Взаимодействие с педагогами
методическая разработка

Алена Анатольевна Пономарева

Консультации для педагогов по вопросам развития воспитанников и обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация для педагога группы, которую можно получить в ходе этой игры:

1. Агрессивные или подавленные дети выбирают кляксу темных цветов. Они видят в кляксе агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.) Обсуждение «страшного рисунка» способствует освобождению от негативных переживаний и агрессии в символической форме.

2. К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного ребенка. Последний будет брать для рисунков светящиеся краски и видеть приятные вещи ( бабочек, сказочные букеты и др.) Обсуждение рисунков может способствовать изменению состояния проблемного ребенка.

3. Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краски.

4. Дети с пониженным настроением выбирают лиловые и сиреневые тона (цвета грусти).

5. Серые и коричневые тона выбираются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми (пристрастие к этим цветам говорит о том, что ребенок нуждается в успокоении)

6. Возможны такие ситуации. Когда дети выбирают цвета индивидуально и не прослеживается четкой связи между цветом и психическим состоянием человека.

Игра «Инсценировка».

Попробуйте вместе с детьми придумать разные ситуации, приводящие к тому или иному настроению. Идет коллективное обсуждение с детьми возможных вариантов ситуаций. К этим ситуациям подбираю соответствующие картинки. Затем детей можно разбить на группы. И каждая из групп должна подготовить (за 10 мин.) сценку, где дети обыграли бы придуманные ими ситуации.

Рекомендации: Оказание группам помощи.

Игра «Сочиним рассказ» (2 варианта)

Каждому ребенку дается лист бумаги и ручка. Детям нужно в течение 10-12 мин написать одно сложное предложение. Которое состояло бы , допустим из 20, 30 слов и начиналось бы «когда я прихожу из школы…»

Рекомендации: Количество слов определяется в зависимости от возраста детей.

11-й вариант – дети начинают рассказывать историю, по очереди в кругу. Рассказ начинается по часовой стрелке. «Маша пошла в школу» и т д.

Игра «Дракон кусает свой хвост».

Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся за плечи друг друга. Первый ребёнок – «голова Дракона», последний – «хвост дракона». «Голова Дракона « пытается поймать «хвост», а тот изворачивается от нее.

Рекомендации: Ведущим в этой игре нужно дать возможность побывать многим детям. Во время игры следите, чтобы дети не отпускали друг друга.

Игра «Слушай команду».

Дети маршируют под музыку. Затем музыка внезапно прерывается и ведущий шепотом произносит команду (сесть на стул, поднять правую ногу, присесть, взять за руки).

Рекомендации: Усложнение команд в следующих играх.

Игра «Скучно, скучно так сидеть».

Около одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стены комнаты. Ведущий читает стишок.

«Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть,

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться?»

Как только ведущий заканчивает читать стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает в игре тот, кому не достался стул.

Рекомендации: Соблюдение правил игры.

Игра «Определим игрушку».

Игрушки, принесенные детьми, расставлены на столах или стульях. Выбирается один водящий, который выходит на 2-3 мин из комнаты. В его отсутствие из детей выбирается тот, кто будет загадывать «загадки». Этот ребенок должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал. Например, задумал «зайка». Ребенок прыгает, «грызет морковку» и т д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят: правильно, неправильно.

Апробация программы проводилась с детьми, посещающими Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Спутник».



Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга

«Эффективное взаимодействие взрослых с тревожными детьми».

Цель занятия: развивать навыки эффективного взаимодействия взрослых с тревожными детьми посредством мини – лекции, игр и практических упражнений.

  1. Приветствие.

Игра «Карусель». Участники (педагоги), образуя два круга – внешний и внутренний, встают парами, левым плечом друг к другу. По сигналу психолога оба круга начинают двигаться в противоположные стороны. По следующему сигналу останавливаются и поворачиваются лицом в круг, образуя пары, протягивая друг другу правую руку, пожимают её и произносят любую приветственную фразу, комплименты и т. д.

  1. Мини-лекция «Что такое тревожность».

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием, то тревожность, не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причину возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность чаще всего развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван следующими факторами:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями и детским садом или школой.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего – завышенными).
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Состояние и поведение ребенка, во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых (педагога, родителей), а также, может быть сопряжена с неврозом или с другими расстройствами.

