Индивидуально Образовательная Программа дефектолога
методическая разработка по теме

Кукарцева Светлана Владимировна

 

Программа коррекционной работы в  школе направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.  Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iop_defektologa.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная программа

учителя-дефектолога  

МБОУ Козульской  СОШ №2

Кукарцевой Светланы Владимировны.

Педагогический стаж 19 лет

Стаж работы  учителем в учреждении – 19 лет

Стаж работы дефектологом-0

Классы, в которых преподает учитель- 1-3

Тема самообразования учителя:

«Формирование навыков учебной деятельности у

учащихся с нарушением интеллекта»

Курсы переподготовки:

2011-2012 год  «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология»

Педагогические технологии:

Использование ИКТ на уроках и занятиях с уч-ся VIII вида

Игровая технология

Введение

      Программа коррекционной работы в  школе направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.  Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Коррекционной работы  учителя может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной или дистанционной формы обучения.

Анализ собственной деятельности

      В 2011-2012 учебном году я стала работать учителем коррекционного класса. Опыта работы по данной специальности у меня совсем нет. С октября 2011 года я пошла на переподготовку в ИПК по курсу «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология» по итогам этих курсов я получу специальность учитель-дефектолог.

Цель моей деятельности – развивать профессиональную компетентность в области специальной педагогике для обеспечения коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, и сформировать учительские компетенции в индивидуализации и дифференциации обучения детей с нарушением интеллекта.

Задачи программы

  1.  Научиться выявлять  детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

  1. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

  1. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

  1. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуально-групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и психическом развитии.

  1. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

1.Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию учителя, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

2.Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

3.Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

4.Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.

5.Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

                 Направления  моей работы

      Моя коррекционно-развивающая работа должна  обеспечивать своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствовать формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Для этого мне необходимо будет:

  1. выбрать оптимальные для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  2. организовывать  и проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, необходимые для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  3. проводить внеклассные мероприятия на развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
  4. социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

 Описание педагогических технологий, которые позволяют достичь поставленных задач:

1. Использование ИКТ на уроках и занятиях с уч-ся VIII вида

  Состояние современного образования и тенденции развития общество требует новых подходов к развитию образовательной и воспитательной сред для достижения успеха в 21 веке уже не достаточно знаний и умений критически мыслить, а необходимо некоторая техническая квалификация.

        Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения и воспитания более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Использование новых информационных технологий может преобразить  проведение занятий, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимание и запоминания учебного материала, а главное,   подняв на более высокий уровень интерес к учёбе. Грамотное использование компьютера могло бы решить проблему дефицита подвижной наглядности, например, на занятиях по работе с бумагой: детям намного интереснее сначала увидеть, как выглядит поделка и как её изготовить, и только потом приступать к работе. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе в классе.

 Я считаю, что преимущества компьютера как инструмента обучения школьников        с нарушением  интеллекта состоят в том, что с его помощью        становится        возможным:


- мотивировать детей к трудным для них видам учебной деятельности;


- моделировать продуктивные виды совместной и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), необходимые для освоения поставленных развивающих и коррекционных задач;


- создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;


-
расширять возможности качественной индивидуализации специального        обучения.

2. Игровая технология

       Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

 

 Я думаю, что умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в социуме, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

   Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Этапы реализации программы

этап

результат

срок

Образовательный ресурс

Сбор и изучение теоретической  литературы по теме

«Обучение детей с нарушением интеллекта »

Создание методической копилки

2011-2012 год

Интернет, материалы коллег

Выступление на МО

Представление своей методической копилки

Май 2012 год

Курсовая переподготовка подготовка по теме «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология»

Диплом о высшем образовании по специальности «Дефектолог»

2011-2012 год

ИПК

Этап сбора и анализа информации

Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.

 Написание характеристик.

Август-сентябрь (каждого уч. года)

Этап планирования

 Составленная рабочая программа, имеющая коррекционно-развивающую направленность


Август-сентябрь

 (каждого учебного года)

 Программа коррекционного обучения, интернет.

Этап регуляции и корректировки

Результатом является внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка форм обучения, методов и приёмов работы.

Сентябрь-ноябрь

 Этап введение информационных технологий

Создание презентаций, коллекций картинок, фильмов, музыкальных произведении

2011-2013 год

Интернет. Собственные ресурсы

Этап введения игровых технологий

Банк дидактических игр в обучении младших школьников с нарушениями интеллекта

2011-2013 год

Интернет. Собственные ресурсы

Выступление на МО

Представление своего банка дидактических игр

Май 2013 год

Прохождение аттестации

Подтверждение I категории

2014-2015 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа по математике 6 класс

Продуктивное обучение в рамках общеобразовательной средней школы может быть осуществлено с помощью индивидуальных маршрутов обучения. Я попыталась составить нормативный документ, который отражал бы эт...

Индивидуальная образовательная программа

Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способ...

Индивидуальная образовательная программа педагога (ИОПП)

Тема ИОПП: «Организация деятельности учителя биологии по внедрению в образовательный процесс средней школы современных образовательных технологий способствующих формированию ключевых компетентностей и...

Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...

Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому.

Индивидуальная образовательная программа ученика 1 класса, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому содержит примерный учебный план, индивидуальный учебный план, а также ...

Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида

Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без  организации системы индивидуализаци...