Речь детей 4-5 лет
методическая разработка по теме

Ким Любовь Игоревна

Эта статья знакомит с характеристикой речи, словарём этого возраста. Можно узнать о сложностях звукопроизношения и другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_detey_4-5let.doc124.17 КБ

Предварительный просмотр:

Речь детей 4 - 5 лет

Характеристика речи детей 4 - 5 лет

Для правильного и эффективного педагогического воздействия на развитие речи ребенка необходимо знать норму речевого развития в каждом возрасте. Рассмотрим некоторые особенности речи ребенка пятого года жизни, затрагивающие основные стороны речи:

  1. Объем и характеристика словаря.
  2. Состояние грамматического строя речи.
  3. Состояние звуковой культуры речи.
  4. Особенности связной речи.

Словарь детей 4 - 5 лет

Слово — значимая единица языка. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы, явления, их признаки и состояния, функциональные возможности. Грамматически связывая слова в определенной последовательности, человек оформляет свои мысли в речевые высказывания. Чем богаче словарь, тем больше возможностей более точно и выразительно донести свои мысли до слушателя (собеседника).

При нормальном речевом развитии и благоприятных условиях воспитания активный словарь ребенка очень быстро увеличивается и достигает примерно 2300 слов (по данным Е. А. Аркина). В течение пятого года жизни словарь увеличивается примерно на 600—800 слов. Причем части речи по-разному представлены в словаре четырехлетнего ребенка: существительные — около 50%; глаголы — около 30%; прилагательные — около 12%; наречия, числительные, союзы, предлоги, междометия, частицы — около 8%.

На пятом году жизни дети правильно называют окружающие предметы и явления, словесно обозначают их качества и свойства, действия и функции. Они стараются активно пользоваться видовыми и родовыми понятиями посредством слов-обобщений. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и круга его общения.

Углубление и расширение круга осваиваемых понятий напрямую связаны с освоением значений слов. Продолжается работа по раскрытию значений многозначных слов, обеспечивающая полноценное языковое и речевое развитие ребенка и способствующая формированию качественной стороны детской лексики. Работа над многозначностью слов тесно связана с освоением синонимов и антонимов.

Дети 4 лет начинают усваивать простейшие антонимы — слова с противоположным значением — и синонимы. Использование синонимов и антонимов помогает детям различать и уточнять значения слов.