  1. Практическое задание «Портрет тревожного ребенка».

Обмен опытом педагогов и специалистов. Обобщение психолога: «Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок. Такие дети и впрямь думают, что они хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружение, головные боли, спазмы в горле, сердцебиение и др.»

  1. Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка».

Прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасение, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего он боится, можно попросить родителей, воспитателей заполнить бланк опросника.

Далее идет работа участников тренинга с анкетами-опросниками – разбор вопросов, признаков тревожности, ответы психолога на вопросы.

Критерии выявления тревожного ребенка

(Бейкер П., Алворд М.)

№ п/п

Ребенок

Да

Нет

1.

Испытывает постоянное беспокойство

2.

Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо

3.

Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи)

4.

Раздражителен

5.

Имеет нарушения сна

Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из перечисленных критериев постоянно проявлялся в его поведении.

  1. Игра «Кенгуру».

Участники делятся на пары. Один из них – кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба берутся за руки.

Задача: не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до психолога, попрыгать вместе и т. д.

На следующем этапе участники меняются ролями, а потом партнерами

 Обсуждение. Участники делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.

Затем они обсуждают область применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована в работе с тревожными детьми.

  1. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку».

Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

  1. Повышение самооценки.
  2. Обучение умению снимать мышечное напряжение.
  3. Отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях.

Состояние тревоги, как правило, сопровождается мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т. д. Поэтому при работе с тревожными детьми особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений с тревожными детьми).

  1. Практическое задание «Как играть с тревожными детьми».

Участники делятся на подгруппы, каждая из которых в течение 5 минут выполняет практическое задание и составляет список игр из своей практики, наиболее эффективных при работе с тревожными детьми.

Обсуждение, выработка основных принципов подбора игр (психолог предлагает игры, если участники их не называют).

  1. Упражнение на релаксацию.

Проигрывается любое предложенное упражнение, игра из опыта работы воспитателей или психолога.

  1. Обратная связь.

Подведение итогов. Участники тренинга передают по кругу мяч и отвечают на вопросы:

- Чем для вас была полезна данная встреча?

- Какие конкретные приёмы вы будете использовать?

- Ваши пожелания.

10. Домашнее задание:

- изготовить стенды повышения самооценки: (педагоги, специалисты);

- заполнить анкеты по выявлению тревожных детей (родители).

Анкета по выявлению тревожного ребенка (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.,1992)

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения либо «да», либо «нет».

№ п/п

Ребенок

Да

нет

1.

Не может долго работать не уставая

2.

Ему трудно сосредоточиться на чем-то

3.

Любое задание вызывает излишнее беспокойство

4.

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

5.

Смущается чаще других

6.

Часто говорит о возможных неприятностях

7.

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

8.

Жалуется, что снятся страшные сны

9.

Руки обычно холодные и влажные

10.

Нередко бывает расстройство стула

11.

Сильно потеет, когда волнуется

12.

Не обладает хорошим аппетитом

13.

Спит беспокойно, засыпает с трудом

14.

Пуглив, многое вызывает у него страх

15.

Обычно беспокоен, легко расстраивается

16.

Часто не может сдержать слезы

17.

Плохо переносит ожидание

18.

Не любит браться за новое дело

19.

Не уверен в себе, в своих делах

20.

Боится сталкиваться с трудностями

Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность – 15-20 баллов

Средняя – 7-14 баллов

Низкая тревожность – 1-6 баллов

Педагог-психолог А.А. Пономарева



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога и учителя дефектолога по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной группы с задержкой психического развития.

Тема : Дикие животные

Задачи: 

I. Обучающие:

  •    Закреплять и уточнять знания о диких животных, обогащая словарный запас.
  • Развивать навыки самостоятельности и умения работать в команде, умение сотрудничать, проявлять инициативу.

II. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать познавательные способности и наглядно-образное мышление.
  • Развивать зрительное восприятие.
  • Развивать мелкую и общую моторику.

 III. Воспитательные:

  •    Воспитывать интерес к миру животных, любовь и заботу о них.

Оборудование:

  •    Картинки с изображением животных (целые и разрезанные на четыре-шесть частей), картинки с силуэтным изображением животных
  •     Картинки- половинки «Дорисуй животных», цветные карандаши.

Ход занятия

Организационный момент, способствующий сплочению детского коллектива, обучению детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Дефектолог и психолог приглашают детей в круг.

