Нравственно-патриотическое воспитание
статья по теме

Тимофеева Ирина Вячеславовна

Статья о том, как стоится работа по нравственному и патриотическому воспитанию в коррекционной школе-интернат в разных возврастных группах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_nravstvennomu_vospitaniyu.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

                    Нравственно-патриотическое воспитание.

 

Нравственное воспитание направлено на формирование у учащихся таких высоких нравственных качеств, как любовь к Родине, коллективизм, дружба, товарищество, трудолюбие, дисциплинированность, честность, культура поведения и др.

Задача состоит в том, чтобы в каждом направлении воспитания найти и определить его нравственный аспект, идет ли речь об учебной, общественно полезной или любой другой деятельности воспитанников.

У нравственного воспитания имеется своя специфика. Она  вытекает из особенностей формирования морального сознания, предполагающего превращение внешних требований к человеку в его внутренние, нравственные убеждения. В силу этого процесс нравственно-патриотического воспитания в нашей школе-интернате представлен следующим образом:

   * передача воспитанникам знаний о правилах и принципах поведения. На это нацелено этическое просвещение учащихся;

  * использование специальных педагогических приемов с учетом возрастных особенностей учащихся для формирования моральных качеств, что возможно достичь путем индивидуального подхода к воспитанникам, глубокого знания их психологической и общественной характеристики;

   * воздействие на воспитанников силой положительного примера взрослого – педагога, воспитателя. Такой подход к нравственно-патриотическому воспитанию опирается на способность детей не только руководствоваться в своем поведении хорошим примером, но и подражать педагогу;

    * создание в детском коллективе атмосферы уважения к образцам высоконравственного поведения и наоборот, решительного осуждения отклонений от этических норм.

Важнейшим условием и средством нравственного воспитания является коллектив. Только в повседневном общении с товарищами, с другими людьми, в процессе достижения общих целей воспитанники могут достаточно полно осознать нормы нашей этики, выработать в себе гражданское сознание, взгляды, убеждения, навыки и привычки общественного поведения.

В формировании сферы личности наряду с непосредственной деятельностью большое значение имеет этическое просвещение.

Главная цель этических бесед – помочь воспитанникам – подросткам, старшеклассникам разобраться в нравственно-патриотических нормах и категориях, овладеть моральными знаниями, сделав при этом главный акцент на моральный опыт самих детей, на окружающую их жизнь, их интересы, их взаимоотношения с товарищами, с взрослыми, с коллективом, на их представления о нравственных требованиях.

Для обсуждения в детском коллективе выбирается та проблема, которая является наиболее насущной. Иначе говоря, актуальность – первое требование к подготовке и проведению этической беседы.

Второе требование – это учет возраста детей.   Беседы о вежливости, предупредительности, доброте, заботливости мы начинаем проводить в младших классах и строим их на доступных детям фактах и примерах, в том числе из их жизни в классе, школе, дома. Например, беседы на темы «Вместе возьмемся – всего добьемся», «О вежливости», чтение рассказов с этическим содержанием книг Б. Бушелевой  «Поговорим о воспитанности» и В.А.Осеевой. Также обсуждаем темы об истинной смелости, патриотизме, дружбе. При этом, естественно, характер обсуждения в разных классах различен, да и названия самих бесед звучат по-разному. Например, если темы дружбы и патриотизма для детей младших классов озаглавливаем «Мы – дружные ребята», «Наша Родина самая лучшая», то для V – VII классов эти же темы названы так: «Чего я требую от своего друга», «Долг наследника СНТ перед Родиной». Для воспитанников старших классов их названия трансформируются: «О дружбе и любви», «Что ты вкладываешь в понятие «патриотизм»?».

И, наконец, третье требование к подготовке и проведению этической беседы – учет интересов воспитанников.

Организуя этическую беседу, мы воспитатели придерживаемся ряда важных правил: не рассуждать вообще, а вести предметный разговор о моральных нормах и нравственных ценностях применительно к конкретной ситуации; иллюстрировать свой рассказ интересными примерами, фактами, событиями. Придерживаемся в беседе четкой логики; постоянно направляем ход беседы в нужное русло; тактично и дифференцированно реагируем на все высказывания ребят; стремимся к установлению во время беседы дружеского, приветливого тона; к созданию условий, возможностей для активного проявления детьми их жизненной позиции, самостоятельности.

Самым непосредственным образом с нравственным воспитанием в условиях школы-интерната связана работа по формированию правосознания и воспитанию гражданской ответственности учащихся. Задача состоит в том, чтобы выработать у каждого воспитанника не только общее представление о законах государства, об основных правах и обязанностях граждан, о правилах поведения в общественных местах, но и сформировать стремление к глубокому усвоению элементарных знаний о государстве и праве, понимания личной ответственности за свои действия и поступки, потребность соблюдать и охранять правопорядок..

       С этой целью воспитатели нашей школы совместно с классными руководителями и педагогом-организатором готовят и проводят беседы на темы: «Устав школы – основной закон школьной жизни», «Твои права и обязанности», «Личная ответственность школьника», «Тебе до всего есть дело», «Моя милиция меня бережет».

