собрания на тему "Роль родителей в развитии толерантных качеств у детей"

вводится понятие  "Толерантности", раскрываются основные черты толерантного человека и совместно с родителями выводятся правила "толерантного родителя"...

Методическая разработка родительского собрания на тему: Семейное финансовое планирование.

Цель:  развивать познавательный интерес к экономике, логическое мышление; применять на практике полученные знания.Оборудование: компьютер, проектор, блоки для флипчарта, маркеры, раздаточный мате...