Роль игры в умственном, физическом и речевом развитии ребенка.
статья на тему

Хилай Марина Аркадьевна

Статья посвящена роли и значению игры в процессе обучения и воспитания детей.  Может быть использована в качестве консультативного материала для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igry.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в умственном, физическом и речевом развитии ребенка.

Значение игры в жизни человека образно отражено в ироничных и крылатых словах: «Что наша жизнь? – Игра!». И это не случайно. В разных ситуациях мы постоянно (сознательно или нет) «исполняем» разные роли: служебные, профессиональные, общественные, семейно-домашние, случайно-эпизодические и др. Выполняя свои обязанности (как условия, несущие содержательное и нормативно-правовое значение), мы одновременно соблюдаем и ролевые условия, отражающие наши эмоциональные, межличностные отношения с окружающими людьми и разные формы нашего социального поведения.

Игровому состоянию присуще: эмоциональная приподнятость, всплеск, активность, задор, кураж, соревновательность, собранность, сосредоточенность и т.д. Не говорите, что играть любят только дети. Игры в жизни взрослых занимают не меньше места, чем у детей. Только взрослые уже играют в другие игры, в других условиях, по другим правилам и с другими задачами. Само понятие игры рассматривается как форма сенсорно-двигательной активности, как условная форма воспроизведения действий и отношений человека с окружающим миром и, прежде всего, человека с человеком. В чем привлекательность ролевой игры? Не в том ли, что в условиях игры появляется возможность выйти за рамки привычного собственного «Я», возможность попробовать себя в новых, необычных условиями заданиях, в новой роли, в перевоплощениях.

Появляется возможность некоей отстраненности от привычного своего «Я». Переход в игровое состояние, вхождение в новый для себя образ – все это в какой-то мере снимает для играющего и ответственность за поступки своего «Я» («Ведь это не совсем «Я», это другой, роль которого я только исполняю».). Поэтому в игре легче преодолевать скованность, неуверенность, опасения; появляется раскрепощенность, смелость, активность, а с ними и неожиданные даже для себя личностные качества и поступки.

Как забавно и в то же время захватывающе интересно попробовать себя в новой роли, показать всем и себе, на что ты способен. Какой появляется простор для фантазии и творчества, сколько возможностей, чтобы утвердиться в значимости и многогранности собственного «Я». В разного рода современных психологических тренингах, в психокоррекционной и психотерапевтической работе активно используются игровые приемы и методы: сюжетно-ролевые и ситуативные игры, подражание, «вхождение в образ» (по К.С.Станиславскому), деловые игры, игротерапия, психодрама…

И заикающиеся здесь не исключение. Известны случаи, когда сильно заикающиеся в жизни люди, на сцене преображаясь, говорят совершенно свободно (например, русский артист И.Н.Певцов). Еще Демосфен в своих речевых упражнениях использовал прием подражания манерам поведения легендарного консула Перикла и своего врача Неоптолема. И в современных методиках логопедической работы с заикающимися в разной степени, но обязательно, также используются игровые приемы.

Более всего об игре собран материал в педагогике, в связи с изучением роли и значения игры в процессе обучения и воспитания детей. Накоплен обширный материал (начиная с Сократа и Платона, V—IV вв. до н.э.) об истории, теории и практике детской игры, особенно в дошкольном возрасте, когда игра является ведущей деятельностью ребенка, т.е. от нее зависит все развитие в этот период.    

Формирование игровой деятельности у ребенка в дошкольном возрасте проходит (по мнению Д.Б.Эльконина) через 3 этапа: сначала появляется предметная игра (манипуляции с предметами, воспроизведение предметных действий взрослых), потом сюжетно-ролевая (воспроизведение отношений между взрослыми) и наконец, игры с правилами, где эти правила превалируют и усложняются. Поэтапность развития игры примерно соответствует дошкольным возрастам ребенка: а) младенческому и раннему, б) младшему и среднему дошкольному, в) среднему и старшему дошкольному.

Говоря о значении игры для ребенка-дошкольника, педагог А.С.Макаренко писал: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра».

Признанный корифей отечественной педагогики К.Д.Ушинский так объяснял интерес детей к игре: «Для дитяти игра – действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Русский врач Е.А.Аркин считал, что игры благотворно влияют на здоровое самочувствие детей. Не может быть здорового развития у ребенка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребенок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой. Игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья.

Детские психологи А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др. на основе своих исследований показали, что игра как вид деятельности ребенка дошкольного возраста значительно способствует гармоничному развитию у него все основных психических процессов (от самых элементарных до самых сложных) и формированию его личностных качеств.

Результаты специальных исследований и практических наблюдений способствовали тому, что в условиях современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста играм отводится ведущее место. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» указывается, что игры имеют большое значение для физического и психического развития детей, для становления индивидуальности каждого ребенка и формирования детского коллектива. Игра является своеобразной формой общественной жизни дошкольников.

В играх детей отражаются впечатления, полученные из окружающей жизни, из любимых книг; развиваются взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Игры способствуют развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности. В играх у детей уточняются представления об окружающей жизни, расширяется кругозор; развивается восприятие, мышление, внимание, речь, необходимые движения. Игры создают бодрое и радостное настроение ребенку.

В режиме дня детского сада предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после утреннего занятия, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры могут быть использованы на разных занятиях и на прогулках.

От воспитателя требуется при выборе игр учитывать задачи умственного, физического, нравственного, эстетического и общего воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подбирать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру-драматизацию.

Специфика игровой деятельности у детей с речевыми нарушениями.

Неправильная речь заикающихся детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью особенно затрудняют включение таких детей в игру. Обычно эти дети робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающиеся дошкольники в играх отличаются, наоборот, неоправданно повышенной фантазией, резонерством, некритичностью к своему поведению.

Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности), лишает его радостного настроения, угнетает.

Недостаточно развитая речь, возможные нарушения движений (некоординированность, несоразмерность усилий, двигательные уловки, несобранность, неуклюжесть) – все это, с одной стороны, затрудняет полноправное участие заикающихся детей в играх, а с другой стороны, способствует фиксации ребенка на своем дефекте. От этого усложняются и проявления заикания и задачи воспитательной работы с заикающимися ребенком. Все это указывает на необходимость и своеобразие использования игр в логопедических занятиях с заикающимися дошкольниками.

В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к коллективу, к своему месту в нем и т.д. Во втором (между занятиями) помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль речевого развития ребенка в дошкольном возрасте

Язык - одно из наиболее сложных и гениальных изобретений человечества4 это инструмент, с помощью которого мы можем развиваться и коммуницировать в обществе. Насколько важно речевое развитие ребенка в ...

Роль семьи в формировании речевого развития ребенка

В условиях школы низкий уровень развития речи является одним из главных препятствий в формировании навыков учебно-познавательной деятельности, в полноценном общении со сверстниками и взрослыми, тормоз...

Роль игры в речевом развитии ребенка

Консультация для педагогов и родителей...

Семинар для родителей " Роль детской книги в речевом развитии ребенка"

Детская книга рассматривается как средство умствен­ного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоос­новой воспитания. По словам В. ...