"Заикание - что это такое?"
статья по теме

Обыдина Елена Геннадьевна

Беседа с родителями о том, что такое заикание, почему и в каком возрасте оно появляется у детей, как протекает и кто его лечит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaikanie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Беседа с родителями.

           Заикание – что это такое?

    Заикание известно человеку, по-видимому, так же давно, как давно существует человеческая речь. Столь ли распространено заикание, чтобы говорить о существовании проблемы?

    Во всем мире заикаются 1% взрослых и 2-3% детей. Количество заикающихся в нашей стране колеблется в среднем от 1,5% до 2,5%.

    Наверное, не найдётся человека, который бы не встречал в своей жизни заикающегося. Все знают, что заикающиеся запинаются, застревают на отдельных звуках, словах, мучительно переживая неспособность высказаться. Это внешняя сторона заикания. А что внутри? Почему возникает недуг, который нередко меняет судьбу человека? Ведь из-за заикания некоторые люди не решаются осуществить свои мечты, «откликнуться» на призвание, не осмеливаются объясниться в любви. Иначе, говоря, нарушение речи у заикающегося приводит к развитию комплекса неполноценности, досады, беспомощности и других отрицательных эмоций.

    В настоящее время заикание определяется как нарушение плавности и ритма речи. При заикании органы артикуляции движутся со сбоями, дыхание становится коротким, напряженным, сбитым, голос также напряжен, отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса.

    У одних детей запинки в большей степени сосредоточены в губах, языке, у других – в голосовом аппарате, гортани, у третьих – в дыхательном отделе. У части  детей  запинки   охватывают    все  этих    отделы   приблизительно в

одинаковой степени.

    Сами запинки, которые иногда называют судорогами, бывают двух видов: клонические и тонические.

    Клонические запинки проявляются в многократном повторении какого – либо звука или слога, чаще всего в начале слова, например, «п-п-п-папа» или «па-па-па-папа».

    Тонические запинки проявляются в длительном напряжении мышц на каком – либо звуке или слоге. Речи в это время нет, но мимика напряженная (особая гримаса на лице), часто покраснение кожи лица, надувание жилок на шее, например, «п…папа». Тонические запинки могут выступать в виде напряженного протягивания гласных звуков или добавления гласных в начале слова, например, «Ааа…ня» или «Ааа…кошка».

    Некоторые дети, пытаясь преодолеть запинку, начинают топать ногой, хлопать по бедру рукой, причмокивать и т.п., т.е. у них проявляются сопутствующие движения. В начале эти движения как будто помогают, но очень быстро переходят во вредную привычку и, не облегчая больше речь, делают заикание еще более тяжелым.

         Течение и причины возникновения заикания.

   Так почему же все-таки дети начинают заикаться? Именно дети, потому что в подавляющем большинстве случаев заикание возникает в возрасте от двух, максимум до 6-7 лет.  

   Часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребёнка. Нарушение в функционировании нервной системы маленького ребёнка могут вызвать «срыв» речи – заикание.

    Нет единства во взглядах на причины заикания. Наиболее распространено мнение, что заикание – это невроз. Его даже называют часто логоневрозом.  Основным фактором, вызывающим его, наиболее часто считают испуг. И действительно, родители заикающихся, да и они сами сообщают, что запинки возникли у них непосредственно после испуга. При этом чаще всего источником испуга являются собаки. Пугаются дети и других животных, например, коров, коз. Затем – пьяных, драк взрослых, особенно родителей, страшных сказочных персонажей, грозы и  - злых воспитателей, которые пугают страшными наказаниями, а иногда и выполняют свои угрозы.

    Да, испуг, несомненно, часто присутствует в возникновении заикания. Но… Сколько детей пугается чего – нибудь, да еще как, а заикаются далеко не все. Сколько детей находится рядом с заикающимся, а начинают заикаться далеко не все. Так что для того, чтобы появилось заикание, одного испуга недостаточно. Нужно, чтобы у ребёнка были какие – то особенности нервной системы, создающие предрасположенность к заиканию.

    Каковы же эти предпосылки? Неблагоприятные условия жизни и работы матери, а также различные заболевания в период беременности могут явиться причиной ослабленности новорожденного. Предрасполагать к возникновению заболевания могут черепно – мозговые травмы, соматические или инфекционные заболевания, протекавшие с высокой температурой, различного рода эмоциональное напряжение.

