Конспект занятия по социальному развитию с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст) «Я такой, а ты какой?»
план-конспект по теме

Артемьева Александра Борисовна

На данном занятии дети учатся позитивному общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_takoy_a_ty_kakoy.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  казенное учреждение

Детский дом-интернат

« Южное Бутово»

Конспект занятия

по  социальному развитию

с умственно отсталыми детьми

(старший дошкольный возраст)

«Я такой, а ты какой?»

Подготовила воспитатель   Артемьева Александра Борисовна

                                         

       Москва  2012 г.

Цель:  Совершенствование умений и навыков позитивного общения.

Задачи.

Образовательные:  

Формирование умения  называть  фамилию, имя, отчество; адрес проживания;

 формировать представление о себе, как о человеке и его отличительных особенностях;

формировать представление о дружбе, друге.

Коррекционные: Развивать речь, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитание доброжелательности по отношению к другим людям;  Воспитание желания не обижать, прощать, сочувствовать.

Материал: иллюстрации детей разного возраста, пола, цвета кожи;

листы бумаги, карандаши, фломастеры;

шаблоны овалов и кругов; мяч; красиво украшенная  палочка.

Предварительное чтение:

Е. А. Пермяк «Самое страшное»;

С. П. Никитский «Что Вите делать?»;

В. П. Катаев  «Цветик-семицветик»;

В. А.  Осеева «Рассказы».

Ход занятия

Организационный момент – игра «Добрые слова».

 Цель:  обогащение и активизация словаря.

Дети встают в круг, воспитатель с ними, у воспитателя в руках палочка.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Кто берёт её в руки, тому сразу хочется сказать хорошие слова. Но эту палочку нельзя держать в одних руках, иначе она перестанет быть волшебной. Передавать её надо из рук в руки, глядя в глаза, улыбаясь, и говорить при этом добрые слова, или хорошие пожелания.  Давайте попробуем.

Воспитатель передает палочку со словами: Возьми, Руслан, ты хороший мальчик, я желаю тебе удачи. Дети передают дальше со словами: ты добрый, веселый, доброго тебе дня,  ты хорошо поёшь и т.д.  Воспитатель подсказывает при необходимости. Воспитатель спрашивает, приятно ли детям было слышать хорошие слова о себе.  Дети садятся за парты.

Беседа по иллюстрациям. Воспитатель: Посмотрите, что за дети смотрят на нас с этой иллюстрации? (Показывает иллюстрации детей трех рас - белой, желтой, черной.)

- Какие красивые дети. Чем они отличаются? (Цветом кожи, цветом и разрезом глаз.)

-Чем похожи? (Все они люди одного возраста, это дети)

- Как вы думаете, а могут они все трое хорошо петь, танцевать, быть добрыми? (да) Зависит это от цвета кожи? (нет)  Видели ли вы людей с желтой или черной кожей? Можно их разглядывать в упор?  Культурно ли о них говорить вслух, показывать пальцем? (Нет, потому что это может их обидеть.)

Анализ ситуаций.

Воспитатель, показывает фотографии детей в инвалидных колясках, с дефектами лица и др.

-Вопросы к детям:

-Как нужно относиться  к людям с физическими недостатками? (так же как и к здоровым -  доброжелательно, уважительно.)

-Чем мы можем их обидеть? (указывая на них пальцем, пренебрежением и т.д.)

-Как мы в нашей группе относимся к такому мальчику? (помогаем ему переодеваться, играем с ним, помогаем ему на занятии, гуляем с ним на прогулке  и т.д.)

Воспитатель: А давайте вспомним, в какой книжке девочка помогает больному мальчику выздороветь с помощью последнего лепестка от волшебного цветка? («Цветик-семицветик»)

 Какими словами можно сказать об этой девочке?

(добрая, умная, хорошая, воспитанная, понятливая, хороший друг, и т.д.)

А вы хотели бы иметь такого друга?

Физкультминутка  «Давай познакомимся»

Дети встают в круг,  мяч в руках воспитателя.  Тот, кому бросают мяч, ловит его и называет своё имя, фамилию, возраст, пол, адрес, что он любит делать. Далее бросает мяч другому ребенку, с которым хочет познакомиться, и так, пока все дети не расскажут о себе.

Дети садятся за парты.

Беседа «Твои друзья».

- Хорошо ли иметь друзей? Почему? (да, с ними не скучно, весело, легко выполнять любую работу, интересно играть и т.д.)

  -А  как вы помогаете друг другу? (Завязываю шнурки, помогаю на занятии, защищаю, учу кататься на велосипеде  и т. д.)

А как нужно поступить, если другу плохо -  он упал, у него плохое настроение,  его обидели и т. д. ( Помочь встать, не смеяться над ним, сделать для него что - нибудь приятное)

-Что вы чувствуете, когда совершаете добрые поступки? (мне приятно, у меня становится хорошее настроение) А злые? ( не приносят радости)

Далее воспитатель предлагает вспомнить произведения, в которых дети плохо относятся к окружающим людям и даже животным. («Самое страшное»,  «Что Вите делать?»).

Обсуждение ситуаций из указанных произведений.

Повторение «Золотого правила жизни»- Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Упражнение «Опиши своего друга».

Цель:  учить составлять описательные рассказы из нескольких предложений о своих товарищах, находить отличительные черты в каждом.

Воспитатель озвучивает образец описания: Мой друг-мальчик, ему 14 лет, у него темные  прямые волосы, широкий лоб, карие глаза, прямой нос.  У  него тёмные  брови.

Воспитатель предлагает тем, кто затрудняется, смотреть на товарища и рассказывать о нем. Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям нарисовать портрет друга.

Тем, кто затрудняется, предлагает воспользоваться шаблонами, лежащими на партах. Можно предложить шаблоны лиц разной формы – круглой, овальной, удлинённой, шаблоны глаз, губ.  Дети рассматривают друг друга и рисуют. (Под музыку или песни о дружбе.)

В конце занятия рисунки вывешиваются, дети рассказывают о тех, кого нарисовали.

Воспитатель благодарит детей за активное участие в занятии.

Список литературы:

  1. О. Ф. Горбатенко   «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (Программа «Детство»)  Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Журнал «Коррекционная педагогика  4 (46), 2011
  3. Л. Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова «Программа  воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»  Издательство «КАРО» Санкт-Петербург 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации с умственно отсталыми детьми "Одуванчик-желтый сарафанчик".

Конспект занятия по аппликации с умственно отсталыми детьми....

Конспект занятия по рисованию с умственно-отсталыми детьми "Бабочка"

Конспект занятия по рисованию с умственно-отсталыми детьми "Бабочка"...

Примерные дидактические игры на занятиях по подготовке к школе с детьми старшего дошкольного возраста.

Шести - семилетний  ребенок на занятиях - эмоциональный ученик. Для него игра, сказка, выдумка - это неотъемлемая составляющая часть жизни. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного воз...

Конспект психологического занятия на тему "Бабушкин помощник" с детьми старшего дошкольного возраста

В основе занятия, коррекционная сказка из серии "Лесная школа", написанная Мариной Панфиловой. При использовании в занятии данной сказки решаются дидактические, коррекционные и терапевтические задачи....

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: «Общая горка»

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняТема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по ка...

Конспект занятия по автоматизации звука «С» с детьми старшего дошкольного возраста«Снежная Королева»

Конспект занятия по автоматизации звука «С» с детьми старшего дошкольного возраста«Снежная Королева»...