Дифференциация [ п ] - [ б ].
методическая разработка по теме

Методическая разработка логопедического занятия "Дифферециация [ п ] - [ б ] для групп с нарушением чтения и письма, обусловленных фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differ.p-b_konspekt_zanyatiya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.  Дифференциация  [п], [б] в словах.

Цель:        - вырабатывать чёткую дифференциацию [п], [ б  ] по звонкости – глухости;

         - развивать фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез  слов,      

               фонематические представления;

        -  расширять лексический запас,

        -  вырабатывать  навыки  самоконтроля.

Дидактические средства:  индивидуальные комплекты бук  Б, П;

                                    цветные карандаши;

                                демонстрационные картинки с буквами  Б, П;

                                игра «Эстафета»;

                                индивидуальные блиц - тесты.

Ход    занятия.

I. Организационный   момент.

II. Основная часть.

  1. - Назовите одинаковые звуки в словах:

1) бублики, батон, булка, баранки, блины;

2) пирожки, печенье, пицца, пончики.

- Какое общее название можно дать  всем этим словам?

- Догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня?

- Послушайте отрывок из стихотворения Парамоновой «Капли – барабаны».

                Послушаем вместе «пугаться», «пускать»

                Здесь голоса нет в звуке «П»,

                А в слове «бороться» и в слове «бежать»

                Слышится звонкое «Б»

                Запомните, «Б» - барабанов бой,

                а «П» - лишь капли дождя.

- Ребята, почему «Б» - барабанов бой?  «П» - капли дождя?

  1. Уточнение артикуляции звуков [п], [ б].

-  Ребята, давайте сравним звуки Б – Б’, П – П’, . Найдём сходство и различие при произнесении этих звуков.

Вывод. В звуках п, б 

сходство:  они согласные, парные,  т.к. имеют  одинаковую   преграду, могут  быть мягкими и твёрдыми;

различие: звук  п – глухой,  звук  б – звонкий.

  1. Дифференциация  п-б в словах ( устно).

Игра «Эстафета».

- Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.

У каждого ученика беговые дорожки и фишки желтого и коричневого цвета.

Логопед диктует слова, дети продвигают фишки.

Слова: бутон, добро, подарок, капитан, топот, абрикос, апрель. работа, компот альбом, бусы.

- Кто победил? С каким счётом?

  1. Анализ слов – паронимов.

- Ребята, буквы б  и  п  прислали нам шифровку. Попробуйте прочитать, что они написали. Объясните значение слов.

Слова: бочка – почка, балка – палка, бил – пил, забор – запор, плещут – блещут.

Слова прочитываются, объясняется значение. Запись  в тетради.

  1. Игра «Доскажи словечко». У детей комплекты букв  б-п, подсказывая слово, показывают нужную букву.

-Ребята, у меня есть незаконченные стихи, подскажите, пожалуйста, нужное словечко.

  1. Капусту вытащили из         …  (бочки)

Листья появились из        …  (почки).

  1. Я холодную воду не                 …  ( пил)

И собаку свою я не                 …  (бил).

  1. Старик опирался на                 …  (палку)

Крыша опирается на         …  (балку)

  1. На воротах хороший         …  (запор)

Вокруг дома построен        …  (забор)

  1. В синем море волны         … (плещут)

В синем небе звёзды         …  (блещут).

  1. Динамическая пауза.

Зарядка для отличника.

1.«Перекрёстные шаги». Стоим свободно и расслабленно. Поднимаем левую ногу – к ней опускаем правую руку. «Встретиться»  им суждено примерно на уровне живота. Затем рука и нога меняются.

2.«Крюки Дэннисона». Руки вперёд, соединяем тыльной стороной ладоней. Перекрещиваем руки и делаем замочек из пальцев. Сгибаем руки в локтях и прижимаем к груди. Закрываем глаза.

3.Ноги параллельно, носочки чуть внутрь, коленки расслаблены. Руки вытягиваем вперёд и соединяем пальцы домиком. Большой палец направлен в потолок, остальные в пол. Глаза открыты, тоже смотрят в пол.

  1. Графический диктант. Игра «Поймай рыбку»

- Мы сейчас будем ловить рыбку из аквариума. На каждой рыбке ест картинка, вы назовёте картинку, скажете, какой звук есть в этом слове, п или б, и на каком месте он стоит.

Каждый ученик выходит к доске, ловит рыбку, записывает на доске букву и её место в слове.

  1. Игра «Самый умный».

Логопед задаёт вопросы, дети отвечают одним словом, ответы записываются в тетради, звуки п – б выделяются желтым и коричневым цветом. Правильно ответивший, получает звёздочку. В конце игры подсчитываются звёздочки, определяется «самый умный» ученик.

Вопросы.

-Кого ловят рыболовы?

- Какое дерево имеет белую кору?

- Что ставит на зуб врач – стоматолог?

- Какое вежливое слово вы говорите, когда благодарите?

- О каком овоще говорят: «Сто одёжек и все без застёжек»?

- Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это …?

- Ёмкость, в которой продают лимонад?

- Назови одним словом: стол, стул, диван, шкаф -…

- Как зовут лучшего друга Винни-Пуха?

- Какой день недели наступает после четверга?   а после  пятницы?

  1. Заполнить блиц – тест. Вставить в слова буквы  б  или  п.

III. Итог.

 - О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?

- Чем эти звуки похожи?

-  Назовите отличительный признак звука  б (п).

- Что больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...