Разработка логопедического занятия "Дифференциация И-У"
план-конспект урока по теме

Алексеева Ирина Николаевна

 

Конспект логопедического занятия по формированию оптико-пространственных функций у учащихся первых классов с задержкой психического развития на материале букв И-У.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия


по формированию оптико-пространственных функций


у учащихся первых классов с задержкой психического развития


Алексеева И.Н.,

учитель-логопед МОУ СОШ №6,

г. Надым

Тема занятия. Дифференциация И - У.

Цели:

  1. развитие зрительной памяти, зрительно-пространственной ориентировки;
  2. выработка слуховых и зрительных ориентировок;
  3. различение звуков [и] – [у] и соответствующих им букв;
  4. воспитание коммуникативных навыков, умения работать в группе;
  5. содействие сохранению здоровья учащихся.

Оборудование:

  1. демонстрационный материал: иллюстрации к артикуляционной зарядке, предметные картинки, символы букв;
  2. звуковые линейки, индивидуальные карточки, элементы букв.

Ход занятия:

I. Мобилизирующий этап.

1. Приветствие.

  1. Доброе утро! Ребята, улыбнитесь друг другу. Давайте поздороваемся друг с другом стихотворением.

Ребята хором проговаривают текст стихотворения с одновременным выполнением пальчиковой гимнастики.

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!»

- А сейчас сядьте, пожалуйста, те, у кого рыбка плывёт вправо, а теперь те ребята у кого рыбка плывёт влево.

Учащиеся определяют, в какую сторону плывёт рыбка, расположенная у каждого на парте и садятся по инструкции.

2. Артикуляционная зарядка.

- Ребята, для того, чтобы правильно произносить все звуки, нам нужно научить свой язычок слушаться. В этом нам поможет «Сказка о весёлом язычке». Выполняют движения в соответствии с текстом сказки.

Проснулся рано утром Язычок. Решил выглянуть на улицу. Открыл сначала одно окошко, затем второе. Выглянул, а на улице светит ласковое солнышко. Улёгся Язычок на подоконник позагорать (упражнение «Лопаточка»). Понравилось язычку на улице, пошёл он погулять. Идёт, смотрит по сторонам – вправо-влево (упражнение «Часики»). Увидел Язычок, как девочка на качелях катается, и ему тоже захотелось покататься (упражнение «Качели»). Пошёл язычок дальше и увидел, как строиться огромный дом. Заглянул в окно, а там маляр красит стены. Язычку очень захотелось помочь (упражнение «Маляр»). На этом приключения весёлого Язычка не закончились, что с ним случилось дальше, мы узнаем на следующем занятии.

II. Вводный в тему.

1. Сообщение темы, постановка перед детьми задач.

На доску вывешивается картинка, на которой изображены кактус, ёж, ёлка (приложение №1).

- Ребята, посмотрите на доску, что общего у всех этих предметов?

- Иголки.

Выделяют первый звук, хором произносят.

- Слушайте внимательно! Апельсин, ананас, груша, лимон. Как можно назвать одним словом эти предметы? Ребята, назовите, пожалуйста, третий звук в слове фрукты. Как вы думаете, какие звуки будут сегодня «дежурные»?

- Сегодня на занятии мы будем сравнивать звуки и буквы И – У и учиться не смешивать эти буквы на письме.

2. Уточнение характеристики звуков, артикуляционных укладов.

Ребята дают характеристику  каждому звуку, рассматривают артикуляцию.

- Сейчас я буду называть слова с «дежурными звуками», а вы, если услышите слово со звуком [и], руки вытягиваете в стороны, а если услышите слово со звуком [у] – руки на пояс. Провести аналогию между положением губ и движениями руками.   

Предложенные слова: кружево, кукла, вилка, лук, редиска, дом

3. Сравнение написания букв И, У.

- Ребята, сейчас мы с вами сравнивали звуки, но у каждого из этих звуков есть буква. Вывешиваются буквы И, У. Посмотрите, пожалуйста, из каких элементов состоит буква И, буква У? Чем похожи эти буквы, а чем отличаются?

Выбирают необходимые элементы для букв И,У из предложенных на доске.

- Давайте пропишем указательным пальцем на парте сначала букву И, а затем – У. Как вы думаете, можем мы с помощью стрелочки показать движение нашей руки?

Дети делают вывод, что когда мы пишем И, рука движется вправо, а когда пишем У, рука опускается вниз, под строчку, можно обозначить стрелочкой вниз – букву У, а стрелочкой вправо – букву И.

4. Динамическая пауза.

-  Ребята, мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём. Встаньте возле своих рабочих мест и выполняйте за мной следующие движения:

Вышли мыши как-то раз

Дети маршируют

Посмотреть, который час.