Психолог тихим, таинственным голосом говорит:

- Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!

- А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

2. Основная часть

Дефектолог:

Комментированный показ

-Взгляните на эти тени животных (показ темных силуэтных изображений животных). Попробуйте угадать кому принадлежит эта тень.

(Показ «тени» медведя). 

-Это медведь- дикое животное. А вот и он, (Показ цветной картинки с изображением медведя).

Медвежья шерсть коричневого цвета, так же в природе живут медведи шерсть у которых белая, чёрная. Тело у медведя большое, мощное с маленьким хвостиком и маленькими ушками на голове. Лапы у медведя короткие и толстые. У всех медведей два слоя шерсти — один защищает от воды, другой помогает сохранять тепло. Большинство лесных медведей хорошо умеет лазать по деревьям. Правда, старые и тяжёлые звери обычно так не делают — разве что в крайнем случае. Их выдержит далеко не каждая ветка, и они это прекрасно знают.

    Давайте посмотрим чья это тень (показ цветной картинки с изображением тени волка) 

Волк, это тоже – дикое животное, хищник. Волк похож на крупную собаку, Тело волка покрыто серой шерстью, но в природе встречаются и белые, и чёрные волки. Волки способны прожить более недели без еды, при этом практически не снижая активности. Глаза волков, как и глаза кошек, по ночам могут светиться отражённым светом.

(дефектолог показывает цветную картинку с изображением тени лисы)

   Это ЛИСА – дикое животное, хищник. Лисья шерсть оранжевого цвета, а грудка и кончик пушистого длинного хвоста – белые. Лиса может услышать и почуять мышь под слоем снега толщиной в метр. Лиса способна бежать быстрым шагом всю ночь напролёт, не останавливаясь.

(дефектолог показывает тень зайца, дети говорят свои ответы)

   Это – ЗАЯЦ – дикое животное. Уши у зайца длинные, а хвостик – короткий. Задние лапы длиннее и сильнее передних. Летом заячья шерсть серая. А зимой – белая. Зайцы общаются друг с другом, отбивая передними лапками барабанную дробь. В случае необходимости быстро спуститься вниз по склону заяц может сделать это, скатившись на манер колобка. Зубы у зайцев растут всю жизнь, поэтому им необходимо грызть что-нибудь твёрдое, чтобы их стачивать.

Какие вы все молодцы!

 Давайте поиграем в игру «Родители и детеныши».

Дидактическая игра «Родители и детеныши»

У медведей – … (медвежата), у зайцев – … (зайчата), у слонов – … (слонята), у лисиц – …(лисята), у львов – …(львята), у волков – …(волчата), у оленей – …(оленята), у ежей – …(ежата), у тигров – …(тигрята), у мышей – … (мышата), у белок – …(бельчата).

Психолог.(  психогимнастика ) Дети, мы с вами очутились на полянке, где играют веселые зайчики. Зайчики встали в круг и забили в барабаны. Как сильно зайчики стучат! Лапки напряжены, твердые, не гнутся, как палочки. Напряжены мышцы в кулачках. А лицо расслабленное, свободное, улыбается. Живот тоже расслаблен, дышит. Дети делают упражнение с напряжением. А теперь зайчики расслабили кулачки, пальчики, убрали барабаны и громко затопали ножками по лесной дороге. Дети дробно топают ногами. Что это ветки затрещали? Да это маленькие медвежата балуются. Легли на спину, обхватили коленки лапами, прижали их к животику, голову подтянули к коленям и качаются, как на качелях, вперед-назад. Спинка и шея напряжены, животик твердый. Так расшалились, весело им! Дети делают упражнение с напряжением. Накачались, устали, перевернулись на живот, голову положили на руки и стали болтать ножками. Шея расслаблена, ноги легкие, двигаются свободно. Дети делают упражнение с расслаблением.

 Ну, медвежата, вставайте. Хватит лежать. Ж-ж-ж. Что это? Да это медвежата разбудили пчел, которые заснули на зиму. Ох, какие они злые! Отмахивайтесь скорее от них, убегайте. Энергичнее отмахивайтесь, а то покусают пчелы. Дети делают упражнение резко, быстро.

