Особые дети обычных родителей
статья по теме

Богданова Лариса Викторовна

Статья об инклюзивном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_bogdanova.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Богданова Лариса Викторовна,

заместитель директора по УВР I категории,

 учитель истории I категории

МКОУ Чумаковская школа-интернат

Особые дети обычных родителей.

Моему ребенку в 4 года был диагностирован аутизм. Сейчас он обучается по общеобразовательной программе во 2 классе на дому с частичной инклюзией. Как все мамы, хочу, чтобы мой сын учился в школе. Когда мы сможем переступить этот рубеж, я приведу ребенка в общеобразовательную школу, расскажу учителям и специалистам об особенностях этого заболевания и скажу: «Мой ребенок будет инклюзивно обучаться в вашей школе. Ему нужны соответствующие условия. Он не переносит шума: шум пылесоса для него равен гулу самолета прямо над ухом. Это может его раздражать и травмировать. Моему сыну требуется психологическое и логопедическое сопровождение. Его речь и поведение своеобразны, но я хочу, чтобы дети не воспринимали это неправильно».

Каждая мама особого ребенка хочет, чтобы ее сын (или дочь) учились вместе со всеми детьми, ходили в общеобразовательную школу, сидели за партой, получали хорошие оценки. Сегодня родители вправе привести своего ребенка в любую школу и посадить за любую парту. Не каждая мама расскажет вам о диагнозе своего ребенка. В лучшем случае, она представит рекомендации специалистов ПМПК. Права родителей и детей защищены законом. Как быть в этом случае педагогам? На что делать акцент? На что обращать или не обращать внимание? Вопрос сложный и открытый.

С чего начинать, если в класс пришел ребенок с особыми образовательными потребностями? На мой взгляд, должна быть четкая структура обучения и сопровождения ребенка, родителей, педагога. Начать нужно не с программы, и не со школьного ПМПк. Начать нужно с родителей тех ребят, с которыми будет учиться ребенок с особыми образовательными потребностями. Именно родители должны объяснить своим детям, что этот ребенок ТАКОЙ ЖЕ, КАК ВСЕ. У нас на стажировке была студентка из Германии Тимона Гош. Она сказала, что если в Германии ребенок скажет что-то обидное в адрес человека с ограниченными возможностями здоровья, родители проведут с ним разъяснительную беседу и их чадо запомнит, что этого делать не нужно. Наши родители, порой сами показывают пальцем и говорят: «Смотрите – Даун». Они же не знают, что Джон Даун – это английский врач, который умер в конце прошлого столетия. Родительские собрания, совместно с родителями семинары, круглые столы – формы работы, которые помогут урегулировать отношения в классе.

Обучение педагогов и комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ – следующий шаг в инклюзивном образовании. Если в каждом классе общеобразовательной школы будет учиться ребенок с особыми образовательными потребностями, нужно понимать, что это обучение требует специального сопровождения: логопедического, психологического, дефектологического, сопровождения сурдопедагога – их помощь необходима не только учащемуся, имеющему нарушения развития,  но и педагогу, который будет обучать ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Психологическая помощь родителям, центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, центры психолого-медико-педагогического сопровождения, где будут созданы детско-родительские группы, где родители могут узнать о психологических особенностях ребенка, о стилях воспитания, о трудностях, которые сопровождают процесс воспитания и о способах их преодоления – это важное условие в сопровождении и обучении ребенка с ОВЗ. Психологи центра окажут помощь, если:

  1. ребенок испытывает трудности в обучении, не хочет посещать детский сад/школу или с трудом адаптируется;
  2. ребенок стал непослушным и грубым, агрессивным и раздражительным, ему трудно общаться с взрослыми и сверстниками;
  3. быстро устает и не может сосредоточиться на выполнении учебных заданий; проблемы с вниманием, мышлением, памятью;
  4. недостаточно сформирована крупная или мелкая моторика, нарушена координация движений;
  5. ребенок имеет проблемы эмоциональной сферы (страхи, повышенная тревожность, подавленность, застенчивость);
  6. ребенок пережил психотравму, сексуальное, физическое или психологическое насилие;
  7. подросток не знает, какую профессию ему выбрать, тревожится по поводу ЕГЭ;
  8. у вас возникли сложности в детско-родительских или семейных взаимоотношениях.