Традиционными в школе стали тематические вечера по правилам дорожного движения, вечера вопросов и ответов с приглашением работников милиции, инспекции по делам несовершеннолетних.

Органической частью нравственного воспитания школьников является формирование убежденности в необходимости охраны природы. Для этой цели воспитатели школы-интерната проводят экскурсии в природу. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с засыпанными и загрязненными родниками. Очистить родник от мусора – дело рук каждого. Если экскурсия проводится в местности, для поверхности которой характерны овраги, балки, то и здесь дети могут с помощью взрослых, навести порядок.

 Общение с природой – прекрасная школа воспитания  у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Жестокость детей к животным, которую можно заметить в отдельных случаях, чаще проявляется неосознанно. Так, во время экскурсии к водоему нередко можно видеть ребят, которые, заметив лягушек, начинают бросать в них камни. Воспитатель объясняет им, что лягушки – полезные животные, а полезных животных человек всегда оберегает, заботится о них.

  В конце учебного года воспитанники старших классов ходят в туристический поход. В походе дети учатся правильно укладывать рюкзак, разжигать костер и варить пищу, запоминают правила движения туриста в походе. Но самое главное – ребята привыкают переносить трудности походной жизни, приучаются замечать, кому нужна помощь, своевременно оказывать её товарищам, поддерживать хорошее и бодрое настроение.  

      Воспитательный процесс в школе-интернате идет непрерывно и не только на занятиях в классе, когда проводятся беседы, внеклассное чтение и различные общешкольные мероприятия, посвященные таким праздникам, как день Победы, день Всенародного единства и др.

Каждый год воспитатели проводят опрос своих детей, о том знают ли они, кто в их семье из старшего поколения воевал в ВОВ. Участников войны осталось совсем немного, но устные рассказы обычно передаются из поколения в поколения. Беседы, чтения произведений военно-патриотического характера побуждают детей глубже интересоваться историей своих прадедов, их жизнью пришедшей на военные годы. Апофеозом такой работы стало общешкольное мероприятия, приуроченное всенародному празднику 9 мая «Они были молодые», куда были приглашены старейшие ветераны школы, чья молодость пришлась на годы войны.

Учащиеся 7-8 классов подготовившие праздник с чтением солдатских писем, с взволнованно-задушевным исполнением песен войны вызвали теплую реакцию у пришедших ветеранов, что естественно способствовало возникновению высоко-эмоционально-патриотической атмосферы у всех участников праздника. Видя слезы людей, проживших жизнь, полную трудностей, потерь, решений и не растерявших жизнелюбия, человеколюбия и любви к многострадальной своей Родине, дети без сомнения получают живой теплый урок, толчок формирования патриотического сознания. Ощутить себя частицей вершащейся истории своей Родины можно только посредством связи поколений, что и происходит при живой работе с взрослыми и детьми. Но воспитание патриотических чувств это не только экскурс в прошлое Родины, но и жизнь в ритме событий современности. Каждый день происходят события, где действующими лицами становятся не личности, а страны, где мы – огромное сообщество сограждан, называемое одним коротким словом «Россия». В школе идет непрерывная акция «Я – частичка огромной России». Еженедельная линейка, на которой кроме назиданий о дисциплине часто освещаются важнейшие события, происходящие в мире. Трагические события в Беслане, в небе, где разбился самолет с детьми из соседней Башкирии, события Норд-Ост, события в Южной Осетии, нашли отражения в минуте молчания на линейках и в последующих занятиях, беседах в воспитательном процессе.

Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения должно осуществляться посредством живой, практической деятельности. Особенно это важно для наших детей, ведь им легче усвоить морально-гражданские ценности не устным назиданием, а наглядным методом – увидеть, потрогать, запомнить.

Особенно это важно сейчас в век больших и сомнительных соблазнов, таких как деньги, богатство, «крутые» машины и многое другое, что уводит с пути становления личности как гражданина, патриота своей Родины.      

           В настоящее время человек может считать себя полноправным гражданином государства только в том случае, если он знает законы этого государства. Поэтому в школе в настоящее время большое внимание уделяется правовому воспитанию, воспитанию гражданственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: опыт работы УДОД в процессе реализации инновационного проекта «Светёлка».

Предлагаю вашему вниманию конспект тематического вечера "День победы".Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к участникам ВОв.Задачи: актуализировать и активизировать сл...

Формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию в ДОУ

В материалах представлена методическая разработка по нравстенно-патриотичекому воспитанию в дошкольном учреждении: доклад-выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей, сценарий праз...

Нравственно-патриотическое воспитание средствами краеведения.

Меняются времена, эпохи, люди… Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Самое большое счастье для школы и р...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание на уроках истории XXI века".

На межрегиональной конференции партии "Единая Россия", прошедшей в мае 2011 года, в Волгограде, Владимир Владимирович Путин рассказал, что он думает о преподавании истории в российских школах и о том,...

доклад«Нравственно-патриотическое воспитание в формировании духовно – нравственных ценностей дошкольников»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительны...

Буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию для родителей Воспитание любви к своей малой Родине

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результат...