руки на пояс поворот вправо-влево

Раз, два, три, четыре –

хлопки в ладоши

Мыши дёрнули за гири.

имитация дёргания за верёвку

Вдруг раздался страшный звон –

ладони к щекам, покачивание головой

Побежали мыши вон!

бег на месте

-  Спасибо, вы немного отдохнули, присаживайтесь на свои места.                

5. Конструирование.

  1. -  Ребята, у каждого из вас на парте конверт с элементами букв. Достаньте, пожалуйста, элементы и выложите «дежурные буквы».

Проблемная ситуация: в одном из конвертов вместо необходимого элемента – овал.

Индивидуальная помощь.

- Поднимите руки, у кого готовы буквы. Хорошо, я вижу, что вы все справились с этим заданием.

  1. - Ребята, выходите все к доске (на доске изображены буквы в различном расположении, с лишними и недостающими элементами.)

 - Обведите правильно написанные буквы, допишите недостающие элементы, зачеркните неправильно написанные буквы.

- Ребята, посмотрите теперь на доску, все буквы написаны правильно?

- Молодцы!

  1. - Садитесь, пожалуйста, на свои места. Перемешайте элементы на парте. Сейчас я назову слово, а вы выложите на парте ту «дежурную букву», которая есть в этом слове. При выкладывании буквы глаза должны быть закрыты.

-  Липа. 

-  Какую букву выложили, почему?

-  А теперь слово лупа  (проводится аналогичная работа).

-  Давайте, сравним написание этих слов.

-  Что обозначают слова липа, лупа. 

Если возникнет необходимость, объяснить значение слова лупа.

-  Ребята, вы поняли, насколько важна каждая буква в слове?

- Давайте, перечислим все сходства и отличия «дежурных букв». Как вы думаете, сможете не смешивать эти буквы на письме? Следующее задание поможет нам это проверить.

6. Графическая запись слов.

- Сейчас я раздам вам листочки, на которых изображены различные предметы. Подпишите под картинкой «дежурные буквы», которые есть в данных словах в виде стрелочек (и - →, у - ↓). (Приложение №2)

Первая картинка разбирается вслух всей группой. Далее самостоятельно.

Проверка правильности посадки при письме, готовности к работе: приготовьте листочки, положите их наклонно,  возьмите правильно ручки, пододвиньте стул к парте, проверьте кулачком, спину выпрямите, опираясь на спинку.

Проблемная ситуация: в слове клубника две дежурные буквы.

- Назовите слова с буквой И.

- Назовите слова с буквой У.

- Поднимите руки, кто выполнил правильно всё задание. Молодцы! Ребята, давайте, похлопаем тем, кто справился.

Подведение итога.

7. Дидактическая игра «Измени слово»

- Ребята, посмотрите на свой листочек и назовите ягоды.  

- Давайте, из ягод сварим варенье, как оно будет называться? 

- Вишнёвое, клубничное.

- Назовите ласково овощи.

- Капустка, помидорчик

- Если из фруктов сделать сок, как он будет называться.

- Персиковый, грушевый.

Подведение итога.

Заключительная часть.

1. Подведение итога занятия.

  1. Чему учились сегодня на занятии?
  2. Расскажите всё о звуках [и, у], буквах И,У.

2. Домашнее задание.

- Дома предлагаю сделать на выбор следующее: вылепить «дежурные буквы»
из пластилина, вырезать ножницами или сделать из проволоки.

3. Пароль на выход.

- А сейчас пароль на выход: из кабинета выходит тот, кто составит предложение
по следующей схеме: ===  ~~~ —— . Например: Лежит спелый помидор.

Примечание: сначала приглашаются более сильные учащиеся, чтобы их ответы услышали все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Логопедическая минутка"

В специальной (коррекционной) школе-интернат VIIIвида помимо коррекции звукопроизношения и устранения недостатков письма учитель-логопеда реализует следующие задачи:  развитие артикуляционн...

Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся  3 класса (СКОУ VII вида)....

Методическая разработка логопедического занятия по теме: «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»

Конспект логопедического занятия для младших школьников с применением презентации Power Point и использованием компьютерной логопедической программы "Игры для тигры"....

Методическая разработка логопедического занятия для детей с ТНР по теме «Осеннее превращение»

Конспект открытого мероприятия для детей пятого года жизни с диагнозом "задержка психического развития"....

Методическая разработка логопедического занятия для 2 класса школы VII вида по теме" Глагол, как часть речи"

Конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии и дислексии во 2 классе школы VIIвида....

Методическая разработка логопедического занятия в 4 классе: "Зимняя олимпиада"

Занятие направлено на преодоление аграмматической дисграфии, коррекции дизорфографии, развитию функциональных возможностей лексико-грамматических средств языка....