конспект урока чтения. Тема "Мой Пушкин".
план-конспект урока (6 класс) по теме

Мастер Людмила Викторовна

Обобщающий урок по творчеству А.С. Пушкина. Конспект урока для учащихся коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_chteniya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: " Мой Пушкин. "  (Обобщающий урок по

                        творчеству А. С. Пушкина.)

Цель урока: обобщить знания учащихся о творчестве

                        А. С. Пушкина, расширить круг чтения

                        детей;

                        развивать образное мышление, творческие

                        способности, воображение;

                         воспитывать любовь к поэтическому слову,

                        формировать интерес детей к классическому

                        искусству.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации,

                         дополнительная литература.

                          Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок посвящен Александру Сергеевичу Пушкину – солнцу русской поэзии. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, знакомы с некоторыми его поэмами и повестями, немало знаете наизусть.

 Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик. Вот сегодня мы и поделимся друг с другом, чем для нас является Пушкин, какие его произведения особенно дороги и близки каждому из нас.

  Поэтому этот урок мы назовем " Мой Пушкин", и пройдет он в форме устного журнала, где будут странички, содержащие стихи и сказки. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять душу великого поэта и его творчество, насладиться его волшебными стихами.

  1. Основная часть.

1.Стихи.

Итак, первая глава нашего журнала посвящена вашим любимым стихотворениям.

Я знаю, что некоторые ребята остановили свой выбор на стихотворениях, в которых Пушкин рисует чудесные картины русской зимы. Пусть они и откроют наш журнал.

 1-й ученик. Я хочу прочитать отрывок из романа "Евгений Онегин", где поэт описывает приход зимы. Он передает нетерпение, с которым все ждут зиму, и вместе с героиней романа Татьяной радуется её приходу.

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Картины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Всё ярко, всё бело кругом.

2-й ученик. Мне очень нравится стихотворение "Зимнее утро". Это стихотворение и веселит, и бодрит, и создаёт праздничное настроение.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный-

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо  льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки,

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Вопросы: ребята прочли два стихотворения Пушкина, какое настроение их объединяет?

2. Работа с портретом.

Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасно передает портрет А. С. Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андреевичем Тропининым.

На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит куда-то в сторону. В его светлых голубых глазах какое-то особенное выражение. Взгляд остановился. Лоб напряжен. Губы словно шепчут что-то. Не в таком ли состоянии он написал такие строки?

И пробуждается поэзия во мне…

… и пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута – и стихи свободно потекут.

Вот что на портрете. Поэзия пробуждается в Пушкине, стихи живут в нём, он их слышит – "… минута – и стихи свободно потекут…"

Но жизнь поэта не была лёгкой, безоблачной, и он, конечно, имел право на другое настроение, печальное, грустное, которое тоже нашло отражение в его стихах. Помните ли вы такие стихи? ( "Зимняя дорога", "Зимний вечер".)

Я прочитаю вам стихотворение "Зимняя дорога". Пушкину приходилось много путешествовать; ездили в то время на лошадях; дорога, особенно зимой, когда рано темнеет, порой была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий Александр Сергеевич сочинил эти строчки.

3-й ученик.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне…

И ещё я хочу добавить. Хотя это стихотворение грустное, но оно очень красивое, так и представляешь зимние поляны, залитые серебряным лунным светом.

Хочу обратить ваше внимание на то, что на полях своих рукописей Пушкин сам постоянно рисовал своих персонажей. Рисовал он и самого себя.( Учитель демонстрирует иллюстративный материал.) Когда Пушкин чувствовал себя одиноким, автопортрет получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком-нибудь смешном виде – в огромном картузе, всадником в бурке, мчавшимся во весь опор.

Стихотворение которое я вам сейчас прочту посвящено няне великого поэта – Арине Родионовне. Долгими зимними вечерами она рассказывала маленькому Саше сказки, пела русские народные песни. Она стала другом Пушкина на всю жизнь. И когда поэт жил в Москве, Петербурге, он часто вспоминал Арину Родионовну, скучал по ней и посвящал ей свои стихи. Одно так и называется "Няне":

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То, что вспомнили о няне Пушкина, замечательно. Именно она пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание подарить людям свои сказки.

3. Викторина по сказкам А. С. Пушкина.

Итак, мы открываем новую главу нашего журнала, посвященную сказкам Пушкина.

Здесь, я думаю, вы большие знатоки, и примите активное участие в викторине по сказкам великого поэта.

Я прочту начало самой большой сказки Пушкина. Послушайте и назовите её.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

( Учащиеся называют сказку "Руслан и Людмила".)

А вот следующая загадка. Из какой сказки эти слова?

Бедненький бес

Под кобылу подлез,

Понатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул.

А теперь назовите сказку.

Ты волна моя, волна,

Ты гульлива и вольна,

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,-

Подымаешь корабли.

Из какой сказки эти строчки?

Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Какая сказка заканчивается словами?

С колесницы пал Дадон –

Охнул раз, - и умер он.

А царица вдруг пропала,

Будто вовсе не бывало.

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

Все ли известные вам сказки Пушкина назвали? ( Нет. Забыли сказку " О золотой рыбке".)

Кто вспомнит строки из этой сказки?

Вот и вспомнили мы самые известные сказки Пушкина, а теперь давайте подумаем:

- какая самая поучительная?

- а самая красивая, волшебная?

- в какой сказке Пушкин учит нас прощать даже тех, кто когда-то причинил нам зло?

Настал черёд и моей странички. Своё восприятие творчества А. С. Пушкина я решила выразить в стихотворной форме.

         Мой Пушкин.

Что Пушкин для меня?

Средь дней однообразных вереницы

Он для меня, как дивная жар-птица,

Как дар волшебный счастья и добра.

Мой Пушкин – море красоты,

Волшебных грёз очарованье.

Он факел на моём пути,

Несущий свет, добро и состраданье.

В минуты радости, тоски или печали

Он рядом, он со мной.

Утешит, усладит пленительной строфой

И позовёт в неведомые дали.

Чем дольше жизнь,

Тем Пушкин мне родней,

Милей, дороже, ближе и понятней.

Быть русской, как и он,

Читать его стихи

Что может быть

И слаще, и приятней?

Перевернув последнюю страницу нашего журнала, мы говорим Пушкину: "До скорого свидания".

  1. Итог урока.

Вас ждёт ещё много прекрасных встреч с великим поэтом. Вы прочтёте его стихи о дружбе, о свободе, о любви к родной Отчизне, его романы, повести, поэмы.

Я вас всех благодарю за участие в нашем разговоре о поэзии Александра Сергеевича Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс

Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить  формирование  правильной...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на те...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Ф,ф"

Интегрированный урок ( чтение и окружающий мир) с использованием интерактивной доски, проектора.  Занимательная фонетическая разминка, Ребята на уроке были путешественниками, исследователями.Эври...

Конспект урока чтения: А.С. Пушкин "Сказка о царевне и семи богатырях"

Работать над языком художественного произведения; обучать вдумчивому прочтению сказки....

Конспект урока чтения во 2 классе коррекционной школы «Чтение рассказа «Лягушонок» По М. Пришвину.»

Конспект урока предназначен для обучающихся 2 класса коррекционных школ.Комбинированный урок....