В Областном детском клиническом психоневрологическом диспансере работают специалисты, которые осуществляют помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. Для решения  проблем, связанных с психическим здоровьем детей, в  центре осуществляют деятельность: участковая детская психиатрия; дневной стационар на 100 мест; психотерапевтический центр семьи и ребенка; отделение медицинской психологии; отделение телефон доверия; логопедическая служба; служба социально-педагогической помощи; консультативные кабинеты:  микропсихиатрии; генетики; неврологии;   для детей, подвергшихся насилию или жестокому обращению, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с самоповреждающим поведением, с аутистическими расстройствами.

Специалистами проводится психологическая и логопедическая диагностика детей, оказывается помощь в разрешении проблем развития личности и социальной адаптации, предоставляются услуги консультирования в решении вопросов внутри семейных и межличностных отношений, коррекций нарушений устной и письменной речи у детей и подростков. Помощь оказывается квалифицированная, качественная и совершенно бесплатно. Но, в Новосибирск каждый родитель не в состоянии  еженедельно возить ребенка на консультации, часто нет возможности находится в области целый месяц на дневном стационаре. Если ребенок и родители проживают в селе, то возможности даже в Куйбышев возить на консультацию, сопровождение, лечение, ограничены. Как в этом случае поступить? Думаю, что нужно не только педагогов, но и родителей информировать о центрах консультативной помощи детям и родителям детей с ОВЗ, которые существуют в области, районе. Проводить семинары не с педагогами, а совместные с педагогами и родителями. Нужно, чтобы родители получали рекомендации на определенный срок и периодическую консультативную помощь.

Еще одна ступень инклюзивного образования – программы, стандарты образования. Сегодня педагогу нужно составить не только определенную программу на каждый вид образования, но и индивидуальные маршруты, т.к. нарушения в рамках одного заболевания могут быть различной степени тяжести. А как быть со стандартами? Какие стандарты применимы к детям с ОВЗ? На мой взгляд, не дети должны соответствовать стандартам, а программа должна соответствовать уровню развития и индивидуальным возможностям ребенка. Если ребенок не усваивает какую-то программу, не стоит говорить, что ребенок плохой и у него проблемы… стоит подумать: «Как изменить программу, чтобы ребенок усвоил этот материал?». Вышеупомянутая студентка Тимона, которая находилась у нас на стажировке месяц, сказала мне однажды: «Многие ребята вашей школы учились бы в Германии в обычной школе. Потому что для нас не важно, каким стандартам соответствует ребенок. Каждый ребенок индивидуален и его возможности индивидуальны: кто-то не может читать, но он хорошо запоминает на слух – он был бы гением, если бы вы развивали эту способность».

Еще много белых пятен на карте инклюзивного образования. Главное: вовремя их обнаружить и заполнить. Я хочу, чтобы все дети учились сегодня в школе и не чувствовали свою ущербность, но так же я хочу, чтобы условия обучения, воспитания, сопровождения особых детей были адекватными их возможностям.

Сопровождение ребенка с ОВЗ в рамках инклюзивного образования

Ребенок

Родители

Одноклассники

Родители одноклассников

Учитель

Психолог

ПМПК и школьный ПМПк

Логопед

Медицинские работники

Службы социального сопровождения

Центры сопровождения ребенка и родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям "особых" детей.

Материалы для проведения бесед с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья. Как преодолеть страх и разочарование? Как избавиться от чувства вины? Как научиться быть сильным и п...

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"...

Особые дети - особое общение

В статье даны рекомендации родителям о принципах общения с детьми и подростками, помогающих  установить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком, избежать эмоционально-поведенческих нарушений ...

Помощь родителям особых детей

Советы родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии Предлагаем некоторые рекомендации, которые возникли в результат нашего опыта работы с родителями, воспитывающими детей с отклонения...

Советы дефектолога для родителей особых детей

В данном разделе представлены рекомендации дефектолога родителям, которые затрудняются, с чего начать помощь ребёнку, отстающему в развитии....

Арт-терапия в работе с родителями особых детей

Из опыта работы педагога-психолога Государственного бюджетного учреждения Саратовской области, социально-реабилитационного центра «Надежда», на базе которого организована работа с родителя...

Рекомендации учителя-дефектолога родителям! ОСОБЫЕ ДЕТИ - ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ.

Рекомендации учителя-дефектолога родителям! ОСОБЫЕ ДЕТИ - ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ....