Интегрированный урок "Природоведение +математика"
методическая разработка (5 класс) по теме

Обобщающий урок в 5 классе. Тема: "Лес. Закрепление вычислительных навыков умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc461 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 45 VIII вида»г.Ухты

Интегрированный урок

Природоведение + математика

5 класс

Тема:

Обобщающий урок по теме «Лес». Закрепление вычислительных навыков умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд.            

                                  

Разработала и провела урок учитель-дефектолог

Вронченко Елена Анатольевна


Пояснение к уроку

В последние годы в педагогической практике остро стал вопрос об активизации познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Многолетняя практика педагогической работы в школе данного вида показывает, что к 8,9-му классу у учащихся с интеллектуальной недостаточностью падает интерес к учебе. Причин этому несколько:

Концентричное построение программ, в целом обоснованное и верное, создает у детей чувство надоедливой знакомости;

Дальнейшее усложнение учебного материала делает его недоступным большинству учащихся, что снижает учебную мотивацию.

За время работы в коррекционной школе, мне стало понятно, что учащимся с интеллектуальной недостаточностью действительно сложно перенести знания, полученные на уроке математики в новую ситуацию. Даже учащийся, имеющий отметку «4» по математике, не всегда может прочитать к примеру десятичную дробь на уроке СБО в инструкции по использованию моющего средства или отмеривания продуктов для приготовления блюда.  Хотя в то же самое время на уроках математики эти учащиеся справляются с примерами на все действия с десятичными дробями и спокойно решают задачи на увеличение числа в несколько раз. Для социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью очень важно компенсировать этот дефект.

При проведении интегрированных уроков основное внимание учителя обращено на содержательную интеграцию изучаемых знаний. В связи с этим структура интегрированного урока отличается от обычного не формой (традиционные этапы располагаются в той же последовательности, что и на обычном уроке), а связью с содержанием изучаемых знаний. Связь обеспечивается  благодаря межпредметной интеграции содержания.

Интеграция как цель обучения, дает ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учит его представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

При планировании и разработке представленного ниже урока были учтены следующие особенности учащихся 5 класса :

Классификация по Певзнер;

Разделение на группы по обучаемости.

Данный урок интегрированный, относится к разряду уроков обобщения и закрепления знаний и умений. Поскольку урок интегрированный, он имеет свои особенности:

В урок по природоведению включался эпизодически материал по математике;

Сохранилась самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой;

В целом сохранилась структура урока.

Дидактическая цель урока была посвящена повторению и обобщению знаний по природоведению (раздел «ЛЕС») и совершенствованию вычислительных навыков по математике (умножение трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд), которые отражают связь отдельных частей мира как системы.

На данном уроке были поставлены следующие задачи:

1. Образовательные:

Обобщить и закрепить знания о лесе, его жителях; о пользе, которую лес приносит человеку.

Закрепить вычислительные навыки умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд.            

Определить связь между природоведением и математикой.

2.Коррекционно- развивающие:

Развитие мышления, речи, внимания, памяти.

Учитывая структуру дефекта (ядерное нарушение- мышление), развитие мышления проходило через развитие деятельности: сравнение, классификация, обобщение, аналитико-ситнетическая деятельность.

Учитывая системное недоразвитие психических процессов ставились задачи: развитие речи (добиваться полных, правильных ответов); развитие внимания, памяти (воспроизведение ранее изученного материала).

3. Воспитательные:

Воспитывать положительную мотивацию к учению (через организацию необычных заданий, смены видов деятельности, учет индивидуальных особенностей)

Воспитывать бережное отношение к природе.

В соответствии с дидактической задачей урока, структура урока имела следующий вид:

1. Орг. момент – полная готовность класса и быстрое включение в деловой ритм.

2. Актулизация знаний- на этом этапе актулизировались сведения, которые использовались в процессе всего урока. Была проведена работа с числами -их классификация была связана с классификацией и обобщением растений и животных леса.

3. Постановка целей и задач урока. Обучающимся были четко поставлены цели и задачи урока.

4.Основная часть была посвящена повторению и обобщению изученного материала. На этом этапе систематизировались, обобщались, воспроизводились знания материала по разделу «ЛЕС», а также закреплялись вычислительные навыки (решение задачи, примеров).

5. Физминутка была тесно связана с темой урока, а так-же носила релаксационный характер (прослушивание аудиозаписи).

6. Подведение итогов урока.

7. Оценивание проводилось по двум параметрам:

1. Знания по природоведению;

2. Вычислительные навыки.

8. Домашнее задание- задано, соответствовало теме урока.

Для реализации задач были использованы следующие методы:

Рассказ

Беседа

Наглядность: образная и натуральная

Практический метод (решение)

ТСО (аудиозапись)

Считаю, что отбор учебного содержания проведен рационально в соответствии с реальными возможностями учащихся.

На уроке старалась поддерживать доброжелательный психологический климат. Способствовала стимулированию самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа (решение примеров, работа с перфокартой «Следопыты») была средством включения каждого ученика в деятельность для достижения дидактической цели урока.

 Считаю, что поставленные задачи: образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие были решены полностью.


Тема: Обобщающий урок по теме «Лес». Закрепление вычислительных навыков умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд.            

Предмет: Природоведение и математика (5 класс, школа VIII вида).

Цель:

1. Образовательная:

Обобщение и закрепление знаний о лесе, его жителях; о пользе, которую лес приносит человеку.

Закрепление вычислительных навыков умножения трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд.            

Определить связь между природоведением и лесом.

2.Коррекционно- развивающая:

Развитие мышления, речи, внимания, памяти.

3. Воспитательная:

Воспитывать положительную мотивацию к учению, бережное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки с изображением белки, лося, муравья, грибов, дятла, мха (гербарий), ели, сосны, березы;

Персонаж или картинка с изображением Лесовичка (см. ниже);

Листочки дерева вырезанные из цветной бумаги к которым с одной стороны прикреплены цифры, а с другой буквы (см. ниже);

Картинки с изображением ели, сосны, березы и геометрические фигуры: круг, треугольник, овал;

Выставка натуральных предметов из дерева: книга, тетрадь, кухонная утварь, шкатулки, предметы интерьера (по усмотрению учителя);

Аудиозапись «Звуки леса-пение птиц»;

Таблички, перфокарты, заготовленные карточки с примерами (см. ниже).

Ход урока:

1. Орг.момент.

Приветствие.

- Посмотрите друг другу в глаза. Улыбнитесь.

- Сообщите цель вашего прихода в школу.

Дети:

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

-Сядет тот, кто назовет мне, что изображено на картинках

(На доске в ряд прикреплены картинки с числами. Дети называют, то что изображено на картинках и садятся.)

   

2. Актулизация знаний.

-Где мы можем увидеть все, что вы назвали? (В лесу)

-Ребята, к картинкам прикреплены числа. Посмотрите на них внимательно. На какие 2 группы мы можем разделить эти числа? (На однозначные и трехзначные)

-Кто изображен на картинках с трехзначными числами? (Перечисляют)

-Как можно назвать одним словом? (Животные)

-Что изображено на картинках с однозначными числами? (Перечисляют)

-Как можно назвать одним словом? (Растения)

-Ребята, на каком уроке вы работаете с числами? (Математика)

3. Озвучивание темы и цели урока:

-Вы наверное догадались, что урок у нас сегодня будет необычным. Сегодня на уроке мы с вами вспомним все, что узнали о лесе, о пользе, которую лес приносит человеку. А заодно мы с вами выясним, связана ли математика с природоведением и повторим умножение трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд.

4. Основная часть.

4.1

-К нам сегодня на урок пришли гости, и мы проведем для них экскурсию по лесу.

Лес- это большой дом. А в каждом доме есть хозяин. Он сегодня пришел к нам на урок, но не представился.

(Демонстрируется персонаж или картинка с изображением)

-Чтобы узнать, как его зовут, мы должны решить примеры. Такие примеры вы уже решали на уроках математики. Примеры лежат у вас на партах, а чтобы проверить правильно, ли вы их решили, посмотрите на листочки, прикрепленные к доске, и если вы на листочке найдете число, которое получили в ответе, значит пример вы решили верно.

