Функциональная грамотность как образовательный результат
классный час (7 класс)

Выступление на родительском собрании по теме " Функциональная грамотность как образовательный результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании по теме:

«Функциональная грамотность  как образовательный результат»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Не секрет, что в последнее время в школе уделяют большое количество времени разным инновационным продуктам. Вполне возможно, что термин «функциональная грамотность» знаком Вам и из средств массовой информации, и из уст Ваших детей.

Вот и хочется  раскрыть значение этой образовательной технологии, а так же практическое ее применение не только в рамках урочной и внеурочной деятельности в школе, но и за ее пределами, в обычной жизни Ваших детей.

Новый термин «функциональная грамотность», несомненно, вызывает большое количество вопросов со стороны родителей. Особую озабоченность вызывают следующие вопросы:

  • Что такое формирование функциональной грамотности?
  • Зачем это моему ребенку и как это применять в  жизни?
  • На каких уроках этому будут обучать?
  • Не приведет ли это к увеличению нагрузки на детей в виде дополнительных домашних заданий и контрольных работ?

Я постараюсь последовательно ответить на эти вопросы и показать, что этот образовательный феномен сможет только расширить возможности обучения для Ваших детей и принести огромную практическую пользу.

В далеком 1957 году ассоциация ЮНЕСКО впервые использовала это понятие, которое предполагало наличие базовых навыков чтения, счета и письма. Именно эти навыки позволяют человеку решать простейшие бытовые задачи.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Если Вы умеете применять знания, полученные в школе для эффективного решения собственных жизненных задач И/ИЛИ умеете находить нужные для этого знания, сведения, информацию, то Вы – ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

- Вы спросите, для чего нужна функциональная грамотность?

 Функциональная грамотность ПОМОГАЕТ:

• адекватно выбрать будущую профессию;

• решать бытовые задачи,

• взаимодействовать с людьми,

• организовывать деловые контакты,

• выбирать программы досуга,

• ответственно относиться к обязанностям гражданина,

• ориентироваться в культурном пространстве,

• использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий,

• контактировать с различными социальными структурами и организациями,

• взаимодействовать с природной средой.

Функциональная Неграмотность заключается в том, что человек не может выбрать нужный товар  в магазине, ему трудно заполнить документы, квитанции, оплатить счета за электроснабжение, трудно разобраться с инструкцией к электроприборам, не может освоить компьютер, телефон и т.д.

В России международные эксперты обозначили уровень функциональной неграмотности в пределах от 25 до 40 % от общего количества населения страны

           С помощью исследования PISA выявлены проблемы российского образования, приведём примеры некоторых из них:

• около 30 % наших учащихся не приступали к выполнению заданий, предполагавших свободную форму ответа;

• только около трети школьников готовы высказывать свое мнение в связи с прочитанным текстом;

• отсутствие целенаправленной работы по формированию умений работать с различными источниками информации;

• низкий уровень работы с информацией, представленной в диаграммах, таблицах, графиках, рисунках и др.;

• большинство российских учащихся не умеют применять полученные знания в реальных ситуациях.

Делаем вывод, что  под функциональной грамотностью в современном мире подразумевается способность человека использовать свои знания и приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. Такие задачи становятся все сложнее и сложнее. Поэтому так важно становится умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и вызовам общества.

Современная школа (как средняя, так  и высшая) зачастую  дает огромный багаж знаний в различных сферах науки, но теоретические знания и практическое использование полученной информации, к сожалению, далеко не всегда идут рука об руку.

Вот вам пример- Во время одной вечеринки для создания необычного эффекта «парения» устроителями праздника в бассейн с водой, был добавлен сухой лед. Однако организаторы не учли, что выделяющийся при химической реакции углекислый газ тяжелее воздуха, а значит, перекрывает доступ кислорода к людям, находящимся в бассейне. Участники этой вечеринки, находящиеся в бассейне получили травмы дыхательных путей .

 Самым жутким является тот факт, что одной из участниц была девушка, окончившая химико-фармацевтическую академию, но она не смогла применить свои знания по химии  и физиологии, чтобы предотвратить трагедию.