      Значительно изменяется и внешний вид ребенка. До 3 лет ваш малыш был этакой пышечкой - пухленький, нежненький, розовенький. После 3 лет он постепенно начинает вытягиваться. Становится худым, возможно - не таким красивым, как раньше. Когда вы купаете своего ребенка, вы с ужасом обнаруживаете, что у него стали проступать под кожей ребра, что у него стали худые бедра и как бы крупные коленки, и вы начинаете укорять себя, что недостаточно хорошо кормите малыша, подозреваете, что ребенку не хватает каких-нибудь витаминов, нервничаете... И в конце концов обращаетесь за консультацией к врачу.
Успокойтесь. С вашим ребенком все нормально. И то, что он похудел, тоже нормально. Это можно считать одной из возрастных особенностей. Вас беспокоит, что малыш стал некрасивым. А помните сказку о гадком утенке?
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ РАЗВИТИЯ
Раньше вы часто измеряли рост ребенка и вес, у вас даже были специальные детские весы. После 3 лет нет необходимости делать это постоянно. Достаточно произвести измерения 2 раза в год.
Как оценить результаты измерений в динамике? Сложности это не представляет никакой. В этом возрасте (3 - 5 лет) важна пропорциональность увеличения роста и веса. Если вы вдруг заметили однажды, что данные веса имеют явную тенденцию обгонять данные измерений роста, значит, ребенок обретает избыточный вес, вы перекармливаете его; и таком случае пересмотрите питание ребенка, задумайтесь - хватает ли малышу возможностей подвигаться.
Внешний вид ребенка в этом возрасте изменяется потому, что практически сходят на нет жировые подкожные отложения, неравномерно развивается мышечная система ребенка. А именно: в первую очередь развиваются крупные мышцы, значительно отстают в развитии мышцы мелкие - межреберные мышцы, мышцы кистей и стоп и т. д. Менее развитые мышцы, естественно, при нагрузке быстрее устают. Помня об этом, старайтесь давать умеренную и постоянную нагрузку на мелкие мышцы - это помогает их развивать; и впоследствии, когда ваш ребенок пойдет в школу, натренированность мышц пригодится ему.
Помимо интенсивного развития мышечной ткани, у 4 - 5-летнего ребенка быстро развивается костная ткань. Ребенок ваш как бы вытягивается. Косточки растут и за счет замещения хрящевой ткани костной. Развиваются и кости черепа; вы и сами замечаете, что у ребенка в последнее время увеличилась голова.
КОСТНАЯ СИСТЕМА РЕБЕНКА
Кости человека состоят из органических (гибких и пластичных) и неорганических (твердых и хрупких) элементов. В разном возрасте эти элементы смешаны в разных пропорциях: у ребенка преобладает органический компонент, поэтому косточки его гибкие, и ему не так страшны падения, как взрослому; у людей преклонного возраста, наоборот, преобладает неорганика, поэтому кости у них твердые и хрупкие (там, где человек, будучи ребенком, упал без последствий с десяток раз, в возрасте почтенном лучше не падать ни разу). Различный у людей разного возраста и характер переломов: если у взрослого случается полный перелом, то у ребенка чаще всего переломы бывают по типу "зеленой веточки" (вы, конечно, пробовали отломать весной веточку вербы).
МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ
К 4 годам у ребенка давно уже должен быть весь комплект молочных зубов. Всего их 20. Не поленитесь, загляните малышу в полость рта, посчитайте зубки. Если их меньше 20, обратитесь за консультацией к участковому педиатру, к стоматологу.
СЛЕДИТЕ ЗА ЗДОРОВЬЕМ РЕБЕНКА
Скорость увеличения роста и веса ребенка, а также его совершенствование в психическом развитии напрямую зависят от здоровья малыша. Практика показывает, что часто и сильно болеющие дети значительно отстают от своих ровесников и в физическом, и в психическом развитии. Поэтому вам должно быть понятно, сколь важно в перспективе сохранить здоровье ребенка на ранних этапах его жизни.
Всякий раз, когда ваш малыш заболел, не занимайтесь его самолечением. Не стесняйтесь лишний раз проконсультироваться у педиатра. Даже если у ребенка, на ваш взгляд, незначительная простуда, вызовите на дом участкового детского врача. В противном случае вы рискуете запустить болезнь. Не долеченные болезни иногда переходят в разряд хронических. А страдающие какой-нибудь "хроникой" дети начинают отставать в физическом и психическом развитии.
ХАРАКТЕР И ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА
Ребенок до 3 лет, пожалуй, воспринимается родителями и окружающими просто как ребенок, малыш; на 4-м же году жизни, когда ваши сын или дочка начинают заметно взрослеть внешне и делать значительные успехи в интеллектуальном развитии, они уже воспринимаются как дошкольники; как-то незаметно ребенок обретает некую социальную окраску. Главенствующую роль в этой метаморфозе играет, разумеется, совершенствование интеллекта ребенка.
