Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация Ш-Ж в словах и слогах" 4класс
методическая разработка на тему
Вашему вниманию представлено фронтальное коррекционное логопедическое занятие по теме: «Дифференциация Ш-Ж словах и слогах"
4класс.
Цели:
1. Закрепление знаний о механизме образования звуков и их акустических особенностях. Уточнение понятий: "звук" и "буква". Формирование навыков различения звуков. Закрепление и уточнение словаря по теме "животные".
2. Закрепление кинетических ощущений на данные артикуляционные уклады. Различение звуков по их артикуляционным и акустическим признакам. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Развитие фонематического слуха.
3. Воспитание внимания, навыка самоконтроля.
Оборудование: зеркала, сигнальные карточки для артикуляционной гимнастики, образы звуков, слова на карточках, 2 домика каб. пол., картинки животных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass__microsoft_office_powerpoint_2.ppt | 1.72 МБ |
4_klass_microsoft_office_word_97_-_2003.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
губы - зубы - язык - воздушная струя - голосовые связки
А про наших двух чижей, Двух ежей и двух ужей Знают в нашем новом доме Все двенадцать этажей.
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация Ш-Ж словах и слогах"
4класс
учитель-логопед Сухачёва Елена Владимировна
ГБС(К)ОУШ №15
г.Славянск-на-Кубани
Цели:
1. Закрепление знаний о механизме образования звуков и их акустических особенностях. Уточнение понятий: "звук" и "буква". Формирование навыков различения звуков. Закрепление и уточнение словаря по теме "животные".
2. Закрепление кинетических ощущений на данные артикуляционные уклады. Различение звуков по их артикуляционным и акустическим признакам. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Развитие фонематического слуха.
3. Воспитание внимания, навыка самоконтроля.
Оборудование: зеркала, сигнальные карточки для артикуляционной гимнастики, образы звуков, слова на карточках, 2 домика каб. пол., картинки животных.
Ход занятий:
1. Орг. момент:
Каждый школьник всем на диво,
Должен говорить красиво!
И тогда язык родной
Сможет понимать любой.
2. Артикуляция.
Цель: чтобы правильно произносить звуки, сделаем зарядку для органов речи.
1) Посмотрите бегемот, широко разинул рот.
На раз широко открываем рот, на два - закрываем.
2) Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
3) Язык лопаткой положите и немного подержите (расслабленный, широкий язычок).
Язычок наш отдыхает, язычок наш загорает, должен весь он загореть, и зимою не болеть.
4) Жарко стало языку, давайте подуем на него.
Легкий ветерок пускай, язычок свой обдувай.
5) Захотел наш язычок чайку попить. Сделаем "чашечку". Удержать (до Эх)
6) Подуем на бабочку, погреем ручки.
Итог: наши губы и язык готовы в работе.
3. Сообщение темы занятия.
(через игру)
На доске 2 картинки.
- К нам пришли гости. Кто они? (змея, жук).
- Какие звуки издают эти животные?
Змея? (ш - ш)
Жук? (ж - ж)
- Кто догадался над какими звуками будем сегодня работать?
Да. Мы будем учиться различать звуки ш - ж (ставлю таблицу).
4. Характеристика звуков.
а) Изолированное произношение.
- как шипит змея?
- Кто еще может шипеть?
- Пошипи как гусь?
- Пошипи как сердитая кошка?
/ш/
- А теперь в жуков играем, звук жужжащий повторяем: ж - ж - ж (хором).
б) Анализ артикуляции. Характеристика звуков.
Теперь будьте внимательны. Сравним звуки по произношению.
- Взяли зеркала. Произнесем звук /ш/. В каком положении губы?
(открыты, округлены и вытянуты вперед)
- Как зубы?
(сближены, между ними щель)
- Где кончик языка?
(вверху, язык в форме чашечки)
- Поймаем звук ладошкой. Какая воздушная струя?
(теплая, длительная, слабая)
- Почему слабая?
(воздушная струя проходит через преграду)
- Если есть преграда, то это звук гласный или согласный?
- Посмотрите на меня, как я произношу эти 2 звука? (ш, ж)
Похожи звуки по произношению?
Вывод: эти звуки произносятся с помощью преграды.
Значит это звуки какие? (согласные)
Эти звуки твердые или мягкие? (твердые)
А могут они быть мягкие (нет, только твердые)
Но чем же эти звуки отличаются? (руку на горлышко)
Вывод:
ш - глухой,
ж - звонкий (горло дрожит, связки работают)
Эти звуки парные по звонкости - глухости.
Дать полную характеристику звука (с опорой на план)
/ш/ - согласный, твердый, звонкий.
/ж/ - согласный, твердый, звонкий.
4. Развитие фонематического слуха.
Будем с вами мы играть,
Слух ваш будем проверять.