Случай этот трагичный, но, к сожалению, наши дети  достаточно часто сталкиваются с ситуациями, когда они не могут применить полученные знания и навыки как в быту, так и в профессиональной деятельности. Основной задачей формирования функциональной грамотности как раз и является  преодоление  той пропасти, которая  лежит между багажом накопленных знаний и способностью их применения в реальной жизни.

Необходимость учиться для жизни, а не для школы – вот что лежит в основе функциональной грамотности.

Функциональная грамотность делится на несколько составляющих:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественно-научная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Важнейшим направлением является читательская грамотность, в которой проявляется способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность и умение ориентироваться в тексте и продолжить рассуждения. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Теперь поговорим о самих заданиях на формирование функциональной грамотности. Они отличаются от традиционных задач, так как это задачи вне предметных областей, но при этом опираются как на знания, так  и на жизненный опыт учащегося. Отличаются формулировками, часто носят проблемный характер, имеют множество решений.  Все задания составлены простым, понятным школьнику языком. В задании моделируется жизненная ситуация, сопровождаемая дополнительными средствами визуализации – графиком, схемой, рисунком или фото.

Задания такого вида постепенно вводятся в разные предметные области, учащиеся начинают встречать их на разных уроках.

В качестве примера могу привести задачи из экзамена по математике для 9-классников, где по рисунку-схеме приусадебного участка предлагается ответить на вопросы различного характера, от простейших:

- Где располагается сарай или теплица?

(Учащиеся по схеме и описанию участка находят номер объекта)

до более сложных, требующих математических вычислений:

- Сколько упаковок плитки требуется купить для мощения дорожки, при условии, что в упаковке находится 3 кв.м. плитки?

(Необходимо вычислить  площадь дорожки и произвести деление с остатком)

Какие сложности, могут возникнуть  у учащихся при выполнении задач такого вида?

Умение рассмотреть схему и соединить с ней текст. Умение выделить ключевую информацию и понять, как именно записать ответ.

К сожалению, зачастую именно неумение правильно прочитать задание ведет к неправильному выполнению задачи не только по математике, но и по другим предметам учебного цикла. Вне школьных рамок мы встречаемся с ситуациями, когда не только учащиеся, но и взрослые, успешные и образованные люди, испытывают затруднения при заполнении форм или заявлений. А отвечает за эти умения именно функциональная грамотность.

Когда же необходимо начинать формировать функциональную грамотность?

Безусловно, с первых шагов ребенка в школе – с первого класса, когда он сталкивается с первыми задачами по математике, с первыми схемами и рисунками по окружающему миру, таблицами или правилами по русскому языку…

Именно поэтому понятие формирования функциональной грамотности было включено в стандарты начального и основного общего образования  приказом Министерства Образования  от 31 мая 2021 года.

На данный момент самый большой банк заданий по функциональной грамотности находится на электронной платформе Российской Электронной Школы:

Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Как известно, выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.

Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.

Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.

Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней , что бы решать сложные жизненные задачи.

В нашей школе введен данный курс  в начальном общем образовании и  5-8 классах средней школы, но весь педагогический состав не остается в стороне и учителя стараются включать задания  на развитие функциональной грамотности на своих уроках.

Такие задания интегрированы в предметные курсы и не приводят к увеличению домашних заданий.

Делая выводы можно сказать, что введенный новый учебный курс   «Функциональная грамотность» не дань моде,  а благо и необходимость  для  подрастающего поколения

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодиться им применять в жизни, когда они вырастут».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Функциональная грамотность – результат образования»

Коротко о том, что такое  функциональная грамотность?  Как функциональная грамотность связана с международными исследованиями качества общего образования TIMSS и PISA. Каковы отличительные ч...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Доклад для родительского собрания " «Функциональная грамотность как образовательный результат»

Доклад  для родительского собрания " Функциональная грамотность как образовательный результат". Раскрывается значение этой образовательной технологии, а так же практическое ее применени...

Исследовательская деятельность «Внедрение функциональной грамотности в образовательный процесс при реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО» посредством педагогического совета

при реализации обновленного ФГОС НОО 2021 года, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 31.05.2021 года № 286, в котором прописаны требования к условиям реализации  и требования к резул...