Прогресс во внутреннем развитии ребенка отмечается и в том, что малыш уже достаточно осознанно видит свое место в обществе людей. Он уже или понял, что вовсе не является центром Вселенной (а если и является таковым, то только для своих родителей), или увидел основания засомневаться в этом. Чтобы не воспитать совершенного эгоиста (себе на беду), укрепите ребенка и мысли, что он действительно не один и этом мире, и не мир подстраивается к нему, а он должен занять в этом мире определенную ячейку, он должен понять правила человеческого общежития и принять их, если не хочет однажды стать изгоем. Не надо впадать и в другую крайность: воспитывая скромность, не воспитайте склонность и готовность к самоуничижению; из этой склонности вырастают неуверенность в своих силах, болезненная застенчивость и прочие слабые качества, которые впоследствии весьма осложнят ребенку жизнь.
Изменения в ребенке (как во многом в жизни) происходят постепенно, и вы вряд ли сможете сказать: вот сегодня мой малыш изменился. Перемены в ребенке бросаются в глаза тому человеку, который давно его не видел (чужие дети быстро растут).
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Ваш ребенок уже давно и неплохо разговаривает; вы быть может, и забыли, как он произносил первые слова. Речь весьма облегчила вам общение. Однако в этом возрасте речь ребенка еще довольно примитивна. Слишком мал запас слов, почти совершенно нет умения выражать свои мысли; порой ребенку проще общаться с помощью коротких (телеграфных) фраз, восклицаний и жестов, чем сложить более или менее осмысленное предложение. Это тоже норма возраста, и не следует печалиться по поводу того, что ваш малыш такой косноязычный, в то время как соседская девочка так и щебечет, так и щебечет (и даже по-английски изволит!) - и замучила маму умненькими вопросами. Девочки вообще быстрее осваивают речь.
Чтобы интенсивнее развивать речь ребенка, существует только один способ: чаще с ним разговаривать. И чтобы контакт был обоюдный, чтобы не только вы говорили, а ребенок слушал. Увлеките ребенка так, чтобы и он говорил. И не ограничивайтесь простейшими темами: еда, одежда, братик или сестра; обсудите мультфильм (в каждом хорошем мультфильме содержится мораль, которую ребенок должен уловить и выразить словами), прочитанную накануне книгу, взаимоотношения со сверстниками.
СЛОЖНОСТИ С ПРОИЗНОШЕНИЕМ
В норме ребенок 4 - 5 лет должен говорить четко, все звуки произносить правильно. Если у ребенка есть сложности с произношением, вам следует обратиться за помощью к логопеду. Бывает, что в силу занятости родители все откладывают посещение логопеда со дня на день. Они теряют драгоценное время и, возможно, вредят этим своему ребенку.
Нарушения речи могут быть и следствием нарушения слуха. Существует закон: как ребенок слышит, так и говорит. Если ваш ребенок опускает какие-то звуки, например шипящие, задумайтесь - может, он не слышит их. Обратитесь за консультацией к участковому ЛОР - врачу. А перед тем и сами попробуйте проверить слух у ребенка. Шепот он должен слышать через всю комнату. Удобнее всего проверять слух, когда ребенок увлечен игрой. Вы его шепотом позовите. Если ребенок не реагирует, подойдите чуть ближе и позовите еще. Вы будете знать, с какого расстояния он слышит. При необратимых нарушениях слуха вам понадобятся консультация и помощь врача.
ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ ДОЛЖНО ИЗМЕНИТЬСЯ
Задумайтесь о своем отношении к ребенку: так ли оно изменилось, как изменился сам ребенок, или вы все еще относитесь к нему, как к младенцу? Некоторые дети привыкают к тому, что к ним относятся, как к совсем маленьким, и строят на этом отношении свое поведение; для таких детей сюсюканье - норма бытия. Если ваши отношения с ребенком застряли именно на этом уровне, поскорее вносите коррективы. Вы же не хотите вырастить ребенка под знаком инфантильности?
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
К 4 - 5 годам ребенок должен приобрести довольно обширный жизненный опыт, овладеть многими навыками. Это не только очень важно для него, но и в ваших интересах.
Ребенок в дошкольном возрасте уже многое должен уметь сам. Его жизненный опыт почти полностью зависит от величины тех усилий, которые вы в него вложили. И если вы видите на улице малыша, которому все наступают на шнурки, вините за его неумение только его родителей.
АЗЫ ОБЩЕНИЯ
Ребенок дошкольного возраста отличается от младенца еще и тем, что с ним уже появилась возможность договориться.
Если ребенок что-то просит у вас, а вы не можете дать ему конкретно это, предложите что-нибудь другое, на выбор. Ребенок до 3 лет уперся бы и начал капризничать; ребенок дошкольного возраста начнет выбирать. Дошкольник уже вполне способен обходить острые углы в отношениях с мамой и папой. Это его умение, а главное - стремление к компромиссу, вам остается только всячески приветствовать это.