Работа с сигнальными картинками.
А про наших двух чижей,
Двух ежей и двух ужей
Знают в нашем новом доме
Все двенадцать этажей.
Итог:
- Кто вспомнит названия животных из стихотворения?
(чижи, ежи, ужи)
- Какой звук встречается во всех 3-х словах? /ж/
6. Соотношение звука и буквы.
- Звук /ж/, а буква /жэ/
Посмотри-ка, буква Ж на жука похожа,
Потому что у нее шесть жучиных ножек.
- Найди букву Ж в домике букв.
Шагает кошка неспеша,
Коготки как буква... (ша)
- Найти в домике.
7. Д/З в слогах.
а) Чтение слогов таблицы.
Мы поработали со звуками, а теперь будем складывать слоги.
- Хором читаем по парам.
- Назвать слоги с глухой согласной.
б) работа в тетрадях.
- Прежде чем писать, разогреем пальчики.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Упражнения "Кошечка", "Апельсин".
Открыли тетради, отступили 1 строчку от оценки, записали число и тему.
29 октября.
Ж -Ш
Задание: записываем слоги в два столбика. В первый со звуком Ж, во второй со звуком Ш.
Ж Ш
Диктую: жа, шу, ши, же, шо, жу, жи, ша.
Проверка. Прочитать 1 столбик, 2 столбик.
- У всех так?
Повторим правило: как, с какой гласной пишем слоги жи-ши?
Хорошо говорим: жи - ши пиши с буквой И!
8. Физ. минутка.
"Топай мишка..."
/1-го к доске вызвать, показывать/
9. Д/З в словах
а) Поиграем в игру "Добавь словечко".
На десятом этаже
Жили буквы Ша и Же.
То грустили, то смеялись
И квартирами менялись
Каждый час,
И вот что, кстати,
Получилось в результате.
Две сороки не тужили,
У реки пожар... (тушили)
И беседовал с ежами
Заяц, хлопая (ушами).
Работа со словами-карточками. Прочитайте первую пару слов.
- Похожи эти слова или нет?
- Что обозначает первое слово "тужить"? (печалиться, тосковать, грустить).
- А что значит второе? (водой, песком залить пожар)
- Какими звуками отличаются эти слова?
Вывод: Значит важно не путать знаки, иначе измениться смысл слова!
См. по времени разбор еще 2-х друх пар слов.
шарил - искал, щупал, трогал
жарил - на сковороде готовил рыбу.
ежами - животные
ушами - часть головы, ими слушаем.
б) Чтобы звуки не путать, построим им по дому.
Наша задача поселить жильцов (выставляю карточки).
Назовем все карточки и выделим звуки Ж - Ш.
Пример:
Кошка - есть звук /ш/, он в середине слова (логопед ставит карточку к домику или в дом).
По очереди называют.
Мыши, жираф, медвежонок, ежи, лошадь, лягушка, девочка.
- Чтобы девочка могла поселиться, ей надо дать имя с Ш или Ж.
- Как одним словом можно назвать жильцов (кроме девочки) (животные)
- Назовите диких животных? Домашних?
Запишите названия картинок в два столбика.
Подчеркните Ш и Ж.
Повторить правило ши - жи пиши с и!
неуклюжий - сначала
пушистый - потом.
10. Д/З в предложении
О каком из наших жильцов можно сказать "неуклюжий".
- Составьте предложение с этим словосочетанием.
Неуклюжий медвежонок живет в лесу.
Подчеркнем Ж. Разберем слово медвежонок.
Медвежонок - 10 букв, 10 зв., 4 гл., 3 согл., 4 слога;
мед-ве-жо-нок.
1 уч-к у доски.
А о ком из животных можно сказать пушистая?
Составить предложение.
Пушистая кошка сидит на окошке.
Подчеркните ш.
Составьте график схемы.
11. Итог. Тетради закрыли, сели ровно.
- Над какими звуками работали? (ш, ж)
- Чем похожи эти звуки? (согласные, твердые)
Чем отличаются? (ш - глухой, ж - звонкий)
Оценивание работы детей.
Правую руку вверх подняли,
На голову положили,
Себя погладили.
Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по теме: "Дифференциация С-Ш в словах и слогах" 2 класс
Ресурс содержит конспект занятия и презентацию по теме "Дифференциация С-Ш в словах и слогах" проведенного во 2 классе коррекционной школы VIII вида. Решает задачи : учить детей различать звуки с-ш ...
Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"
Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".
Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР....
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...
Индивидуальное логопедическое занятие по теме: «Дифференциации звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях.»
Конспект логопедического занятия....
Конспект группового логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [щ - ч] в словах и фразе".
Дифференциация Щ - Ч...
Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»
Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия, развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти, вербально - логического мышления....