(Примеры составлены с учетом групп по обучаемости.)

111х2    -3гр.

124х2 -2гр.

222х2   -3гр.

323х2 -1гр.

114х2 -3гр.

132х3 -2гр.

322х2  -2гр.

411х2-2гр.

На магнитной доске, заранее приготовленной, листочки с прикрепленными цифрами с одной стороны, а с другой стороны прикреплены буквы:

-Вы нашли числа на листочках? Молодцы, значит, вы решили верно. Теперь нужно расположить эти числа в порядке возрастания, от меньшего к большему. Если мы это сделаем правильно, сможем узнать имя хозяина леса.

(Ребята выходят к доске по одному и устанавливают нужный порядок. После этого листочки переворачиваем другой стороной и получаем нужное слово)

-Молодцы, быстро справились! Ребята, как мы смогли узнать имя хозяина леса? (Решили примеры и расположили числа в нужном порядке)

4.2.

-Ребята, почему лес называют большим домом?(В нем много растений, животных)

-Сколько этажей у леса? (Три этажа)

- Какие растения занимают- 1 этаж? (Мхи, травы)

                                              -2 этаж? (Кустарники)

                                              - 3 этаж? (Деревья)

-Поговорим о самом верхнем этаже. Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте, о каких деревьях мы будем говорить.

1. В каждый дом

Под Новый год

Это деревце придет

Зеленое и колкое

Зовется оно (Елкою)

2. Это дерево похоже

На ель, только иголки у него длиннее.

(Сосна)

3. Весной роняет слезы, белая (Береза)

На доску по мере отгадывания вывешиваются картинки:

                                                 

- Ребята, посмотрите на эти деревья внимательно. Мне кажется, что они удивительно связаны с геометрией. На что похожи кроны этих деревьев? (Треугольник, круг, овал.)

 (Рядом с картинками прикрепляются геометрические фигуры)

-А какие линии вы знаете в круге? (Диаметр, хорда, радиус)

- Давайте вспомним, какую пользу деревья приносят человеку? (Чистый воздух, дрова, мебель, доски, книги, тетради).

Можно обратить внимание на выставку (натуральные предметы), заранее приготовленную около доски и уточнить назначение данных предметов:

   

На доску вывешиваются таблички:

4.3.

-Ребята, Лесовичок обратился к нам с просьбой. Его дом совсем развалился, ему нужно построить новый. Он знает, что из 1 сосны можно сделать 4 доски. У него есть 112 сосен, но он не знает, сколько досок из них у него получится сделать. Поможем ему?

На доску вывешивается краткая запись, и еще раз проговаривается условие задачи:

-Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Сможем)

-Какое действие поможет вам решить задачу? (умножение)

-Почему? (4 доски взяли 112 раз)

У доски один ученик записывает план и решение.

112с.х4д.=448 (д.)

-Сколько получилось?

-Какой в задаче был вопрос?

-Какой будет ответ?

- Что мы смогли узнать при помощи математики? (Сколько Лесовичок сможет получить досок для постройки  нового дома)

Запись задачи в тетрадь.

5. Физминутка

Раз-присядка,

Два-прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснуться

Обязательно зевнут.

А волчата спинку  выгнут,

И немножечко подпрыгнут

Ну а мишка косолапый

Широко расставив лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

- Садитесь. Закройте глаза. Положите голову на руки. Немножко отдохнем. Сейчас вы услышите звуки, которые произносят лесные жители. А кто издает эти звуки вы мне скажите через минуту.

(Звучит аудиозапись «Пение птиц-звуки леса»)

4.4.

-Что вы услышали? (Поют птицы, шумит ветер)

-Наш Лесовичок тоже любит слушать пение птиц по утрам. Приятно прийти в лес в теплый солнечный день, сесть на пенек и послушать как поют птицы. Что еще лес дает человеку? (Отдых, удовольствие, красоту)

На доску, под прикрепленные ранее таблички добавляется еще одна:

-Каких лесных птиц вы знаете?

-Какие птицы обитают в РК?

-Что отличает птиц от других животных?

-На каких этажах леса живут птицы?