Ребенок с вашей подачи познает мир во всем его многообразии. И мир полон для ребенка искушений. Ребенок живо интересуется им и всякое новое знание примеряет к себе: если вы рассказываете ему о космонавтах, он желает поскорее стать космонавтом, если вы рассказываете о водолазах, малыш тут же начинает мечтать о подводных глубинах; даже самые неромантические профессии прельщают его. Ваша задача: как можно больше расширить кругозор ребенка в этом возрасте. На те кирпичики, которые вы закладываете сейчас, ваш ребенок, не исключено, будет опираться всю жизнь.
ЛЕНИВЫХ ДЕТЕЙ НЕТ!
Ребенок дошкольного возраста настолько живо интересуется окружающим и готов познавать новые и новые явления, что, как губка - воду, впитывает в себя знания. Примечательно, что в этом возрасте вы не встретите детей ленивых. Ленивыми некоторые дети становятся значительно позже. А леность - плод неправильного воспитания. Если вы не будете регулярно заниматься с ребенком, если не будете приобщать его к работе по дому, если собственным бездействием сведете круг его интересов до "покушать и поспать", то не удивляйтесь, если однажды увидите в своем ребенке человека ленивого, эгоистичного, пустого.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ РЕБЕНКА
Возраст дошкольника можно назвать возрастом "интеллектуального голода". Малыш хочет знать абсолютно обо всем. И задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Взрослому даже порой приходится удивляться: какие темы интересуют и даже волнуют его ребенка. На заданные вопросы приходится отвечать. Отвечать - это очень важно. Если сравнить сознание, память ребенка с хранилищем, то можно с уверенностью сказать, что хранилище это практически пусто. И от вас зависит, как скоро и чем хранилище заполнится. Немаловажно и чтобы все "богатства" в хранилище были разложены по полочкам. Мало толку от хаоса, царящего в голове.
ИГРУШКИ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Для малыша игрушки так же важны, как для папы - машина, рыбалка и даже работа. Собственно, игра для ребенка - это и есть работа. Это только со стороны может показаться, что ребенок, играя, развлекается; нет, он работает над собой, совершенствуется: учится говорить, фантазировать... Порой он творит... Вы не замечали, что возня малыша с куклами очень напоминает маленький театр? Есть действие, есть диалоги. В представляемой драме иногда можно угадать конфликт.
Чтобы оттачивать разные грани интеллекта ребенка, и игрушки нужны разные. Игрушки на сообразительность (простейшие головоломки), игрушки, развивающие пространственное мышление (всякого рода конструкторы, наборы кубиков), развивающие творческое мышление (мозаики, калейдоскоп) и т. д. Вы, наверное, замечали, что дети очень любят нажимать на кнопочки; приобретите для своего ребенка игры и игрушки с кнопочками. Сделав такой подарок ребенку, вы, возможно, убережете от "поползновений маленького нажимателя кнопок" какую-то свою дорогостоящую аппаратуру, например, персональный компьютер.
Научите ребенка таким играм, в которых распределяются роли: врач - пациент, водитель автобуса - пассажир, учитель - ученики и т. д. Такие игры готовят ребенка к взрослой жизни; ребенок набирается в таких играх разнообразных навыков поведения, "прикидывает" на себя те профессии, представителей которых наблюдает в жизни.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТОЖЕ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ
Неправильно, если ребенок играет только в компании: с другими детьми или с вами. Он должен уметь играть и в одиночестве - когда задействована только его фантазия. К тому же малыш, играющий сам, более независим от ситуации, такого ребенка можно на некоторое время оставить дома одного, и он не будет испытывать чувства тревоги.
Приучить к самостоятельной игре ребенка можно постепенно. Вы начали с ним игру, увлекли его, потом на пару минут вышли из комнаты. Увлеченный ребенок по инерции продолжает игру один. Потом вы выходите на пять минут, на десять...
ТЕАТР У ВАС ДОМА
Кроме того, что вы устроите малышу настоящий праздник, вы еще сделаете очень полезный подарок, если принесете однажды домой 2 - 3 куклы-рукавички (театральные куклы). Когда такая кукла надевается на руку, она самым натуральным образом оживает. Ожившая кукла вызовет бурю восторгов у ребенка и заинтригует его, и растревожит воображение. Согласитесь, всякая кукла - это не просто лоскуты тряпок и солома. В каждой кукле есть что-то мистическое. Тем более в "ожившей". Вероятно, это отношение человека к кукле уходит корнями в глубокую древность, когда некоторые куклы представляли богов и отождествлялись с грозными силами природы.
ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА
Не забывайте о том, что существуют детские театры (ТЮЗ) или детские спектакли в театрах, (например в театре оперы и балета). Четырех или пятилетний ребенок уже вполне может посещать театр. Во-первых, посещение театра очень раздвинет рамки кругозора малыша; во-вторых, ощутимо разовьется интеллект; и в-третьих, что тоже очень важно, вы приобщите своего ребенка к культуре посещения театра.
ЦИРК
Есть ли смысл говорить, что всякому ребенку очень нравится цирк и посещение цирковых программ идет ему на пользу! Может, только следует посоветовать не стремиться взять для себя и четырехлетнего ребенка места непременно в первом ряду. Потому что ребенок может испугаться даже того же клоуна, который кричит слишком громко (надо же, чтобы слышали и в последних рядах!) Покупайте билеты на десятый ряд и далее.
СТАРЫЕ ДИАФИЛЬМЫ ЕЩЕ ПРИГОДЯТСЯ
С появлением телевидения, с широким распространением видеотехники, с огромным выбором видео-продукции как бы отошли на задний план диафильмы с фильмоскопом. Но это только на первый взгляд. Опыт показывает, что дети, вволю насмотревшись мультиков по телевизору, по "видику", с не меньшим интересом, чем детишки пятидесятых годов, смотрят диафильмы. Чем же их так подкупают выцветшие, иной раз сильно поцарапанные, но бережно сохраненные диафильмы пап и мам?.. Конечно же, содержанием. Но не только. Очень важно участие в просмотре мамы или папы. Мультфильм по "видику" ребенок может посмотреть и один. А вот в сказочный мир диафильма малыша вводит мама (а чаще папа). Этот контакт очень важен и очень повышает авторитет родителя; обаяние диафильма проецируется на того, кто его показывает, кто читает текст.
ПЛАСТИЛИН И ГЛИНА
Многие родители ошибочно полагают, что пластилин понадобится их ребенку только тогда, когда он пойдет в школу. Однако. Обратите внимание, с каким удовольствием ваш малыш возится в песочнице, какие замысловатые фигурки лепит из сырого песка. Этим делом он может заниматься часами. В домашних условиях такую песочницу с успехом заменяет пластилин.
Также полезна и увлекательна может быть лепка из глины. Например, вы выехали на берег реки или озера, нагулялись, накупались, вам надо заполнить чем-то свой досуг. Найдите с ребенком глину на берегу, как следует ее разомните и лепите фигурки. Эти фигурки можно высушить на солнце, можно затем обжечь дома в духовке и раскрасить масляными красками или лаками. Не удивляйтесь, если такая игрушка, сделанная собственными руками, станет у малыша одной из любимых. Кроме того, вы посвятите его в таинство - к таинство рождения игрушки. Помните: что для вас обычно, вашему ребенку вполне может представиться волшебством.
ОБЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ
Ни для кого не секрет, что дети очень любят животных, главным образом - поиграть с ними. Если пристрастие ребенка к животным совпадает со взглядами на животных дома у взрослых, то такой ребенок просто счастлив, потому что родители постоянно делают ему живые подарки. То в квартире появляется клетка с попугайчиками - зелененьким и голубеньким, то вдруг папа приносит откуда-то хомячка, то отгораживается вольер для черепахи или ежика. Кошка или собака в современном доме - явление обычное и весьма распространенное.
Длительное общение с животными воспитывает в ребенке чувство обязательности, надежности.
АКВАРИУМ
Очень увлекательное и познавательное дело - разведение рыбок. У ребенка появится обязанность - ежедневно кормить своих питомцев (лучше их, чем бездушный брелок), а когда ребенок станет старше, то и менять в аквариуме воду. Если вы заметите, что увлечение ребенка рыбками со временем не проходит, вы можете купить каталог аквариумных рыбок и другую специальную литературу, можете стать завсегдатаем магазина живой природы. Мало того, что все это очень развивает малыша, это еще и сближает вас с ним - общее дело, общий интерес (ничто так не сближает, как общее дело). И кто знает, может быть, даря ребенку возможность общаться с рыбками, вы закладываете в него фундамент будущей профессии (не обязательно ихтиолога, но и вообще - ученого).
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ
Как известно, коллекционировать можно не только марки, монеты, фантики от конфет или спичечные этикетки. Коллекционировать можно также открытки, машинки, оригинальные игрушки из киндер-сюрприза, гербарии, пластинки со сказками; можно составлять даже редкие необычные коллекции - у кого на что хватает фантазии, и кто какую склонность имеет.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
С большой пользой для физического развития ребенка вы можете провести время на свежем воздухе, затеяв какую-нибудь подвижную игру. Например, с мячом или в "догонялки", в "прятки"... Вспомните свое детство; какие разнообразные у вас были игры. Научите этим играм своего ребенка и его друзей. Вы, быть может, считаете, что эти игры придуманы кем-то из ваших родителей или близких? И ошибаетесь. Этим играм, возможно, не одна сотня дел, и в них играли многие поколения ваших предков.
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА
Музыка и танец - вот что нужно, чтобы воспитать в ребенке хорошие музыкальный слух и чувство ритма. Конечно, неплохо, когда ребенок, достигнув определенного возраста, начинает заниматься музыкой систематически и организованно (посещает музыкальную школу), когда начинает осваивать один-два музыкальных инструмента, когда поет в детском хоре и постоянно общается с детьми, обучающимися музыке. Но не во всех семьях музыкальное образование поставлено на такую широкую ногу. Ведь это сопряжено с определенной нагрузкой - не только для ребенка, но и для родителей. Чтобы развить неплохой музыкальный слух и чувство ритма, может быть, достаточно и регулярных занятий дома. У вас есть магнитофон, есть желание, у вас, у мамы, хорошая фигура - потанцуйте со своим ребенком. Это и вам будет полезно.
КРУГ ДРУЗЕЙ РЕБЕНКА
Подумайте над тем, как обеспечить своего малыша подходящим обществом. Быть может, у вас есть подруга, которая живет неподалеку и воспитывает такого же малыша, а может, вы очень дружите с соседкой и у нее есть ребенок, подходящий вашему ребенку для игр. Всегда можно договориться, тем более, что подруга или соседка испытывают аналогичные трудности. Можно пригласить знакомого ребенка к вам, а в другой раз отпустить вашего ребенка в гости. Некоторые мамы, имеющие много подруг с детьми, регулярно устраивают такой детский сад на дому. Другие мамы это только приветствуют, поскольку у них освобождается дополнительное время для работы по хозяйству, для похода в магазин.
Дети быстрее и гармоничнее развиваются, общаясь друг с другом. Они учатся азам сложной науки человеческих взаимоотношений. Согласитесь, получить свое и не обидеть другого, сделать желаемое и не помешать другому - довольно тонкое искусство. Дети, собравшись вместе, учатся держаться в обществе: настаивать или, наоборот, уступать; найти в себе потенциал стать лидером или подчиниться; уметь заинтересовать других, чему-то научить или научиться и т.д.
СМЕНА ИГР
Когда подбирается компания детей и вы приглядываете за этой компанией, постарайтесь сделать так, чтобы игры у детей чередовались. Игры ведь бывают разные: подвижные (с бегом и прыжками) или тихие и сосредоточенные. Иными слонами: есть игры "для ног", а есть - "для интеллекта". Развивать надо и то, и другое. Ведь в жизни правильно поступает тот человек, кто в течение дня чередует разные виды деятельности: например, пару часов посидел за компьютером, потом часик поработал на огороде; прослушал двухчасовую лекцию, затем поиграл на спортплощадке в волейбол и т. д.
Смена игр - это как разрядка для ребенка. Психика малыша слишком слабая для того, к примеру, чтобы весь день, не поднимаясь, складывать мозаику.
ВНИМАНИЕ К РЕБЕНКУ - ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ
Ребенок 4 - 5 лет уже, можно сказать, живет больше интеллектом, нежели желудком. Он становится спокойнее и сосредоточеннее, чем трехлетний малыш. Повзрослевший ребенок уже владеет собой и относится к себе критически. И нужны достаточно сильные раздражители, чтобы ребенок утратил контроль над собой. Но со взрослым человеком его, конечно, еще рано сравнивать; ребенок очень раним и требует чуткости.
Именно в этом возрасте ваш малыш становится личностью, и в этом возрасте соответственно формируется его характер. Помня об этом, не упустите момент. Вы еще можете повлиять на формирование личности: приучить к чистоплотности, к порядку, к честности, общительности... Есть старинная японская поговорка: судьба человека зависит от его характера. Можно сказать, что и элемент случайности иногда существенно влияет на ход судьбы, но в общем приведенная поговорка отражает истину.
Когда характер сформируется и закалится, вы уже вряд ли сможете переменить его - разве что сломать или слегка шлифовать, совершенствовать в лучших проявлениях.
После 3 лет, когда ребенок потихоньку начинает становиться личностью со своими характером, пристрастиями, образом мышления, он как бы начинает видеть себя со стороны. Мальчик обнаруживает, что он мальчик, а девочка - что она девочка. Сделав это важное открытие, ребенок обращает все больше внимания на свою перспективу.
Учитывая это, вы должны строить с ребенком свои отношения. Если до 3 лет ваш ребенок был для вас просто ребенок, то теперь вы видите в мальчике будущего мужчину, а в девочке - будущую женщину. И воспитываете их соответственно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Трудно переоценить  роль хорошо развитой  в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается  его мышление, поведение. Д...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"

Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....

Адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени

Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, по уровню интеллектуального и речевого развития требует использования  разноуровневых диагностических методик обследования устной ре...