    Преобладание активности левой руки над правой указывает на то, что у детей активное правое полушарие мозга, и свидетельствует о преобладании образного мышления над логическим. Это возбуждает области мозга, связанные с эмоциями. Повышенная же эмоциональность приводит к обострению реакции на воздействия внешнего мира. Таким образом, оказывается, что дети – левши имеют предрасположенность к нервным срывам и, в частности, к заиканию.

     Интересно, что у мальчиков среди заикающихся в 3 раза больше, чем девочек, что говорит в пользу теории о значении для заикания левшества. У мальчиков правое полушарие, связанное с левой рукой, более слабое от природы, менее тренированное, ведь мальчики в целом менее эмоциональны и сильные переживания переносят тяжелее девочек, для которых эмоциональные вспышки привычней. Так что мужчины тут менее выносливы по природе.

      Начаться заикание может по-разному. В одних случаях запинки появляются сразу, как гром среди ясного неба, необъяснимо от чего, являются предметом внимания окружающих, не поддаются сразу преодолению, не исчезают самостоятельно и постепенно становятся патологией. В других – заикание развивается постепенно. Сначала ребёнок останавливается, «спотыкается», протягивает гласные, как будто случайно. Родители должны обратить внимание и запомнить, как начиналось заикание. Даже при малейших сомнениях (заикание ли это) необходимо обратиться к специалистам.

     Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене. Поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое.

    Усиление заикания обычно наблюдается в период школьного обучения, особенно в первый год, а затем в подростковом возрасте. В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение.

                  Кто лечит заикание.

    Работа по устранению заикания требует лечения всех болезней, которыми страдает заикающийся, так любая из них может вызвать обострение степени выраженности заикания. Лечение должно носить комплексный характер.

    Какие же специалисты должны лечить заикание?

    Врачи – психоневрологи, которые назначают необходимые лекарства, исходя из состояния нервной системы.

    Врачи – психотерапевты, которые используют разные виды психотерапии, включая гипноз, аутотренинг, другие приемы воздействия.

    Иглотерапевты, воздействуя на специальные точки (нервные узлы), снимают нервное напряжение.

    Психологи, изучая личность заикающегося, выявляют слабые стороны его характера и помогают ему исправить их. Психологи учат заикающегося общаться в разных жизненных ситуациях, а также помогают ему выразить себя эмоционально, творчески – в музыке, живописи, игре на сцене и пр.

    Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом, легко артикулировать, говорить плавно и ритмично. Распространено мнение, что у заикающихся есть особенно трудные звуки, что они больше заикаются. Но это неверно. Трудны не сами звуки. Заикающихся подводит ожидание неудачи при произнесении какого – либо звука, что и приводит к появлению запинок. Поэтому задача логопеда – не исправить произношение этих звуков, а доказать, что произносить их так же легко, как и все другие.

    Инструкторы по лечебной физкультуре (ЛФК) заботятся об оздоровлении ребёнка: закаливание, массаж, физкультура. Это, во-первых, укрепляет организм, во-вторых, способствуют выработке у ребёнка необходимой координации и способности двигаться ритмично.

     Таким образом, заикание – это серьёзное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно.

    Между тем бытует и такой взгляд: «Ничего, с возрастом все пройдёт. Сам поймёт, что надо медленней говорить, и перестанет заикаться». Иногда врачи, что ещё более непростительно, а также логопеды говорят родителям двухлетнего малыша: «Он ещё мал, приходите, когда ему будет пять лет». Это грубая ошибка. При заикании лечение нужно начинать немедленно.

    Как лечить, как учить – дело специалистов. Но и от родителей зависит, насколько красиво и плавно будет говорить их ребёнок.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной игры в формировании интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими такое тяжёлое нарушение речи как заикание, большое значение придаётся театрализованной деятельности. Театральные игры, игры-драмматизации представл...

Памятка при проявлении у детей заикания

Памятка предназначена для размещения в "Уголок логопеда" в детском саду...

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Методический материал содержит рекомендации для проведения совместной работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание)....

Планирование совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи (заикание).

Представлен результат совместной работы двух специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием...

Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Большинство исследователей в области коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста  приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности в...

конспект НОД в подготовительной группе для детей с заиканием "Сам себе я помогу - я здоровье сберегу" (использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе)

Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 - 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают ...

Заикание у детей, коррекция заикания.

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата....