Правила самоорганизации внимания. Материалы для учащихся.
классный час (8 класс)

Кужугет Нонна Чанчык-ооловна

Формирование учебной мотивации у учащихся является одной из центральных проблем современной школы. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл.  Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника играет решающую роль. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для учащихся

Правила самоорганизации внимания

1 Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас (визиты товарищей, звонки по телефону).

2. Приступая к работе, предварительно организуйте рабочее место (оно должно быть надлежащим образом оборудовано).

3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ - предварительный просмотр материала задания, составление плана предстоящей работы.

4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знании предыдущих разделов программы). Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел, пролистайте конспект. Если же этот материал по какой-либо причине вами совсем не изучался, начинайте с ликвидации пробелов.

5. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога, связанные с предстоящей ситуацией проверки знаний, займитесь конспектированием. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные колебания внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того как вам удалось сосредоточить внимание, можно читать про себя.

6. Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что замедленный темп способствует частым отключениям внимания на посторонние объекты.

7. Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием решением задач, так как это предупреждает возникновение монотонности, при которой устойчивость внимания снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностном: восприятию материала.

8. Контролируйте, подавляйте непроизвольное переключение внимания на посторонние объекты, вызванные действием как внешних раздражителей (хлопанье дверей, автомобильная сигнализация, чьи-то голоса), так и внутренних стимулов (мысли).

9. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Естественно, читать без таких возвращений значило бы тратит» время впустую, заниматься самообманом. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.

10. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре в помещении.

Правила обращения с памятью

1. Заучивай с желанием знать и помнить.

2. Ставь цель - запомнить надолго.

3. Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой - кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.

4. Начинай повторять до того, как материал начал забываться. Помни слова К.Д. Ушинского: «...понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того чтобы починить развалившееся, но для того чтобы укрепить здание и вывести на новый этаж».

5. Заучивай и повторяй небольшими дозами.

6. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд один День.

7. После математики учи историю, после физики литературу: память любит разнообразие.

8. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики. Изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше - действуй.

9. Не учи стихи по столбикам, короткие - заучивай целиком, длинные - разбивай на части.

10. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу. Надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.

Отрывок из книги С.Л. Соловейчика «Учение с увлечением»

Учителя представляют, как учить детей. Но никто не пишет, что делать человеку, если он попал в заколдованный круг скуки и неумения работать. Некоторые сердились: «Да что тут такого? Какие еще хитрости нужны? Позаниматься как следует, вот и вся хитрость! Безнадежно отстал? А кто виноват?»

Я засел за книги, месяцами ходил в Ленинскую библиотеку, самую богатую библиотеку в нашей стране. Там тысячи книг об учении в школе. Но все они о том же - как учить ребят или как лучше учиться тому, кто хочет учиться лучше. Но что делать человеку, если он не в состоянии сесть за книгу и подумывает о том, чтобы бросить школу, об этом в книгах не написано!

Тогда я стал расспрашивать ученых: нет ли общего правила, по которому можно было бы преодолеть инерцию заколдованного круга?

Один крупный ученый, профессор психологии, сказал мне, что он не слыхал о таких правилах, но что, очевидно, надо найти слабое звено, слабое место в этом круге и на него направить все усилия. Однако этот совет не годился. Если бы все было так просто, то не было бы никакого круга, была бы цепь причин - устрани какой-то один недостаток, поломку в цепи, и все в порядке. А у нас - безвыходное положение! Человек не может заниматься с успехом, пока он не позанимается...

* * *

Увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увлечение и способности тесно связаны между собой.

* * *

Могут ли все учебные предметы в школе быть интересными?

Могут!

Каждому человеку одними предметами легче увлечься, а для того чтобы полюбить другие, требуются определенные старания. Культурному человеку это не страшно. Культурный человек приучает себя ко всем предметам относиться творчески, увлеченно. С уважением. Он не позволяет себе делать какую-нибудь работу со скукой. Здоровый, нормально развивающийся человек никогда не скучает, не знает, что такое скука.

* * *

Работать на уроке с увлечением - это и значит воспитывать в себе чувство долга и учиться выполнять долг охотно, творчески. Школа воспитывает культуру отношения к жизни.

Не только интересное делать, а все, что нужно, делать с интересом. Вот в чем разница!

* * *

Многие думают, что уверенность и неуверенность даны от природы, что это неизменные качества. Но это не так, природа тут ни при чем. Кого очень любили в детстве, тот создал в своем сознании представление о себе как о человеке, достойном любви, то есть добром и умном. Он всем своим поведением старается придерживаться этого образа. А кого не любили, кому внушали: «Ты глуп, ты неряха, лентяй, бездельник», тот и вправду приобретает дурные качества, потому что поведение человека в основном зависит от того, каким он представляет себя.

У каждого из нас есть некая модель себя самого, мы постоянно сравниваем свое поведение с этой моделью - и так и поступаем. Поэтому если мы хотим, чтобы какой-нибудь человек изменился в лучшую сторону, то мало ругать его - надо помочь ему создать лучшее представление о себе, «исправить» ту модель, которая заложена в его сознании. И если мы хотим измениться сами, воспитать себя в каком-то отношении, мы должны прежде всего менять представление о себе, иначе все наши попытки самовоспитания будут тщетными.

Чтобы исправить мотор, нужно действовать на него непосредственно: что-то подвинтить, что-то заменить, что-то отшлифовать. Но человек не машина, на человека непосредственно действовать невозможно, есть только один путь: действовать на внутренний мир человека. Внешние причины действуют только через внутренние - это один из основных законов человеческой психики.

* * *

Представление о самом себе как о хорошем, умном, добром человеке настолько важно для нас, что мы инстинктивно охраняем его всеми силами мы принимаем критику, но только доброжелательную и только оттого чело века, который - мы чувствуем это - верит в нас и любит нас.

Но когда нас хотят унизить, то есть понизить нас в собственных глазах, внушить нам, что мы глупы или дурны, все в нас восстает против этого. Наша психика сама охраняет нас, охраняет самое дорогое в человеке - представление о самом себе, образ самого себя.

Если кому-нибудь удастся это наше представление ухудшить, мы действительно станем хуже, наше стремление быть хорошим уменьшится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила оформления демонстрационных материалов

В опубликованной статье вы найдете рекомендации к оформлению демонстационных материалов к научному форуму Северо-запада России "Шаг в будущее"...

Развитие внимания и памяти учащихся на уроках географии

В работе предложены упражнения на развитие внимания и памяти учащихся на уроках географии и алгоритм выполнения этих упражнений....

Доклад на тему "Развитие внимания умственно отсталых учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Дети с интеллектуальным недоразвитием при обучении математике часто сталкиваются с трудностями из-за рассеянности или неразвитости своего внимания. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ...

Методическая разработка урока биологии "Внимание! Иглокожие!" (для учащихся 7 класса)

Урок "Внимание!Иглокожие" рекомедован для учащихся 7 классов с использованием учебника Н.И.Сонина "Многообразие живых организмов"...

Презентация "Особенности памяти, внимания и деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Презентация "Особенности памяти, внимания и деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"...

Дидактические материалы для учащихся. Тема: «Создание дидактических материалов для учащихся с использованием различных серверов»

     На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем, требующих новых путей решения, является необходимость качественного улучшения знани...