 -Как птицы связаны с деревьями? (Строят гнезда, живут в дуплах, выводят птенцов)

-Чем питаются птицы?

-Какое время года самое трудное для птиц? (Зима)

-Почему?

-Вспомните, а как мы помогали зимой птицам? (Изготавливали кормушки, насыпали корм)

-Чем мы корми птиц?

-Ребята, а что может случится с птицами, если человек вырубит все деревья? Ответы детей)

Учитель приводит пример плохого отношения ребят к деревьям и кустарникам

во дворе школы. Вывод делают сами дети: нужно беречь деревья, лес.

-Ребята давайте пообещаем Лесовичку, что будем всегда бережно относится к природе.

4.5.

-В лесной чаще живут не только птицы, но и звери. Каких лесных зверей вы знаете?

-Что отличает зверей от других животных?

-Каких зверей называют охотниками?

-Как отохотится –рысь?

                             -волк?

                             - лиса?

-Чем питается медведь?

- Медведь очень большой лакомка. Он любит лесные ягоды. Какие лесные ягоды знаете?

- В ягодах много витаминов, но не во всех одинаково. Чтобы узнать в какой ягоде больше всего витаминов вы должны решить пример. Число, которое у вас получится в ответе стоит рядом с названием самой полезной ягоды.

На доску вывешивается табличка:




БРУСНИКА

589



МАЛИНА

334



ЗЕМЛЯНИКА    484

Детям раздаются примеры с учетом групп обучаемости:

1 группа

123х3+15

2 группа

121х2х2

3 группа

121х4

-Какое число получилось?

-В какой ягоде больше всего витаминов?

-Молодцы, ребята! Знания по математике помогли вам ответить на этот вопрос.

-Итак, ребята, птицы и звери живут в лесу. Чем является для них лес? (Дом)

На доску, под прикрепленные ранее таблички добавляется еще одна:

-Зачем человек ходит в лес?

-Что дает лес человеку?

Добавляется еще одна табличка:

4.6. Игра «Следопыты»

- А теперь ребята поиграем в игру «Следопыты». Соедините линиями животных и следы, которые им принадлежат.

Ребятам раздаются карточки, которые подготовлены с учетом групп по обучаемости:


1,2 группа


3 группа

Взаимопроверка – оценивание работ друг друга.

Если останется время можно предложить перфокарту:

-Чем питаются зимой жители леса?
Соедини стрелками

Глухарь

Орехи, грибы

Пчела

Зерно

Мышь

Мед

Белка

Хвоя

6. Итог урока

-Что сегодня вспомнили на уроке?

-Кто живет в лесу?

-Какую пользу приносит лес человеку? (Возвращаемся к выстроенному ряду на доске:

ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ
ДРЕВЕСИНА
ОТДЫХ
ДОМ
ЯГОДЫ И ГРИБЫ)

-Какой вред может нанести человек лесу?

-О чем нужно помнить, чтобы сохранить лес?

-С кем познакомились сегодня на уроке?

-Чем мы помогли Лесовичку?

-Что еще помогла узнать нам математика?

-Чем может помочь математика хозяину леса? (Посчитать деревья, животных и т.д.)

-Как связана математика с природой?

-Что больше всего понравилось на уроке?

7. Оценивание.

8. Домашнее задание: найти загадку о жителях леса, нарисовать рисунок-отгадку.

213

5

333

7

498

3

596

9

248

822

222

646

444

228

644

396

л

е

с

о

в

и

ч

о

к

 ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ

ДРЕВЕСИНА

Из 1с.- 4д.

Из 112с.-?

Сколько досок можно изготовить из 112 сосен?

ОТДЫХ

ДОМ

ЯГОДЫ И ГРИБЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

Интегрированный урок математики в 6 классе "Математика и немножко сказки""

Иттегрированный урок - обобщение в 6 классе:Задача: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики  по теме "Умножение и деление дробных чисел".   Цель урок...

Конспект интегрированного урока математика+физика в 7 классе на тему: «Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни.»

В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других...

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики". (Редактированный).

Интегрированный урок проводится с учителями биологии и технологии с учётом всех требований ФГОС. Презентация к уроку для интерактивной доски....