Роль игры в речевом развитии ребенка
консультация по теме

Титова Елена Константиновна

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_rechevom_razvitii_rebenka.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в речевом развитии ребенка

Очень часто мы слышим такое высказывание родителей и других взрослых, которые окружают малыша: «Я учу ребенка говорить».

Все взрослые почему-то забывают, что ребенок такой же активный участник взаимодействия, как и взрослый. Ребенок слушает, смотрит, наблюдает за происходящим вокруг него, двигает руками, ногами, трогает предметы, рассматривает их, пробует на вкус, бросает, подтягивает к себе, пытается озвучивать происходящее и делает многое другое. Он исследует окружающее его пространство. Взрослые же интуитивно организуют пространство вокруг малыша, которое помогает ему узнавать этот мир. В комнате, где находится малыш, обычно всегда много игрушек. 

Поэтому, когда мы говорим, что учим ребенка, мы должны иметь в виду: обучение — это активный процесс, в котором участвуют двое — взрослый и ребенок. Мы не можем заставить ребенка учиться больше, чем он может. Мы можем предоставить ему возможность и благоприятное окружающее пространство, которое будет стимулировать развитие ребенка и в том числе развитие речи. Что и делают все родители.

Мы можем учить ребенка, но нельзя научить его, ребенок обучается различным навыкам и умениям сам.

Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Ребенку нужны игрушки, чтобы он играл и обучался новым навыкам. Игрушки должны быть интересными, достаточно сложными, чтобы расширять его умения и навыки. Но, в то же время, игрушки не должны быть слишком сложными, чтобы приобретение новых навыков не стало для ребенка непреодолимым препятствием.

Игрушки и игровые материалы должны соответствовать возрасту ребенка, его пониманию, возможностям и уже приобретенным умениям, и навыкам. Известно, что детям легче учиться на чем-то знакомом, на знакомых игрушках и игровых материалах. Просто малыши пытаются делать что-то новое, более трудное с уже знакомыми для них игрушками.

Родители (близкие взрослые), предлагая детям игрушки, часто и не подозревают, какие функции могут выполнять игрушки, и насколько они важны для развития ребенка. Они это делают интуитивно и почти всегда верно.

Специалисты (логопеды, дефектологи, психологи), которые занимаются с детьми раннего возраста, используют в своей работе приблизительно одни и те же игрушки, которые способствуют развитию мелких и крупных движений, развитию речи, зрительному и слуховому восприятию:

  • Звучащие игрушки (погремушки и пищалки, издающие звуки разной частоты);
  • Игрушки (предметы) из различных материалов: деревянные, пластмассовые, меховые, из ткани, вязаные, металлические;
  • Наборы игрушек животных и птиц для звукоподражания (корова, гусь, кошка, собака, курица);
  • Мыльные пузыри;
  • Большие и маленькие мячи;
  • Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров (для изучения формы и размера);
  • Книжки-раскладушки, звучащие книжки;
  • Заводные игрушки;
  • Маленькие зеркала;
  • Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон);
  • Детское лото, разрезные картинки;
  • «Цветовые фоны» — для изучения основных цветов;
  • Пластилин и формочки для формирования из него фигурок;
  • Шнурки, бусы (крупные, пластмассовые и деревянные);
  • Мягкие игрушки;
  • Игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки);
  • Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками;
  • Разноцветные кубики разных размеров;
  • Игрушки на причинно-следственные связи (потянул, нажал — получил эффект);
  • Деревянные молотки и доски с прорезями для забивания деревянных колышков;
  • Большие и маленькие конусообразные и квадратные пирамидки;
  • Машинки разных размеров разных моделей (легковые, грузовые, пожарные, краны);
  • Конструкторы;
  • Краски пальчиковые;
  • Куклы, кукольная мебель, посуда;
  • Набор формочек для игры с водой и песком;
  • Игрушки с веревочкой, за которую можно тянуть;
  • Прозрачные банки с крышками;
  • Матрешки;
  • Погремушки, такие которые удобно брать в руки, в т.ч. мягкие.

Все игрушки можно использовать по-разному — в зависимости от того, чему вы хотите учить ребенка, предлагая ему ту или иную игрушку. Разные специалисты используют одинаковые игрушки для достижения разных целей. Например, «машинка». Варианты игры с машинкой:

  • ее можно просто катать по полу,
  • можно скатить с горки,
  • можно закатить машинку под арку, которую легко соорудить из больших кубиков, или использовать большой или маленький стул, затем доставать ее из-под стула,
  • можно положить в машинку кубик или посадить игрушечную собачку и перевозить их в другое место,
  • можно столкнуться машинкой с кубиком «сделать аварию» и произносить «бах, упала» (такие аварии очень нравятся малышам, они начинают повторять это по много раз),
  • можно играть с машинкой вдвоем, катать ее друг другу.

Играя с машинкой, ребенок развивает крупные и мелкие движения (крупную и мелкую моторику), координацию движений, учится произносить звуки и слова, учится играть по очереди, что важно в будущем для общения, учится ожидать, выполнять инструкции.

С одной только машинкой вы можете придумать еще с десяток разных действий и игровых ситуаций. И все они будут способствовать развитию малыша.

Все действия с игрушками необходимо озвучивать. Это помогает ребенку понять, что разные слова обозначают определенное предметы и действия. Но нельзя забывать о том, чтобы делать паузы в речи, чтобы давать возможность ребенку самому произносить звуки, слова.

Все малыши хорошие имитаторы. Они повторяют за взрослыми их действия, звуки, слова и таким образом обучаются различным навыкам и речи.

Хвалите ребенка за успехи в игре, взаимодействии, речи. Когда ребенок ощущает себя успешным, он будет стремиться к тому, чтобы овладеть новыми умениями и навыками и таким образом продвигаться в своем развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в умственном, физическом и речевом развитии ребенка.

Статья посвящена роли и значению игры в процессе обучения и воспитания детей.  Может быть использована в качестве консультативного материала для педагогов....

Роль речевого развития ребенка в дошкольном возрасте

Язык - одно из наиболее сложных и гениальных изобретений человечества4 это инструмент, с помощью которого мы можем развиваться и коммуницировать в обществе. Насколько важно речевое развитие ребенка в ...

Роль семьи в формировании речевого развития ребенка

В условиях школы низкий уровень развития речи является одним из главных препятствий в формировании навыков учебно-познавательной деятельности, в полноценном общении со сверстниками и взрослыми, тормоз...

Семинар для родителей " Роль детской книги в речевом развитии ребенка"

Детская книга рассматривается как средство умствен­ного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоос­новой воспитания. По словам В. ...