 Убежали наконец-то от пчел. Мы в осеннем лесу, а грибы еще не собирали. Давайте соберем. Присядьте, рассмотрите хорошенько, чтобы не срезать ядовитый гриб. Раздвиньте мох, осторожно срежьте ножку гриба и положите его в корзинку. Соберите много грибов. Приседайте легко, смотрите внимательно. Дети делают упражнение плавно, медленно.

Дефектолог Дидактическая игра «Сложи картинку»

-А сейчас вам предлагается выполнить такое задание: составить из частей целую картинку и определить, какое животное на ней изображено.

(Дети собирают разрезные картинки диких животных из сказки Теремок)

Ребята, а в какой сказке все эти животные присутствовали? (ответы детей). Давайте вспомним эту сказку (дети рассказывают сказку по картинкам). Какие молодцы, вспомнили с вами сказку.

Психолог. Теперь я вам предлагаю картинки-половинки с изображением животных. Необходимо дорисовать картинки таким образом, чтобы они стали полностью одинаковые. Упражнение «Дорисуй картинку».

Рефлексия: Мы с вами хорошо сегодня позанимались я предлагаю вам поиграть в игру «Я начну, а ты продолжи…» (ответы детей)

  • Сегодня на занятии было самое интересное….
  • Мне особенно понравилась…
  • Я не очень понял…
  • Мне еще хотелось бы заняться …  и т.д.

Ритуал прощания: «Спасибо скажем»

Спасибо скажем мы не раз
Всему живому вокруг нас:
Как хорошо на свете жить,
Как хорошо уметь дружить!



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития.

1. Педагог должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.

2. При проведении любого вида занятий и/или игр педагог, должен помнить, что необходимо решать не только задачи образовательной программы, но и коррекционные задачи.

3. Педагог должен обращать свое внимание на коррекцию и развитие имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.

4. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

5. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия, памяти. Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.

6. В коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития педагог должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.

Рекомендуются следующие игровые упражнения:

- Игровое упражнение «Летает - не летает». Ученики садятся или становятся полукругом, а ведущий (педагог) называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. Упражнение выполняется в группе.

- Упражнение «Съедобное - несъедобное». Ведущий (учитель) по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и

несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

- Упражнение «Буква заблудилась», в котором ученики должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.

В коррекционной работе по развитию устойчивости внимания мы рекомендовали использование таких игровых игр и игровых упражнений: «Ладошки», «Разведчики», «Накорми зверька», «Найди отличия», «Назови предмет».

При выполнении игрового упражнения «Ладошки» участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки дети, поднявшие ладошки не вовремя или не поднявшие их в нужный момент, выбывают из игры.

Для проведения игры «Накорми зверька» (одна из модификаций игры «Перепутанные линии») педагог готовит листок, на левой стороне которого изображены различные животные, а на правой стороне - то, чем они питаются. Животные и предметы их питания соединены перепутанными линиями. Ребенку нужно проследить за каждой линией от начала и до конца и «накормить» зверька любимым лакомством. Игра может проводиться как в индивидуальном порядке, так и в виде соревнования.

В игре «Разведчики» участникам предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем педагог задает вопросы по этой картинке, а ученик отвечает на них.

В игре «Найди отличия» педагог показывает ученикам два почти одинаковых рисунка, предлагает их внимательно рассмотреть и найти, чем один рисунок отличается от другого.

Хорошим материалом для тренировки устойчивости внимания служат картинки со скрытыми, (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Целесообразно создавать игровые ситуации поиска скрытых фигур, вносить в упражнения по нахождению скрытых рисунков элемент соревнования.

Игры, направленные на развитие устойчивости внимания, необходимо организовывать и проводить многократно и должны быть разнообразны по форме и характеру, вызывать интерес. Объекты внимания должны быть самыми разными: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и т. п. Например: «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый теплый, шершавый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?» и т. п.

Педагог-психолог А.А. Пономарева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Основные направления деятельности и формы взаимодействия социального педагога в работе с учащимися и их родителями.

   Основные направления деятельности и формы взаимодействиясоциального педагога в работе с учащимися и их родителями....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель э...

Взаимодействие социального педагога со школьными детскими объединениями и организациями

Выступление с докладом и презентацией "Роль школьных объединений и организаций в становлении личности ребенка" на семенаре социальных педагогов г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставрополь...

Взаимодействие социального педагога и педагога психолога. Работа с семьями СОП.

Программа комплексной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении...